Урок изучения нового материала.
При проведении урока учитывались уже имеющиеся у ребят знания и умения: знания о морфологических признаках имен существительных, начальной форме, умение находить имена существительные, определять род, падеж, число; умение изменять существительные по падежам. Урок готовит учащихся к усвоению сложной темы: правописание безударных окончаний имён существительных.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Цель:ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Обучающие цели:
- введение понятие трёх типов склонения имён существительных в единственном числе;
- установление отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
- определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
- развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;
- развитие интереса к предмету.
Воспитывающие:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных
Тип урока - урок изучения нового материала.
Основные методы – проблемно-диалогический, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, лист самооценки.
Ход урок
1. Мобилизирующий этап
Учитель:
Звонко прозвенел звонок.
Начинаем наш урок
2. Актуализация знаний
1. Словарная работа
На доске записаны слова:
б..седа, б..лет, в..гон, г..зета, ка..а, п..сок, п..года, су..ота, м..лина, ..кно.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, поставьте ударение.
(ученик работает за доской с этими же словами)
Самопроверка:
(нормы оценки находятся на листе самооценки, дети выставляют себе отметку в лист самооценки)
- Проверьте свою работу, на полях поставьте отметку за словарную работу.
2. Теоретическая разминка
Ученики задают вопросы
- Что объединяет эти слова? (имена существительные)
- Что такое имя существительное?
- С какими постоянными признаками имён существительных вы знакомы? (собственные и нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род)
- Какие непостоянные признаки имён существительных вы знаете? (число, падеж)
3. Обобщение
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа; в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
4. Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
- Подчеркните лишнее слово, используя морфологические признаки имён существительных:
- шов, Серпухов, остров, мёд (Серпухов-имя собств., остальные- имена нарицательные) – парный согласный в корне слова
- крестника, сердцем, солнцем, праздником (крестника-Р. п., остальные- Т. п.) непроизносимый согласный в корне слова
- очки, весы, листва, часы (листва-ед. ч., остальные- мн. ч.) – безударный гласный в корне слова
- огород, лимоны, яблоки, орехи (огород -ед. ч., остальные- мн. ч.) –непроверяемый безударный гласный в корне слова
- ночь, луч, стриж, грач (ночь- ж. р., остальные- м. р.) – мягкий знак после шипящих
- лужи, ежи, карандаши, лыжи (ежи- одуш., остальные- неодуш.) – гласный после шипящих
- водолазом, носорогу, пешеходом, сталеваром (носорогу-Д. п., остальные-Т. п.) – правописание сложных слов
- пассажир, класс, иллюстрация, рассказ (иллюстрация-ж. р., остальные- м. р.) – удвоенные согласные в корне слова
- пальто, крыльцо, письмо, ельник (ельник-м. р., остальные- ср. р.) – правопис. мягкого знака
Взаимопроверка в парах:
(Лишние слова – на доске. Дети выставляют себе отметку в лист самооценки)
3. Пробное действие. Постановка проблемы
- Запишите группу слов в тетрадь. Подчеркните лишнее слово в данном ряду слов. (На доске записаны слова.)
мама, тётя, дядя, брат (лишнее слово-брат)
- Почему это слово лишнее?
- Есть ещё один постоянный признак имён существительных. Название этого признака зашифровано в первых буквах слов-исключений. Тему запишите в тетрадь.
4. Новая тема
1. Формулировка темы
(Склонение)
2. Определение цели урока
- Определите цели урока.
(узнать, что такое склонение; научиться определять склонение имен существительных)
3. Введение в тему
Работа в группах
- На ваших партах лежат карточки, на которых слова изменены по падежам. Выделите в словах окончания. Рассмотрите таблицу на доске. Распределите слова в три столбика, в зависимости от того, как изменяются падежные окончания. (Ученики на доске записывают слова, распределяя их в три столбика.)
1 столбик: книга, дядя, басня; 2 столбик: окно, словарь, поле; 3 столбик- рожь, повесть
- Определите род данных имён существительных.
(на доске составляется таблица)
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|
м.р. |
ж.р. |
м.р. ср.р. |
ж.р. |
- а |
- я |
-о - е - |
- |
4. Формулировка правила
- Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
- Где можно проверить наши предположения. (в учебнике с 36.)
Ребята читают правило.
5. Работа в учебнике с 37
- Посмотрите внимательно на упражнения, которые нам предлагают выполнить в учебнике. Что нам поможет выполнить эти упражнения правильно и быстро. Таблица, правило, алгоритм. Чего у нас нет? (алгоритма)
6. Составление алгоритма (фронтальная работа)
Алгоритм |
- Ребята, определите склонение имен существительных, которые записаны у вас в тетради. (фронтальная работа по алгоритму)
7. Работа в парах
Учебник с. 37
- Выполните упражнение: 1 пара- упр.1, 2 пара- упр.2, 3пара- упр.3
(самопроверка по образцу на карточке, дети выставляют отметку в лист самооценки)
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного
1. На доске слова
книга, стеллаж, полка, картотека, автор, газета, формуляр, писатель, повесть, проза, читатель
- Распределите слова в два столбика: (1 скл. и 2 скл.)
- Какое слово вы не записали? Почему? (повесть- 3 скл.)
(Индивидуальная работа в тетради. Слабый ученик работает у доски.)
1 скл. |
2 скл. |
книга |
стеллаж |
полка |
автор |
картотека |
формуляр |
газета |
писатель |
проза |
читатель |
(Взаимопроверка по образцу, выполненному учеником у доски. Отметка выставляется в лист самооценки.)
2. Словарная работа
- Где мы можем чаще всего услышать большинство из предложенных слов?
(в библиотеке)
- Мы знакомимся с новым словарным словом: БИБЛИОТЕКА
- Запишите слово в тетрадь.
- Объясните значение слова. (ответы учеников)
- Чтение статьи в толковом словаре.
- Подберите однокоренные слова. (библиотека, библиотечка, библиотекарь, библиотекарский, библиотечный) Запишите слова в тетрадь, определите склонение имён существительных.
3. См. презентацию. Сообщение ученика
- Используя информацию из презентации, составьте предложения со словом библиотека.
- Книги каких литературных жанров мы можем найти в библиотеке. Назовите только слова 1-го склонения. (сказка, песня, басня, загадка, пословица, поговорка…)
4. Работа с текстом. Самостоятельная работа
- Прочитайте текст. Подчеркните в тексте по 5 слов - имен существительных в начальной форме: 1-го и 2-го склонения.
7. Подведение итогов
- Назовите тему нашего урока?
- Что такое склонение?
- Сколько типов склонений имен существительных в русском языке?
- Вспомните алгоритм определения склонения имен существительных?
Домашнее задание
- Выписать из словаря по 5 слов 1, 2, 3-го склонения.
(Самопроверка. Выставление отметки в лист самооценки)
Работа с листом самооценки
- Оцените свою работу за урок? (ответы учеников)
- Оцените свою работу в тетради.
Рефлексия