Склонение имён прилагательных во множественном числе. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», Склонение имён прилагательных во множественном числе


Цель: Ознакомление с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

учебно-познавательные:

  • выяснить особенности склонения прилагательных во множественном
  • числе, составить таблицу падежных вопросов и окончаний
  • прилагательных в форме множественного числа;
  • развивать умение распознавать падежи имён прилагательных;
  • совершенствовать практические навыки проверки и написания
  • безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные
  • во множественном числе.
  • развивать орфографическую зоркость учащихся.

интеллектуально-развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности ребенка: умение наблюдать,
  • сравнивать, анализировать и синтезировать;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда, развивать
  • монологическую речь;

воспитывающие:

  • формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • формировать интерес к предмету;
  • развивать творческую фантазию детей.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • сигнальные круги «Падежи»,
  • снежинки,
  • карточки для доп. заданий для сильных уч-ся;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • памятки «Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»;
  • баян;
  • снежинки-памятки для домашнего задания «Синквейн»;
  • таблица самооценки.

Программное обеспечение: Презентация: «Склонение имён прилагательных во множественном числе».

Ход урока

I. Организационный момент

Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
Прямо встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ноги вместе, спинки прямо-
Поработаем на славу!

Пожелаем удачи друг другу.

(Хлопки в ладоши с соседом)

II. Основная часть. Ознакомление с темой и задачами урока

1. Актуализация опорных знаний, формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске запись:

  • добрый, честный –
  • сосна, лиственница –
  • Пермь, Кондратово –

Задание 1.

– К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетания или фразы

  • добрый, честный – положительные качества человека;
  • сосна, лиственница – хвойные деревья;
  • Пермь, Кондратово – сельские поселения.

Задание 2.

– Найдите общее в сформулированных вами понятиях и скажите, о склонении какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(В каждом понятии есть имя прилагательное во множественном числе, значит, тема сегодняшнего урока «Склонение имён прилагательных во множественном числе».)

– Какую цель поставим перед собой?

(Мы должны научиться склонять имена прилагательные во множественном числе. Узнаем падежные вопросы. Будем учиться определять падеж прилагательных во множественном числе и писать их окончания.)

– А ещё будем стараться применять прилагательные во множественном числе в речи.

Слайд 2.

– Открываем тетради, пишем число и тему урока.

Слайд 3.

– Птички нам принесли какое-то известие. Они принесли нам шараду.

Разгадайте её.

Слайд 4.

2. Разгадывание шарады.

Один не пришёл на работу,
Другой не пришёл на учёбу-
Часть первую нашего слова
Они показали нам оба.
Название буквы прибавить
К неявке описанной надо,
И в целом пойдём по дорожкам:
Без цели, а для променада.

Слайд 5.

– Прогул+ка. (За отгадку - снежинка) Променад, в переводе с французского, означает прогулка, маршрут прогулки. Это слово устаревшее.

Разбор отгадки по составу (у доски)

– Птички приглашают нас на прогулку в лес. Хотите?

– Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Полюбуемся зимним лесом и дружно выполним задания, за что будете получать снежинки.

Слайд 6.

3. Работа над каллиграфией.

– Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд. Напишем буквы, изображающие зимние тропинки.

Внимательно посмотрите на данную запись (на доске):

большие – маленькие
сухие – ?
глубокие – ?
старые – ?
твёрдые – ?

– Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать антонимы: большой – маленький, сухой – мокрый, глубокий – мелкий, старый – молодой, твёрдый – мягкий.

Все слова во втором столбике начинаются на одну букву м. Значит, мы сегодня будем писать букву м.

Дайте характеристику первому звуку в антонимах.

(Согласный, непарный, звонкий, сонорный, может быть твёрдым и мягким.)

– Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка.

Красиво писать - красоту творить! мм мМм МмМ

– Во второй строчке найдите закономерность и продолжите.

ма мя мб мю

(Строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита мв, мэ.)

– Хорошие получились тропинки. Вы старательные и внимательные.

Оцените свою работу.

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

1) Я – молодец!

2) Могу и лучше.

3) Надо постараться.

(Снежинки упали в тетрадь)

Слайд 7.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!

4. Словарно-орфографическая работа.

– А что мы взяли с собой в лес? Узнайте по признакам и подпишите существительное. Допишите окончания прилагательных (на доске).

красн.. чёрн… вкусн… пшеничн…
спел… мелк… питательн… хлебн…
сух… подсолнечн… кедров… ржан..
(ягоды) (семечки) (орехи) (крошки)

Слайд 8.

– Проверьте себя. Найдите ваше слово на экране. Возьмите с доски снежинку, если справились с заданием.

– Как вы думаете, какое слово лишнее?

(Крошки, т.к. орфограмма парная согласная и не из словаря)

– А зачем мы всё это, даже крошки, взяли с собой?

(Покормить птиц.)

– Молодцы. Для лесных жителей февраль - самая трудная пора. Наше угощение поможет им выжить.

Слайд 9.

Нас встречает снеговик.
К зиме холодной он привык.
Но смотрит каждый день вокруг:
Не придёт ли к нему друг?

– Поможем снеговику найти верного друга? Для этого нужно выполнить задание.

III. Изучение нового материала

1. Наблюдение над особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

а) Работа в парах.

Слайд 10.

– Полюбуйтесь, какое чудо! Зимняя сказка! Подберите прилагательные.

– Просклоняйте словосочетание. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы. Будете работать в парах, объяснять написание окончаний прилагательных.

(Дети объясняют друг другу в паре и записывают в тетрадь)

(Можно воспользоваться таблицей в учебнике на стр. 33)

Дополнительные задания для сильных учащихся.

Слайд 11.

б) Самопроверка.

– Что вы заметили?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

– Как определить падеж имён прилагательных множественного числа?

(Так же, как у прилагательных в единственном числе, падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

– Кто помог снеговику? Кто справился с заданием?

Слайд 12.

– Молодцы. Вы нашли друга снеговику. Он очень рад и благодарит вас. Он посылает вам снежинки. (Приостановить работу проектора.)

2. Работа с учебником

а) Сравнение результатов склонения с данными в книге.

– Посмотрите в учебнике на стр. 33 образец склонения прилагательных во множественном числе. Сравните свои результаты с данными в книге. Что заметили?

(В винительном падеже возможен ещё один вариант окончания –ых, -их, если прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

б) Чтение правила в учебнике.

– Сравните наши выводы с правилом в учебнике.

– Прочитайте правило на стр. 34 самостоятельно.

– Прочитайте правило друг другу, подготовьтесь к ответам на вопросы.

– Давайте обобщим, что мы узнали.

– Как изменяются прилагательные во множественном числе?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

(Не изменяются по родам.)

– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

(Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.)

Слайд 13.

– Посмотрите! Мы зашли далеко в лес. Зайчонку угрожает серьёзная опасность. Мы сможем ему помочь, если быстро и правильно составим таблицу.

3. Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Слайд 14.

– Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили?

(Совпадают окончания именительного и винительного падежей, родительного, винительного и предложного.)

- Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний для винительного падежа? Почему?

(Два, так как один для тех случаев, когда прилагательное связано с неодушевлённым существительным, а другой, когда прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

– Зачем нам нужна эта таблица?

(Будет помогать правильно писать окончания.)

– Как проверить написание падежных окончаний у имён прилагательных?

(Будем задавать вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и окончание.)

– Вы спасли зайчонка. Молодцы. Всем по снежинке.

Слайд 15.

4. Первичное закрепление.

а) Комментированное письмо.

– Запишем предложение.

Снежинки хлопьями летят на землю.

– Какие задания вы можете предложить согласно теме урока?

(Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными во множественном числе, выделить у них окончание и определить падеж.)

Запись предложения с комментированием.

Пушистые снежинки большими хлопьями летят на землю.

Дополнительное задание для сильных учащихся.

(Обозначь части речи, подчеркни главные члены предложения)

б) Фронтальная проверка.

– Приготовьте сигнальные круги. Покажите, пожалуйста, в каком падеже стоит первое прилагательное?

– Как определили падеж?

(Пушистые относится к существительному снежинки. Задаю вопрос: что? –снежинки. Это именительный падеж, значит, и прилагательное пушистые в именительном падеже. Снежинки какие? пушистые, окончание -ые).

– Покажите, в каком падеже второе прилагательное?

– Объясните, пожалуйста.

(Прилагательное большими относится к существительному хлопьями. Чем? - хлопьями. Творительный падеж. Хлопьями какими? большими.Окончание –ими, творительный падеж.)

– Значит, как определить падеж прилагательного во множественном числе?

(Падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

Физминутка

– Наша прогулка продолжается. Посмотрите, пошёл снег! Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу. Протяните руки. Ощутите на ладонях пушинки-снежинки. Покружитесь.

(Ученики поют под баян и выполняют движения)

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь
Встанем вместе все в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крышу пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

IV. Закрепление. Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении падежей

1. «Успокой вьюгу»

а) Самостоятельная работа.

– Успокойте разгулявшуюся вьюгу. Для этого допишите окончания и определите падеж.

Памятка для слабых учащихся.

«Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»

Слайд 16.

б) Взаимопроверка.

– Продолжается игра.
Мы теперь учителя!
Работу друга проверяйте
И ошибки исправляйте.

– Поднимите руку, у кого ученик выполнил работу без ошибок?

(Снежинки)

Слайд 17.

– Последим глазками за снежинкой. (Физминутка для глаз).

Слайд 18.

2. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.

а) Дифференцированная работа.

Для слабых учащихся.

1 задание. Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в (тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им (белоснежный) шапки.

2 задание. Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными.

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от ... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

Для сильных учащихся.

3 задание. Мини-сочинение на тему «Забота о птицах».

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)
2 предложение – деревья (П.п.)
3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)
4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

4 задание. Используя данные слова и словосочетания, составь текст.

Последний зимний месяц, суровый, вьюги, метели, морозы, старуха Зима, солнышко, сосульки, весна.

б) Проверка работ.

Чтение текстов по порядку.

(Снежинка за правильно выполненное задание)

– Что вы можете сказать о прочитанных текстах?

(Их объединяет одна тема «Зима»).

– Почему они получились выразительными, красивыми, образными?

(Прилагательные украшают нашу речь.)

– Зима дарит вам снежинки.
Нам пора возвращаться в класс.

V. Домашнее задание

– Я тоже хочу подарить вам большие снежинки - Памятки для домашнего задания. Они вам будут напоминать о синквейне. Синквейн-восточное стихосложение. Дома я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта и написать синквейн о сегодняшней прогулке. В этом стихотворении совсем не обязательна рифма. Здесь важно соблюдать употребление
нужных частей речи.

Синквейн.

(У каждого ученика памятка-снежинка с особенностями данного стихосложения.)

  • Первая строкаодно ключевое слово, (существительное) определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строкадва прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строкатри глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвертая строкапредложение из четырёх слов, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
  • Пятая строкаодно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, настроение.

– Например.

Прилагательные.
Разные, прекрасные.
Украшают, изменяются, склоняются,
С интересом нами изучаются.
Интересно!

Слайд 19.

Cтр. 34 - правило, синквейн или упр. 343.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 20.

– Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?

– Что было интересным?

– Какую цель мы поставили на уроке?

– Что мы сделали для её достижения?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имён прилагательных во множественном числе?

– Какие задания вызвали затруднение?

Слайд 21.

– Закончите предложения.

– Вы сегодня творчески работали. Своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями помогли братьям нашим младшим. Ведь что может быть красивее доброго сердца, в котором горит огонёк любви, огонёк милосердия.

– Посчитайте свои маленькие снежинки. Кто доволен своей работой?

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать,

тому, чья работа вам понравилась.

– Я тоже очень рада. Спасибо вам!

– Оцените свою работу на уроке.

Комментирование оценок учителем, выставление их в журнал и в дневники учащихся.

Слайд 22.

Источники информации:

1. Русский язык. 4 класс: Поурочные разработки к учебнику В.Канакиной.

2. А.Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением. Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

3. Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.

4. Загадки – шарадки и не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. - Волгоград: Учитель, 2007.