Цели: выяснить и запомнить особенности склонения числительных от пяти до тридцати; научиться правильно писать и употреблять падежные формы данных числительных.
Оформление доски:
- написаны число, тема;
- заготовлена таблица;
Падежи | Сущ. 3 скл. | Числ. от 5 до 30 |
И., В. | ||
Р., Д., П | ||
Т.п. |
- на переносной доске приготовлен материал для устной работы.
Ход урока
I. Оргмомент.
Запись числа, вводное слово учителя: "Продолжаем работать по теме "Количественные числительные, обозначающие целые числа". Кратко повторим материал предыдущих уроков и перейдем к новой теме".
II. Орфографическая пятиминутка (повторение орфографии числительных).
1. Раздать карточки (3 человека) для самостоятельной работы.
Задание на карточках: Записать числительные словами, вставить безударные гласные, выделить орфограмму.
18 т...левизоров, 70 к...ртин, 800-ый к...лометр,
654 экз...мпляра, свыше 78 ч...ловек.
2. Один ученик работает у доски.
Задание: Записать числительные, объяснить их написание.
Шестьсот, пятьдесят девять, восемнадцать, восемьдесят четыре, девятьсот.
Дополнительный вопрос: Назвать простые числительные.
Какие числительные называются простыми?
3. Собрать карточки.
III. Запись темы урока, сообщение целей и задач урока. Работа по теме.
1. Повторение теоретического материала предыдущих уроков (фронтально), переход к новой теме.
- Какие числительные называются количественными?
- Назовите разряды количественных числительных.
- Приведите примеры количественных числительных, обозначающих целые числа.
- Как изменяются количественные числительные?
- Каковы особенности изменения числительных один, два?
2. Объяснение нового материала.
А) Простые количественные числительные от пяти до тридцати тоже имеют свои особенности.
- Что значит "простые числительные"?
- Назовите простые количественные числительные от 5 до 30 (несколько примеров).
Эти числительные склоняются так же, как и существительные. А вот о том, какие именно существительные, вы мне скажите позже сами, используя материал домашнего задания. (Примечание. Дома учащиеся склоняли существительные сорока, камыш, молодежь, скатерть.) Мы просклоняем числительное, а затем сравним с тем, как изменяются существительные.
Б) Просклонять числительное шесть (один ученик у доски, остальные в тетрадях).
В) Результаты коллективно заносим в таблицу (см. начало урока).
Г) Сопоставление полученных результатов с домашним заданием. (Дома вы изменяли по падежам существительные разных склонений. Назовите существительные, которые имеют такие же падежные окончания, как и числительное "шесть"). Окончательное заполнение таблицы.
Сущ. 3 скл. | Числ. от 5 до 30 | |
И., В. | - | - |
Р., Д., П | -И | -И |
Т. | -ю | -ю |
Итак, простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются так же, как и существительные третьего склонения.
Д) Но! среди данных есть числительные, которым нужно уделить особое внимание. Это числительные от 11 до 19. У этих числительных падежные окончания безударны, поэтому в Р., Д., П. падежах окончания этих числительных надо запомнить. Поставим числительное тринадцать в Р., Д., П. падежи (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
- Какие же окончания имеют количественные числительные от 11 до 19 в Р., Д., П. падежах?
Е) Стр. 151 (чтение правила).
3. Закрепление.
А) Записать словосочетания, определить падеж числительных, объяснить окончания. (Учащиеся по желанию по очереди работают у доски)
Более семнадцати часов, в одиннадцати рассказах, около тринадцати растений, на четырнадцати полях, мимо шестнадцати озер.
Б) "Устный счет".
Перенесемся на урок математики и посмотрим, умеете ли вы правильно читать примеры и считать.
На переносной доске: 15+8=
12-9=
16+15=
19-6=
Задание: Сначала четко прочитайте, а затем сосчитайте. (Учащиеся читают примеры, четко проговаривая их: "К пятнадцати прибавить восемь будет ..." и т.д.)
Последний пример учащиеся записывают в тетрадь без ответа, определяют падеж числительного 19, выделяют его окончание.
В) Самостоятельно составить и записать два подобных примера без ответов, используя простые количественные числительные от 5 до 30. Определить падежи числительных, выделить их окончания.
Последующая проверка.
4. Выводы.
- Что мы узнали сегодня о склонении простых количественных числительных от 5 до 30?
- Почему особое внимание надо обратить на числительные от 11 до 19?
- Какое же окончание пишется у данных числительных в Р., Д., П. падежах?
5. Запись и объяснение домашнего задания.
П. 63 , упр. 360.
IV. Повторение. Буквенный диктант.
Учитель читает слова. Задача учащихся самостоятельно определить части речи и записать номер слова и начальную букву слова, называющего часть речи. Тетради с данной работой сдаются сразу после урока на проверку учителю. (Буквенный диктант можно проводить на специальных листочках).
Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, дважды, двоякий, второй.
Запись у учащихся:
1 ч
2 с
3 ч
4 п
5 гл.
6 н
7 н
8 п
9 ч
V. Итог урока.
Сообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке. Общая характеристика работы класса.