Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи.
Задачи:
- развивать творческие способности, кругозор, мышление, внимание;
- здоровьесберегающие задачи: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.
Организационный момент
У. Прозвенел звонок
Д. Начинается урок.
Уч. Сегодня мы с вами повторим все, что знаем о глаголе. А вот и его Величество Глагол к нам пожаловал на урок. (Вывешивается картинка глагола)
Дети повторяют спряжение, время, число и род.
Дети записывают число, классную работу.
У. У вас на столе лежат кроссворды. Запишите ответы – глаголы в ед.числе 2-л.
- Выражать свое мнение, доказывать, несмотря на свою неправоту (споришь).
- Обратиться к кому-нибудь с вопросом (спросишь).
- Когда кто-нибудь сделает хорошее, приятное (радуешься)
- Подвергаться опасности, риску (рискуешь).
- Не забывать о дорогих тебе людях (помнишь).
- Относиться к людям с уважением (уважаешь).
У. Что общего у этих глаголов? Какой глагол отличается от других (возвратный).
Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (Родина).
У. Как вы понимаете значение того слова. В словаре Д.Ушакова “ Родина - это страна, отечество, в которой человек родился и гражданином которой является.”
Запишите слово с большой буквы Родина, с маленькой родина. Почему в одних случаях пишется с большой буквы, в других с маленькой. Запишите: “Наша Родина - Россия.
Моя родина -Хакасия.”
А теперь вернемся к его Величеству Глаголу.
Первое задание: поставьте глаголы в неопределенную форму.
Второе задание: Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.:
- обвести вокруг пальца;
- клевать носом;
- зарубить на носу;
- не спускать глаз;
- пропускать мимо ушей.
(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).
Прочитайте стихотворение хакасской поэтессы Г. Казачиновой.
-Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)
-Какой частью речи они являются? (глаголы)
Солнце улыбается,
Все согреть старается.
Лишь сосулька плачет-
Ей обидно значит.
От обиды дуется,
Дуется, волнуется.
Солнце улыбается,
Потому и тает.
Запишите стихотворение по памяти.
У. О каком времени года говорится в стихотворении? (весне)
Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?
В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий (по классу развешаны круги этих цветов.)
Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.
К-ж-з-с=с-ж-с-з-к
Остановите взгляд на зеленом цвете
Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?
На доске текст: Еще не весь сойдет снег, а скоро покажется молодая травка. С каждым днем ее становится все больше. Своим зеленым ковром она закроет остатки земли.
Посмотрите на картину. Как называются эти цветы? Они занесены в Красную книгу, как исчезающий вид растений, поэтому не рвите этот прекрасный цветок, который так похож на маленькое солнышко.
Пусть в лесу горят эти удивительные лучики солнца.
Выпишите из текста глаголы и разберите их по составу.
-Найдите синий цвет. Остановите на нем свой взгляд.
Весну называют “весна воды”.
Прочитайте предложения, чем они отличаются?
“Река Абакан плавно огибала степь и уходила за горизонт. Река огибала степь, она плавно уходила за горизонт” (1-простое с однородными сказуемыми, 2- сложное, имеет две грамматических основы).
Физ. Минутка.
Найдите желтый цвет. Как вы думаете, как еще называют весну? “Весна света” Почему?
Составьте из слов предложение: “в, пора, весенняя, природе, жизни, наступила, пробуждения” (В природе наступила (наступает) весенняя пора пробуждения жизни).
Замените глагол прошедшего времени на глагол настоящего времени.
Весну еще называют красной, найдите красный цвет. В народе говорят: “Пришла весна-красна” Почему так говорят?
(В классе развешаны глаголы.)
Бежать, затрещать, наполнить, таять, прогреметь, украсить, звенеть , пригревать, журчать, проснулись, распустились.)
Детям предлагается составить мини-сочинения о весне, используя эти глаголы.
Зачитываются сочинения, выбираются лучшие.
Рефлексия: Кто считает, что на уроке работал хорошо, искупайте себя аплодисментами (дети хлопают в ладоши).
Итог урока. Его Величество Глагол благодарит вас за хорошую работу на уроке.