Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, Несклоняемые имена существительные, склонение имен существительных


Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи.

Задачи:

  • познакомить с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
  • воспитывать интерес к языку.

Формируемые УУД

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
  • Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.
  • Коммуникативные: развивать умения работать индивидуально, в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формировать умения находить несклоняемые имена существительные

1. Оргмомент

Ребята, давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.

2.

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.

3.

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.

2. Чистописание

а) Массаж рук.

- Помассируйте каждый пальчик.

- «Скалка».

б) Загадка.

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». (Осень.)

Слайд №1. Презентация

- Какой месяц идёт? (Октябрь).

- С какой буквы начинаются слова?

- Какую букву будем писать?

в) - Напишите в воздухе эту букву носом, левым ухом, правым ухом, руками.

г) Учитель пишет на доске, а дети в тетради.

3. Арабское письмо

Осень - время собирать урожай.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Какие орфограммы пропущены?

4. Словарная работа

- Ребята, давайте вспомним словарные слова на тему «урожай».

Слайд№2.

(Загадка, рисунок, слово).

5. Работа над предложением

а) - Составьте со словами предложение простое, распространенное, повествовательное, по интонации невосклицательное. (Ответы детей).

б) - Разбор предложения по членам предложения и по частям речи у доски.

На пришкольном участке ребята собрали богатый урожай.

6. Морфологический разбор

(Словосочетание - на огороде). Схема.

7. Физминутка

а)

Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали,
Сладко-сладко потянулись,
И пригнулись, разогнулись.
Улыбнемся: день хороший
И похлопаем в ладоши.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело.

б) «Светофор» ПДД

8. Повторение о падежах

- Осень пришла не только на огороды, в сады, но и в лес.

- Просклоняем слово лес устно. Таблица.

- Как определить падеж?

- Правило, стр.63.

- Какой падеж легко определить по предлогам? (Д.п.)

- Какой падеж всегда употребляется с предлогами? (П.п.)

Слайд №3.

«Это интересно» (о падежах).

9. Работа в паре

- Определите падеж.

Растёт на дереве, сидит под сосной, шли по дороге, срывает лист, стоит около берёзы, дует ветер.

10. Проверка

Слайд №4.

11. Самостоятельная работа

Карточки.

1 уровень. Просклонять слово лист.

2 уровень. Определить падеж.

Спрятались от дождя, говорил с сестрой, иду по дороге, увидел белку, сидели на ветке.

3 уровень. Раскрыть скобки, определить падеж.

Ветка (рябина), гулять (лес), сидел (скамья), шёл (подруга), увидел (лиса).

12. Физминутка для глаз

Слайд №5.

13. Несклоняемые имена существительные

а) - Ребята, как можно склонять голову, не опуская её? (По падежам).

- Решите грамматическую задачу. Как нужно сказать: Мальчик выбежал на улицу без…(шапка, пальто).

- Что заметили? (У слова пальто окончание не изменяется).

б) Правило, стр.65.

14. Домашнее задание

Правило, стр.63,65, упр.№116, 1 уровень - выписать словосочетания с несклоняемыми именами существительными, 2,3 - по заданию.

15.Чтение стихотворения учителем

- Какие ещё имена существительные не склоняются?

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй.

Словарь: кашне, трюмо, манто, купе.

16. Графический диктант

нескл. сущ.

скл.сущ.

Кенгуру, школа, берёза, метро, какао, дуб, шоссе, кашне, дорога, сорока.

17. Проверка

Слайд №6.

18. Работа с текстом

Наступила поздняя осень.__ Земля покрылась пёстрым ковром.__ Ветер сорвал с ветки ___ последний листок.__ Птицы улетели на юг.___

Слайд №7. (Картинка.)

- Как можно продолжить текст?

(Тихо и скучно стало в лесу. Природа готовится к зиме.)

- Вставьте пропущенные орфограммы.

- Как можно озаглавить?

- Спишите, определите падеж.

19. Рефлексия

- Кто считает, что урок прошёл удачно, он всё понял, похлопайте в ладоши.

- Кому было трудно, ничего не понял, потопайте ногами.

- Спасибо за урок.