Русский язык
-
"Своя игра" на уроке русского языка 2010
В конце учебного года проводятся различные виды итоговых работ, но прежде надо повторить с учащимися изученный курс. Для обобщения изученного курса предлагается данная разработка "Своей игры" по русскому языку в 6-м классе. Учащиеся в игровой форме ещё раз вспомнят изученный материал.
-
"Своя игра" по русскому языку, литературе, МХК. 6-й класс 2014
Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. Автор представляет лингвистическую игру «Своя игра» по русскому языку, литературе, МХК.
-
"Связь слов в словосочетании". Урок русского языка в 8-м классе 2010
На уроке русского языка в 8-м классе "Связь слов в словосочетании" закрепляется понятие о видах связи слов в словосочетании, формируются умения определять способы связи слов в словосочетаниях. Языковой материал урока связан с жизнью и деятельностью Д.Менделеева. Урок сопровождается презентацией.
-
"Секреты причастия (понятие о причастии)" 2009
Урок посвящён изучению причастия. Сложность в усвоении этого материала в 6-м классе заключается в том, что дети не овладевают навыком опознавания причастия, отсюда многочисленные ошибки и в написании, и в пунктуационном оформлении предложений с причастными оборотами, и в проведении морфемного и морфологического анализа этой части речи.
-
"Секреты русской речи" 2010
Урок является обобщающим в теме «Обособленные члены предложения». Главная задача – понять необходимость использования обособленных оборотов для того, чтобы речь отличалась богатством синтаксических конструкций, образностью, точностью.
-
«Своя игра» по русскому языку
2015
«Своя игра» может быть использована на итоговом занятии как обобщение знаний по всем разделам русского языка: лексика, фонетика, орфоэпия, орфография, морфология, словообразование, фразеология, пунктуация, синтаксис. Кроме вопросов на знание фактического материала, есть задания и занимательного характера, такие, как ребусы, шарады, пословицы, переводчик.
-
«Своя игра» по страноведению и филологии
2015
Цель игры: расширение кругозора учащихся, обобщение и систематизация их знаний о странах изучаемого языка и своей страны, культуре.
-
Сборник технологический карт уроков для начальной школы. 2-й класс 2023
Представлены технологические карты уроков во 2-х классах по темам "Несклоняемые имена существительные" и "Корень – часть слова".
-
Сборник упражнений по орфографии и морфологии, 7-й класс 2011
Пособие предназначено для проверки знаний учащихся 7-х классов по русскому языку в пределах изученного ими материала. В нем представлены упражнения по основным разделам орфографии и морфологии, творческие задания, словарные и проверочные диктанты, тесты. Дидактический материал подбирался таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к самостоятельной работе со словом, показать всю красоту и богатство русского языка.
-
Сборник упражнений по орфографии и пунктуации по русскому языку 2012
В данный сборник вошли упражнения, составленные на основе текстов произведений русских классиков: И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Содержание упражнений сборника направлено на закрепление, обобщение и систематизацию навыков учащихся по орфографии и пунктуации. Сборник поможет учителю организовать работу на уроках русского языка и дома.
-
Своеобразие отбора лексики при изображении осени в лирике Ф.И. Тютчева. Интегрированный урок (русский язык + литература), 1-й курс колледжа на базе 11-х классов 2008
Интегрированный урок, в ходе которого на основе работы с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева об осени повторяются сведения по лексике и расширяются знания студентов о связи творчества автора с традициями западной и русской поэзии, о влиянии их на развитие лирики.
-
Связь предложений в тексте 2012
Урок помогает познакомить учащихся с видами связей предложений в тексте; формировать у школьников умение определять характер связи между предложениями в тексте и анализировать текст с позиций речеведения; развивать словарный запас учащихся.
-
Связь слов в предложении. 2-й класс 2010
На данном уроке дети учатся устанавливать связь слов в предложении по вопросам, находить грамматическую основу предложения. На протяжении всего урока ведется работа по развитию речи и обогащению словарного запаса. Используются такие задания, которые позволяют развивать память, логическое мышление, внимание.
-
Связь слов в словосочетании
2011
Урок нацелен дать понятие о видах связи слов в словосочетании; научить определять способ связи в словосочетаниях; конструировать их; закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способами управления и согласования; использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.
-
Связь слов в словосочетании 2012
В ходе урока учащиеся систематизируют и углубляют знания о словосочетании как единице синтаксиса, учатся выделять словосочетания из предложений. также школьники повторяют слитное написание приставок в наречиях, правописание «е-и» в падежных окончаниях существительных и правописание «о-е» после шипящих в окончаниях существительных.
-
Святыня живописи — икона 2008
Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9-м классе "Святыня живописи - икона". Понятийно-направленный анализ текста В.Алексеевой из книги "Что такое искусство?" с сохранением авторского тона повествования. Время проведения - 2 часа. Часть 1. Введение учеников в мир древнерусской культуры с привлечением материала "смежных" видов искусства: живописи, иконописи, архитектуры, церковной музыки. Часть 2. Полный анализ текста с типологической точки зрения по плану содержания анализа (методика Е.Г. Шипициной) с дополнительным заданием творческого характера.
-
Сдвоенный урок по русскому языку и математике во 2-м классе по сказке "Теремок" 2011
Урок построен на основе сказки «Теремок». На протяжении двух уроков дети работают с одними и теми же героями, помогают им в трудных ситуациях. У учащихся формируются умения переносить слова; составлять задачи по картине; производить вычислительные действия.
-
Секреты синтаксиса и пунктуации. 5-й класс 2011
На уроке проверяется умение учащихся делать синтаксический разбор предложения, составлять схемы, правильно расставлять знаки препинания.
-
Секреты успеха технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы 2018
Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у обучающихся навыки деятельности в конкретных ситуациях. В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы.
-
Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению" 2009
Семинар с целью убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Работа проводится в группах (5 групп по 5-10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Семинар учителей русского языка "Готовимся к ЕГЭ (часть С)" 2014
Урок формирует умение анализировать текст, выявлять авторскую позицию, проблему текста, формулировать комментарий по проблеме текста. Сопровождается таблицей-клише и презентацией.
-
Семья. Семейные ценности 2024
Учебные цели: обобщить и проверить знания учащихся; обеспечить контроль знаний и умений по теме; закрепить полученные знания об понятиях «семья», «семейные ценности».
-
Сенсорно-визуальные методы в обучении пунктуации и синтаксису и их психологическое обоснование 2005
Ученикам трудно понять и усвоить абстрактные, чисто теоретические научные выкладки учебников, поэтому необходимо подключать к системе обучения русскому языку сенсорику. Оборудованием для такого обучения должны стать объемные геометрические фигуры различного цвета (в идеале - материала, веса), представляющие различные понятия синтаксиса. Результат обучения с применением такой методики - твердые знания, опирающиеся не только на механическое и логическое запоминание, но и на мышечную, сенсорную память. Предлагаю использовать этот метод и при изучении других тем русского языка, создав для этого другие объемные пособия.
-
Серия уроков русского языка для 8-го класса на основе произведений И.А. Бунина "Односоставные предложения. Основные группы" 2009
Серия уроков по теме «Односоставные предложения», построенных на творчестве великого русского поэта и писателя И.Бунина. Когда урок построен на творчестве одного поэта или писателя, учащиеся лучше усваивают учебный материал. Во-первых, глубже усваивается творчество писателя, во-вторых – наряду с орфографическими и синтаксическими правилами рассматриваются языковые средства, которые научат детей умению находить нужные, неповторимые слова.
-
Сетевое взаимодействие школ при организации проектной деятельности 2010
В статье рассмотрены вопросы проведения проекта "Районы-юбиляры". В результате реализации проекта обучающиеся получат возможность расширить знания о вехах развития районов, о людях, прославивших район и повысить свою компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
-
Сжатое изложение (урок русского языка с использованием РК и использованием ИКТ) 2010
Предлагаю вашему вниманию урок по развитию речи с использованием РК (сжатое изложение) в 6-м классе. В ходе урока применяются такие методические приемы, как рассказ преподавателя, беседа с учащимися, выразительное чтение текста произведения. Учащиеся знакомятся с особенностями сжатого изложения, приемами сжатия текста.
-
Сжатое изложение как вид продуктивной деятельности учащихся на экзамене в новой форме 2010
В данной работе рассматриваются три вопроса, которые помогут выполнить задание части 1 ГИА. Разработан алгоритм действий написания сжатого изложения. Автор предлагает дидактический материал по отработке приемов сжатия исходного текста и по использованию основных средств связи предложений в тексте.
-
Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта использования разных техник написания изложения) 2023
В работе рассмотрены варианты подготовки к написанию сжатого изложения как формы основного государственного экзамена. Система работы по подготовке к написанию изложения построена с учётом выявленных проблем, необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий, приёмов работы с текстом. Выбор «техники» написания черновика изложения очень важен для достижения результативности, так как в процессе отработки ликвидируются пробелы в знаниях о структуре текста, совершенствуются языковые приёмы, развиваются коммуникативно-речевые умения учащихся. Оптимизация процесса проведения государственной итоговой аттестации предполагает постоянную корректировку структуры и содержания контрольно-измерительных материалов. В 2022 году экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) осталась без изменений, так как разработка последней версии экзамена (с учётом стратегических направлений) уже ориентирована на оценку предметных и метапредметных компетенций учащихся.
-
Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева 2009
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации по русскому языку является сжатое изложение. В разработке представлена авторская технология подготовки семиклассников к написанию сжатого изложения.