Склонение прилагательных множественного числа. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе имеет большое значение для развития речи учащихся. Детям  трудно понять грамматическое значение прилагательного и запомнить его грамматические признаки. Затруднение вызывает определение рода и числа прилагательного, изменение прилагательного по падежам, а также согласование имени прилагательного с именем существительным. Учителю нужно показать детям зависимость прилагательного от существительного не только смысловую, но и грамматическую.

Цель: закрепить умение правильно определять падеж прилагательных множественного числа.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе.
  • Коррекционные: активизировать мышление; развивать речь учащихся.

ХОД УРОКА

– С каким настроением вы пришли на урок? (карточки с солнцем и тучкой).

I. Мотивация. (Приложение 1)

Ученики получают карточки с двойными таблицами. Им нужно соотнести ячейки со словами, где нужно вставить «ь» или разделительный «ь» в левой таблице, с расположенными на этом же месте буквами в правой таблице и составить из них слова.
– Проверьте слова в левой таблице.
– Какие слова у вас получились в правой таблице? Что они обозначают?

II. Сообщение темы и цели

– Сегодня мы проведем необычный урок: закрепим умение определять падеж прилагательных мн.ч. и совершим экскурсию по временам года. В этом нам помогут музыкальные зарисовки.

Звучит музыкальная картинка П.И.Чайковского «Декабрь».

III. Повторение

1. Комментированное письмо.

Студеным зимним вечером приятно сидеть у камина, в котором тихонько потрескивают дрова и сверкают золотистые языки пламени. Вот искорка упала на край камина. Что это?

Деревья в зимнем лесу трещали от мороза.

2. Морфологический разбор.

В) зимнем (лесу) – прил., зимний, отн. к сущ. в лесу, согл. с сущ. в ед.ч., м.р., П.п., – ем.

3. Словарная работа «Отломи сосульку»

Пока мы с вами работали с предложением, пахнуло теплым ветерком, пригрело солнышко и на крыше выросли сосульки.
С каждого ряда выходят по одному ученику, берут по «сосульке», записывают слова, вставляя пропущенные буквы.

З _ мля,  л _ сток, в _да,  п_ля,  з _ леный, гн _ здо, в _ сна, тр _ ва.

– Как проверить безударную гласную?

IV. Физминутка

Песенка о лете.

V. Закрепление

1. «Грамматический кактус»

– Что такое прилагательное? Для чего они нужны в речи?
– С какой частью речи прилагательные связаны в предложении?
– Каким членом предложения являются прилагательные?
– Как изменяются прилагательные?
– Как определить падеж прилагательного? (Схема)

2. Работа в парах. Определи падеж прилагательного.

В солнечных лучах; на зеленых лугах; к высоким берегам; над широкими полями; из алых маков.
Вставьте нужные прилагательные в предложения.

Кораблю трудно подойти к _____________ берегам. На _____________ лугах росли яркие цветы. Над ______________ полями собирались грозовые тучи. Букет из ____________ маков украшал комнату. Вершины гор сияли в ______________ лучах.

– Какими стали предложения?

3. «Осенние листья»

Поставить прилагательные в нужный падеж и определить его.
Незаметно пролетело лето, и в воздухе закружились осенние листья.

Звучит мелодия Р. Паулса «Листья желтые…»

Они принесли вам задание: поставить прилагательные в нужный падеж и определить его.
Любоваться (синие реки), улетать в (дальние страны), шагать по (лесные тропинки),  заблудиться в (дремучие леса); добраться до (высокие вершины).

4. Работа с учебником. Упр.370, часть 1-я.

А сейчас вернемся в настоящую весну. Давайте ещё раз убедимся, что прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной.
К данным словосочетаниям подберите сравнения из правого столбика.
Из 2-й части выписать 1-е предложение, вставив подходящее по смыслу сравнение в нужном падеже.

VI. Итог. Рефлексия

– Мы совершили заочную экскурсию по временам года, которые подарила нам природа. Так как же надо относиться к природе?
– Давайте вспомним слова русского писателя М.М.Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать…
И охранять природу – значит охранять Родину.»
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Закончите предложения:

  • Я научился(-ась) …
  • Я узнал (-а) …
  • Мне понравилось …

VII. Оценки

Приложение 2