Ситуация успеха на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации на уроке, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Необходимо создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха. Ваша профессиональная задача (как педагога) состоит в том, чтобы определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Важно помнить, что успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Для формирования устойчивых познавательных интересов на уроке русского языка нужно:

- увлеченное преподавание;

- новизна учебного материала;

- наглядное представление учебного материала;

- создание игровых ситуаций на урок;

- создание положительного микроклимата в классе;

- проблемное обучение;

- обучение с компьютерной поддержкой;

- создание ситуаций успеха и многое другое.

Для того, чтобы ситуация успеха на уроке присутствовала, предлагаем несколько приемов, которые позволят сделать урок русского языка более интересным и доступным:

1. Эмоционально-художественное оформление урока (картина, музыкальный фрагмент, небольшая презентация ).

2. “Три лица”.

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

3. “Цветные карточки”.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

4.“Пейзаж”. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. “Дерево целей”.

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем “дереве”.

6. “Слова”.

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

7. “Угадай сказку” (или рассказ). По опорным словам отгадать название рассказа из раздела.

8. Методика “Настроение”.

- Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

- Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

- Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

- Настроенье каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все, без исключения.

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких)

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

9. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

10. “Шкала настроения”.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класса. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.