Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Данные задания олимпиады предназначены для учащихся 10-го класса и охватывают практически все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умении работать с речевыми ошибками.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-й класс

Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

Задание 2. (5 баллов) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

Медведь, очки, петух, печаль, председатель, работа, сейчас, созерцать, уважать, урожай

Задание 3. (8 баллов) От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

  1. Архангельск –
  2. Одесса –
  3. Кострома –
  4. Киев –
  5. Курск
  6. Пермь-
  7. Рим –
  8. Баку –

Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

Задание 5. (8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Задание 6. (12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

  1. а) Он грустно улыбнулся.
    б) Его лицо грустно.
    в) Сегодня ему было особенно грустно.

  2. а) Мы опять явились на то место.
    б) В магазин-то сходил?
    в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

  3. а) Отец шел мне навстречу.
    б) Мы торопились на встречу с другом.
    в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

  4. а) Он жил в доме напротив.
    б) Напротив школы был стадион.
    в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной

Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)

Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.

  1. Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
  2. Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
  3. Швабрину наплевать на мнение окружающих.
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
  5. Человек ведёт праздничную жизнь.
  6. Это свойство свойственно всем писателям.
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
  8. Жилин радовался, что обратно может совершить побег.

Задание 9. (12 баллов) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?

Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)

Задание 11. (5 баллов) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:

Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера!..(Н.В. Гоголь)

Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

  1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
  2. С какой целью автор использует диалектные слова и ряд однородных членов в предложении?
  3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
  4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.

Максимально – 100 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе 

№1. Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 5 баллов.

№2.

  • Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).
  • Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.
  • Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».
  • Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» (пекло – «жар, зной»).
  • Председатель – собственно русск., образовано на базе сочетания «сесть впереди, занять первое место». Проверочное слово – сесть.
  • Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».
  • Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.
  • Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.
  • Уважать – польск., восходит к общеславянск. важный, образованному от существительного вага – «вес, тяжесть»
  • Урожай – исконно русск., образовано от той же основы, что урод, род. Урожай – «то, что уродилось».

По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

Всего – 5 баллов

№3.

архангелогородцы, -ец, -ка 
одесситы, -ит, -ка 
костромичи, -ич, жительница Костромы 
киевляне, -ин, -ка 
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка 
римляне, -ин, -ка 
бакинцы, -ец, -ка

По 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Всего – 8 баллов 

№4.

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Всего – 6 баллов

№5. Фразеологизмы:

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

Всего – 8 баллов 

№6

  1. а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.
  2. а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.
  3. а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.
  4. а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

По 1 баллу за правильно названную часть речи.

Всего – 12 баллов 

№7.

  • Внемлют – форма настоящего времени от глагола внимать; лексическое значение глагола внимать – «слушать, воспринимать»; от него исторически образованы внимание, внимательный.
  • Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата, вознаграждение, взятка»; исторические производные – возмездие, мздоимец.
  • Очеса – форма множественного числа от око – глаз; производные от слова око с исторической точки зрения очный, очки, воочию, окно.
  • Зыблет – форма глагола зыбать в значении «колебать, качать»; исторические производные – зыбкий, зыбучий, незыблемый зыбь, зыбка.

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

№8

  1. Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
  2. Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).
  3. Швабрин не считается с мнением окружающих. (Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.)
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).
  5. Человек ведёт праздную жизнь. (Неразличение паронимов)
  6. Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).
  8. Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

За указание типа ошибки – 0,5 б.

Всего – 8 баллов 

№9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

Всего – 12 баллов 

№10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

Всего – 4 балла 

№11 Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера!..

(Н.В.Гоголь)

Максимально – 5 баллов (по школьной оценочной системе) 

№12 Задание. Сочинение-рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

Максимальное количество – 15 баллов.

  1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
    Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

  2. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
    Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

  3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
    Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

  4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
    В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

Максимальное количество – 100 баллов.