В декабре все выпускники пишут итоговое сочинение. Поделюсь системным опытом подготовки детей к этому творческому испытанию.
Системный – относящийся к системе, входящий в нее.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Подход – совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо.
Рассмотрим эту взаимосвязь.
Ключевые моменты системы:
1. Учимся у классиков!
Художественный пересказ текста. Где учиться устной речи? Убеждена, что только на образцовой речи авторов-классиков.
2. Будим творческое воображение!
Творческий пересказ от лица героя художественного произведения. Этот прием будит воображение ребенка, помогает войти в нужный образ литературного героя, а главное - составлять высказывание в соответствии с авторской характеристикой.
3. Подражаем классикам!
Пишем стилизованные творческие работы (рассказ, басня, былина, баллада, стихотворение, пьеса). После того как художественное произведение прочитано и детально исследовано (изучен стиль автора текста), прошу учеников написать творческую работу в манере, свойственной автору – текста.
4. Отражаем через речевое зеркало!
Занятия в речевой “зеркальной” лаборатории.
Цель: Развитие и совершенствование речевой культуры учащихся.
Краткое описание:
Берется отрывок критической статьи, может прочитываться как учителем, так и учеником от одного до трех раз (все зависит от памяти и речевой способности учащихся воспроизводить прочитанное и этапа работы).
Если необходимо, то ученик может воспроизводить через справочную литературу значение неясных лексических единиц. Затем речевая синтагма преобразовывается на части, может воспроизводиться учащимися через таблицу, если в предложенном для работы отрывке текста критического характера содержится антитеза.
Со временем объем предложенного учителем текста увеличивается и “зеркально” воспроизводится.
Затем прошу обучающихся прокомментировать точку зрения автора отрывка и выразить свое отношение к услышанному.
Систематическое использование таких форм занятий позволяет добиться хороших результатов.
5. Создаем творческий продукт!
Занятия в речеведческой мастерской. Например, берется одно слово “дорога”.
1 этап:
Дети работают с разными видами словарей (толковым, орфографическим, этимологическим, словообразовательным, разбором слов по составу, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов).
2 этап:
Работают с текстами художественных произведений (поэтических, прозаических), выписывают в речевую книжку небольшие отрывки, в которых есть слово “дорога”, отмечают средства художественной выразительности; при желании сопровождают иллюстрациями.
3 этап:
Написание эссе на тему: “Дорога…”
6. Учимся у Г.Т. Егораевой!
Непосредственно при подготовке итогового сочинения опираюсь на опыт Г.Т.Егораевой, так как считаю её учителем учителей.
- Знакомство и усвоение композиционной схемы написания сочинения-рассуждения.
- Введение речевых клише и логических скреп.
- Анализ ключевых слов по направлениям.
- Анализ предложенных мини-текстов.
- Список для чтения рекомендуемой литературы.
7. Выражаем своё мнение!
Отработка навыков введения в текст предложений с вводными конструкциями. Считаю это одним из необходимых этапов в работе, так как именно через вводные конструкции пишущий выражает свою точку зрения. Отрабатываем задание №15 КИМ 2017 .
8. Учимся по образцу.
Когда дети испытывают трудности при написании сочинения-рассуждения, то предлагаю им удачные работы из интернет-ресурсов или работы одноклассников. После проведенного анализа – приходит понимание того, каким должно быть итоговое сочинение. Начало положено, дальше дело техники. И эти ребята успешно справляются с итоговым сочинением.
9. Главное захотеть!
Коррекция ранее написанных работ! Неудачно написанная работа шлифуется до совершенства.
Считаю, что именно эти системные слагаемые ведут моих выпускников к успеху.