Сказка «Правила переноса слов»
Учитель представляет учащимся сказку, используя слайды презентации.
Слайд 2
Сегодня я расскажу вам сказку, в которой, как и в любой другой сказке, будет волшебство. Наша сказка, вероятно, тоже сможет чему-то научить нас.
Итак, жили-были слова. Однажды они сильно загоревали о том, что при письме ученики записывают их так, что им, буквально, хочется заплакать.
Слово «ученики», например, сказало: «Один мальчик записывал предложение в тетрадь и изменил в моём слове размер букв так, что мне стало ужасно тесно на строке!!!»
Слайд 3
И ещё много слов подтвердили, что и с ними происходило подобное.
Слайд 4
«А вот у меня своя беда!!! - закричало слово «дом», - ученики часто записывают моё слово так, что буква «м» в моём слове частенько плачет от одиночества!»
Слайд 5
«И у меня похожая ситуация, - тихо сказало слово «усы», - мою букву «у» тоже часто оставляют одну».
Другие слова тоже сильно жаловались и возмущались...
Наконец, слово «проблема» спросило: «Что же мы будем делать?!»
Слайд 6
А слово «эврика» воскликнуло: «Нужно идти в Царство Грамотея. Он нам точно поможет!!»
Слайд 7
В одну секунду все буквы оказались в Царстве Грамотея. Они пожаловались Грамотею на свои проблемы. Умный и добрый Грамотей дал буквам такой совет: «Вам нужно разделиться на группы. Решите сами, кто в какой группе окажется».
Слайд 8
Ребята, а вы как думаете, на какие группы могут разделиться слова? Подумайте! А мы продолжаем сказку!
Итак, через некоторое время показалась первая группа слов.
Слайд 9
«Мы считаем, что, если при письме на строке не хватает места, то слово можно перенести по слогам. Вот так: за - бор, кни - га». Один слог оставить на строке, а второй слог перенести на следующую строку.
Затем выступила вторая группа слов.
Слайд 10
«Мы слова односложные, т.е. состоим из одного слога, поэтому нас невозможно перенести со строки на строку».
Далее высказалась третья группа слов.
Слайд 11
«Мы можем состоять из двух слогов или больше, но мы не хотим, чтобы наш слог, состоящий из одного гласного, оставался в одиночестве на строке или был перенесён! Мы против, чтобы одна буква оставалась на строке!!!»
Четвёртая группа слов тоже высказалась.
Слайд 12
«В наших словах есть буквы «й», «ъ», «ь». Эти буквы переносить нельзя! Посмотрите, как можно: зай - чик, подъ - езд, конь - ки».
Слова пятой группы тоже высказались.
Слайд 13
«Мы слова с удвоенными согласными. Переносить нас тоже нужно уметь! Одна из согласных остаётся на строке, а вторая переносится. Вот так: кас - са, сум - ма.
Грамотею очень понравилось, как слова выполнили его задание. И он похвалил их: «Молодцы!»
Слайд 14
Ребята, а вы запомнили правила каждой группы? (ответы детей). Как бы вы назвали эти правила? (Правила переноса слов). Давайте прочитаем их.
Слайды 15-19
Ребята, вам понравилась сказка? Чему она научила нас? (ответы детей: как правильно переносить слова)
Грамотей подготовил задание для вас. На доске вы видите слова. Спишите их в тетрадь, разделяя дефисом для переноса.
Слайд 20
Давайте проверим. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Если будут ошибки, можете исправить их красным карандашом.
Слайд 21
Какими правилами переноса слов вы пользовались при выполнении задания? (ответы детей).
Молодцы!!!
Слайд 22