Закрепление знаний о глаголе. 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи.

Задачи:

  • развивать творческие способности, кругозор, мышление, внимание;
  • здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.

Организационный момент

У. Прозвенел звонок

Д. Начинается урок.

Уч. Сегодня мы с вами повторим все, что знаем о глаголе. А вот и его Величество Глагол к нам пожаловал на урок. (Вывешивается картинка глагола)

Дети повторяют спряжение, время, число и род.

Дети записывают число, классную работу.

У. У вас на столе лежат кроссворды. Запишите ответы – глаголы в ед.числе 2-л.

  1. Выражать свое мнение, доказывать, несмотря на свою неправоту (споришь).
  2. Обратиться к кому-нибудь с вопросом (спросишь).
  3. Когда кто-нибудь сделает хорошее, приятное (радуешься)
  4. Подвергаться опасности, риску (рискуешь).
  5. Не забывать о дорогих тебе людях (помнишь).
  6. Относиться к людям с уважением (уважаешь).

У. Что общего у этих глаголов? Какой глагол отличается от других (возвратный).

Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (Родина).

У. Как вы понимаете значение того слова. В словаре Д.Ушакова “ Родина - это страна, отечество, в которой человек родился и гражданином которой является.”

Запишите слово с большой буквы Родина, с маленькой родина. Почему в одних случаях пишется с большой буквы, в других с маленькой. Запишите: “Наша Родина - Россия.

Моя родина -Хакасия.”

А теперь вернемся к его Величеству Глаголу.

Первое задание: поставьте глаголы в неопределенную форму.

Второе задание: Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.:

  • обвести вокруг пальца;
  • клевать носом;
  • зарубить на носу;
  • не спускать глаз;
  • пропускать мимо ушей.

(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).

Прочитайте стихотворение хакасской поэтессы Г. Казачиновой.

-Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)

-Какой частью речи они являются? (глаголы)

Солнце улыбается,
Все согреть старается.
Лишь сосулька плачет-
Ей обидно значит.
От обиды дуется,
Дуется, волнуется.
Солнце улыбается,
Потому и тает.

Запишите стихотворение по памяти.

У. О каком времени года говорится в стихотворении? (весне)

Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?

 

В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий (по классу развешаны круги этих цветов.)

Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.

К-ж-з-с=с-ж-с-з-к

Остановите взгляд на зеленом цвете

Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?

На доске текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли.

Посмотрите на картину. Как называются эти цветы? Они занесены в Красную книгу, как исчезающий вид растений, поэтому не рвите этот прекрасный цветок, который так похож на маленькое солнышко.

Пусть в лесу горят эти удивительные лучики солнца.

Выпишите из текста глаголы и разберите их по составу.

-Найдите синий цвет. Остановите на нем свой взгляд.

Весну называют “весна воды”.

Прочитайте предложения, чем они отличаются?

“Река Абакан плавно огибала степь и уходила за горизонт. Река огибала степь, она плавно уходила за горизонт” (1-простое с однородными сказуемыми, 2- сложное, имеет две грамматических основы).

Физ. Минутка.

Найдите желтый цвет. Как вы думаете, как еще называют весну? “Весна света” Почему?

Составьте из слов предложение: “в, пора, весенняя, природе, жизни, наступила, пробуждения” (В природе наступила (наступает) весенняя пора пробуждения жизни).

Замените глагол прошедшего времени на глагол настоящего времени.

Весну еще называют красной, найдите красный цвет. В народе говорят: “Пришла весна-красна” Почему так говорят?

(В классе развешаны глаголы.)

Бежать, затрещать, наполнить, таять, прогреметь, украсить, звенеть , пригревать, журчать, проснулись, распустились.)

Детям предлагается составить мини-сочинения о весне, используя эти глаголы.

 

Зачитываются сочинения, выбираются лучшие.

Рефлексия: Кто считает, что на уроке работал хорошо, искупайте себя аплодисментами (дети хлопают в ладоши).

Итог урока. Его Величество Глагол благодарит вас за хорошую работу на уроке.

Презентация