Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке русского языка.
Представленный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это возможно за счёт:
- Введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы; закрепления, повторения и обобщения изученного.
- Увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока.
- Расширение объёма работы с понятиями и терминами.
- Включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Наряду с общедидактическими принципами, основополагающими принципами данного урока являются:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
- Принцип действенного подхода к обучению.
- Принцип обоснованного ответа.
- Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.
В ходе урока удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления и перегрузки учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.
Цели урока:
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point, таблица “Окончания имён прилагательных”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Введение в урок(Приложение 1, слайд №2) |
– Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие по Стране Знаний. | Учащиеся проверяют своё рабочее место. |
2. Актуализация знаний.Работа со словосочетаниями. (Слайд № 3,4) |
– С какой частью речи мы с вами
работаем? – Что вы о ней знаете? – Приведите примеры. – А почему именно + сущ? Докажите. – Прочитайте написанные словосочетания. – Сгруппируйте их в группы по 4 признакам одновременно. – Какие у вас получились группы? – По каким признакам вы объединили словосочетания? |
Ученики фронтально отвечают,
доказывают свои ответы примерами Ученики работают на индивидуальных карточках. Рассуждают и доказывают свой ответ. |
3. Минутка чистописания(слайд №5-7) |
– А сейчас минутка чистописания. – Цепочку для минутки чистописания вы составите самостоятельно, в неё должны войти окончания имён прилагательных женского рода в именительном падеже единственного числа. – Напишите составленную цепочку до конца строки, увеличивая при каждом повторении ячеек количество букв, а на одну. |
Ученики записывают дату, прописывают цепочку ая, яя, аая, яя, ааая, яя и т.д . |
4. Словарная работа(слайды №8 – 23) |
– Переходим к следующему этапу урока –
словарно-орфографической работе. Запишите под диктовку слова: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение акварельная краска. – Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная -а-, и вы узнаете новое слово из словаря. – Что обозначает слово свобода? – Что мы ещё должны узнать об этом слове? -Откройте словарик, посмотрите на написание этого слова. – Прочитайте слова (слайд № 22) – На какие две группы можно разделить данные слова? (синонимы и антонимы) – Назовите антоним вместе с подходящим к нему прилагательным. (Постоянное угнетение), определите род. – Назовите синонимы к данному слову вместе с подходящими к ним прилагательными. (Широкий простор, и т. д), определите род. – Как вы определяли род имён прилагательных? |
Дети работают со словами и составляют слово – свобода. |
5.Введение в тему:(слайд №24) |
– Составьте синквейн со словом свобода. Используйте прилагательные на твёрдую основу. | Учащиеся самостоятельно составляют синквейн, зачитывают. |
6. Сообщение темы и цели урока. |
– Итак, посмотрите на минутку чистописания, на словосочетания из синквейна, на новое словарное слово, вспомните словосочетание, которые вы составляли используя это слово и скажите, с какой же темой мы сегодня будем работать? | Ученики самостоятельно формулируют тему урока. |
7. Работа по теме урока.(Слайд № 25 – 29) |
– Для того чтобы узнать какие окончания
пишутся у имён прилагательных женского рода, нам
необходимо просклонять прилагательное. – Выберите себе словосочетание из синквейна и просклоняйте его. – Выделите окончания. – Что вы замечаете? Проблема – Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. – Как же быть в этом случае? – Как правильно определить падеж? |
Учащиеся склоняют в тетрадях
самостоятельно, проверяем вместе через проектор.
(Ледяная горка) Ученики самостоятельно находят решение этой проблемы, приводят свои примеры. |
8. Обобщение. |
– Какие же окончания имеют имена
прилагательные женского рода? – Как отличить падеж имён прилагательных в Р, Д. Т. П. падежах? Приведите пример. |
Самостоятельная работа. Ученик пишут по памяти четверостишие, подчёркивают прилагательные. |
9. Физкультминутка.(Слайд № 30) |
– Теперь давайте немного отдохнём | Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз. |
10. Закрепление.(Слайд № 31) |
– Теперь мы будем применять наши знания
при выполнении некоторых упражнений. Предлагаю
вам поработать с фразеологизмами. Мы довольно
часто с вами работаем с ними. – Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их попарно в зависимости от значения. Составленные группы напишите. Выделите окончания, обозначьте род и падеж. – Какой фразеологический оборот лишний? Докажите. – А в следующем упражнении вам придётся самим составить и выполнить задание. У вас есть только начало формулировки задания, закончите его и выполните это упражнение. Упражнение. Прочитайте. Выпишите словосочетания, в состав которых не входят ….. (собственные имена существительные и имена прилагательные мужского и среднего рода) (А, а) кварельная краска, (Н, н)ижний Новгород, (А, а)журную вязку, (Б, б)ерёзовой корой, (Ю,ю)жный Урал, в (В, в0есенней погоде, к (З,з)олотистой вазе, без (Л,л)ёгкой накидки, в (С,с)еверном Вьетнаме, (О,о)раньжевой шалью, на (Д,д)альнем Востоке, (К,к)олючей проволоки, (Ю,ю)жным полюсом, около(Г,г)усь – (Х,х) рустального. |
|
11 . Итог урока |
– С какой же темой мы сегодня
работали на уроке? Докажите свой ответ, приведите
пример. – С какой столкнулись проблемой? Как мы её разрешили? Докажите свой ответ. |
Учащиеся самостоятельно подводят итог урока. |
12. Рефлексия(слайд №32) |
1. На уроке – я узнал… 2. Мое настроение... |
Ученики заканчивают предложения своими словами и показывают карточку символизирующее их настроение. |