Склонения имен существительных. Наблюдение. Понятие о склонении

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, склонение имен существительных


Урок изучения нового материала.

При проведении урока учитывались уже имеющиеся у ребят знания и умения: знания о морфологических признаках имен существительных, начальной форме, умение находить имена существительные, определять род, падеж, число; умение изменять существительные по падежам. Урок готовит учащихся к усвоению сложной темы: правописание безударных окончаний имён существительных.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Цель:ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Обучающие цели:

  • введение понятие трёх типов склонения имён существительных в единственном числе;
  • установление отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
  • определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Развивающие:

  • формирование учебно-познавательной деятельности;
  • формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи, умения слушать.
  • развитие внимания и орфографической зоркости;
  • развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитывающие:

  • воспитание навыка самостоятельной работы;
  • воспитание навыка работы в парах;
  • воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных

Тип урока - урок изучения нового материала.

Основные методыпроблемно-диалогический, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, лист самооценки.

Ход урок

1. Мобилизирующий этап 

Учитель:
Звонко прозвенел звонок.
Начинаем наш урок

2. Актуализация знаний

1. Словарная работа

На доске записаны слова:

 б..седа, б..лет, в..гон, г..зета, ка..а, п..сок, п..года, су..ота, м..лина, ..кно.

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, поставьте ударение.
(ученик работает за доской с этими же словами)

Самопроверка:
(нормы оценки находятся на листе самооценки, дети выставляют себе отметку в лист самооценки)

- Проверьте свою работу, на полях поставьте отметку за словарную работу.

2. Теоретическая разминка

Ученики задают вопросы

- Что объединяет эти слова? (имена существительные)
- Что такое имя существительное?
- С какими постоянными признаками имён существительных вы знакомы? (собственные и нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род)
- Какие непостоянные признаки имён существительных вы знаете? (число, падеж)

3. Обобщение

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа; в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

- Подчеркните лишнее слово, используя морфологические признаки имён существительных:

  • шов, Серпухов, остров, мёд (Серпухов-имя собств., остальные- имена нарицательные) – парный согласный в корне слова
  • крестника, сердцем, солнцем, праздником (крестника-Р. п., остальные- Т. п.) непроизносимый согласный в корне слова
  • очки, весы, листва, часы (листва-ед. ч., остальные- мн. ч.) – безударный гласный в корне слова
  • огород, лимоны, яблоки, орехи (огород -ед. ч., остальные- мн. ч.) –непроверяемый безударный гласный в корне слова
  •  ночь, луч, стриж, грач (ночь- ж. р., остальные- м. р.) – мягкий знак после шипящих
  • лужи, ежи, карандаши, лыжи (ежи- одуш., остальные- неодуш.) – гласный после шипящих
  •  водолазом, носорогу, пешеходом, сталеваром (носорогу-Д. п., остальные-Т. п.) – правописание сложных слов
  • пассажир, класс, иллюстрация, рассказ (иллюстрация-ж. р., остальные- м. р.) – удвоенные согласные в корне слова
  • пальто, крыльцо, письмо, ельник (ельник-м. р., остальные- ср. р.) – правопис. мягкого знака

Взаимопроверка в парах:
(Лишние слова – на доске. Дети выставляют себе отметку в лист самооценки)

3. Пробное действие. Постановка проблемы

- Запишите группу слов в тетрадь. Подчеркните лишнее слово в данном ряду слов. (На доске записаны слова.)
 мама, тётя, дядя, брат (лишнее слово-брат)

- Почему это слово лишнее?

- Есть ещё один постоянный признак имён существительных. Название этого признака зашифровано в первых буквах слов-исключений. Тему запишите в тетрадь.

4. Новая тема

1. Формулировка темы

(Склонение)

2. Определение цели урока

- Определите цели урока.
(узнать, что такое склонение; научиться определять склонение имен существительных)

3. Введение в тему

Работа в группах

- На ваших партах лежат карточки, на которых слова изменены по падежам. Выделите в словах окончания. Рассмотрите таблицу на доске. Распределите слова в три столбика, в зависимости от того, как изменяются падежные окончания. (Ученики на доске записывают слова, распределяя их в три столбика.)

1 столбик: книга, дядя, басня; 2 столбик: окно, словарь, поле; 3 столбик- рожь, повесть
- Определите род данных имён существительных.
(на доске составляется таблица)

1 скл.

2 скл.

3 скл.

м.р.

ж.р.

м.р. ср.р.

ж.р.

- а

- я

-о - е -

-

 

4. Формулировка правила

- Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

- Где можно проверить наши предположения. (в учебнике с 36.)

Ребята читают правило.

5. Работа в учебнике с 37

- Посмотрите внимательно на упражнения, которые нам предлагают выполнить в учебнике. Что нам поможет выполнить эти упражнения правильно и быстро. Таблица, правило, алгоритм. Чего у нас нет? (алгоритма)

6. Составление алгоритма (фронтальная работа)

Алгоритм
род
окончание
склонение (см. таблицу)

- Ребята, определите склонение имен существительных, которые записаны у вас в тетради. (фронтальная работа по алгоритму)

7. Работа в парах

Учебник с. 37

- Выполните упражнение: 1 пара- упр.1, 2 пара- упр.2, 3пара- упр.3
(самопроверка по образцу на карточке, дети выставляют отметку в лист самооценки)

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного

1. На доске слова

книга, стеллаж, полка, картотека, автор, газета, формуляр, писатель, повесть, проза, читатель

- Распределите слова в два столбика: (1 скл. и 2 скл.)

- Какое слово вы не записали? Почему? (повесть- 3 скл.)

(Индивидуальная работа в тетради. Слабый ученик работает у доски.)

1 скл.

2 скл.

книга

стеллаж

полка

автор

картотека

формуляр

газета

писатель

проза

читатель

(Взаимопроверка по образцу, выполненному учеником у доски. Отметка выставляется в лист самооценки.)

2. Словарная работа

- Где мы можем чаще всего услышать большинство из предложенных слов?
(в библиотеке)

- Мы знакомимся с новым словарным словом: БИБЛИОТЕКА

- Запишите слово в тетрадь.

- Объясните значение слова. (ответы учеников)

- Чтение статьи в толковом словаре.

- Подберите однокоренные слова. (библиотека, библиотечка, библиотекарь, библиотекарский, библиотечный) Запишите слова в тетрадь, определите склонение имён существительных.

3. См. презентацию. Сообщение ученика

- Используя информацию из презентации, составьте предложения со словом библиотека.

- Книги каких литературных жанров мы можем найти в библиотеке. Назовите только слова 1-го склонения. (сказка, песня, басня, загадка, пословица, поговорка…)

4. Работа с текстом. Самостоятельная работа

- Прочитайте текст. Подчеркните в тексте по 5 слов - имен существительных в начальной форме: 1-го и 2-го склонения.

7. Подведение итогов

- Назовите тему нашего урока?

- Что такое склонение?

- Сколько типов склонений имен существительных в русском языке?

- Вспомните алгоритм определения склонения имен существительных?

Домашнее задание

- Выписать из словаря по 5 слов 1, 2, 3-го склонения.

(Самопроверка. Выставление отметки в лист самооценки)

Работа с листом самооценки

- Оцените свою работу за урок? (ответы учеников)

- Оцените свою работу в тетради.

Рефлексия