Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи.
Задачи:
- познакомить с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи;
- развивать орфографическую зоркость;
- способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
- воспитывать интерес к языку.
Формируемые УУД
- Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
- Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
- Коммуникативные: развивать умения работать индивидуально, в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умения находить несклоняемые имена существительные
1. Оргмомент
Ребята, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
2. Чистописание
а) Массаж рук.
- Помассируйте каждый пальчик.
- «Скалка».
б) Загадка.
«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». (Осень.)
Слайд №1. Презентация
- Какой месяц идёт? (Октябрь).
- С какой буквы начинаются слова?
- Какую букву будем писать?
в) - Напишите в воздухе эту букву носом, левым ухом, правым ухом, руками.
г) Учитель пишет на доске, а дети в тетради.
3. Арабское письмо
Осень - время собирать урожай.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Какие орфограммы пропущены?
4. Словарная работа
- Ребята, давайте вспомним словарные слова на тему «урожай».
Слайд№2.
(Загадка, рисунок, слово).
5. Работа над предложением
а) - Составьте со словами предложение простое, распространенное, повествовательное, по интонации невосклицательное. (Ответы детей).
б) - Разбор предложения по членам предложения и по частям речи у доски.
На пришкольном участке ребята собрали богатый урожай.
6. Морфологический разбор
(Словосочетание - на огороде). Схема.
7. Физминутка
а)
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали,
Сладко-сладко потянулись,
И пригнулись, разогнулись.
Улыбнемся: день хороший
И похлопаем в ладоши.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело.
б) «Светофор» ПДД
8. Повторение о падежах
- Осень пришла не только на огороды, в сады, но и в лес.
- Просклоняем слово лес устно. Таблица.
- Как определить падеж?
- Правило, стр.63.
- Какой падеж легко определить по предлогам? (Д.п.)
- Какой падеж всегда употребляется с предлогами? (П.п.)
Слайд №3.
«Это интересно» (о падежах).
9. Работа в паре
- Определите падеж.
Растёт на дереве, сидит под сосной, шли по дороге, срывает лист, стоит около берёзы, дует ветер.
10. Проверка
Слайд №4.
11. Самостоятельная работа
Карточки.
1 уровень. Просклонять слово лист.
2 уровень. Определить падеж.
Спрятались от дождя, говорил с сестрой, иду по дороге, увидел белку, сидели на ветке.
3 уровень. Раскрыть скобки, определить падеж.
Ветка (рябина), гулять (лес), сидел (скамья), шёл (подруга), увидел (лиса).
12. Физминутка для глаз
Слайд №5.
13. Несклоняемые имена существительные
а) - Ребята, как можно склонять голову, не опуская её? (По падежам).
- Решите грамматическую задачу. Как нужно сказать: Мальчик выбежал на улицу без…(шапка, пальто).
- Что заметили? (У слова пальто окончание не изменяется).
б) Правило, стр.65.
14. Домашнее задание
Правило, стр.63,65, упр.№116, 1 уровень - выписать словосочетания с несклоняемыми именами существительными, 2,3 - по заданию.
15.Чтение стихотворения учителем
- Какие ещё имена существительные не склоняются?
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй.
Словарь: кашне, трюмо, манто, купе.
16. Графический диктант
нескл. сущ. |
скл.сущ. |
Кенгуру, школа, берёза, метро, какао, дуб, шоссе, кашне, дорога, сорока.
17. Проверка
Слайд №6.
18. Работа с текстом
Наступила поздняя осень.__ Земля покрылась пёстрым ковром.__ Ветер сорвал с ветки ___ последний листок.__ Птицы улетели на юг.___
Слайд №7. (Картинка.)
- Как можно продолжить текст?
(Тихо и скучно стало в лесу. Природа готовится к зиме.)
- Вставьте пропущенные орфограммы.
- Как можно озаглавить?
- Спишите, определите падеж.
19. Рефлексия
- Кто считает, что урок прошёл удачно, он всё понял, похлопайте в ладоши.
- Кому было трудно, ничего не понял, потопайте ногами.
- Спасибо за урок.