Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода.
Задачи:
- Создать условия для знакомства учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
- Повысить уровень знаний детей по теме: «Имя прилагательное».
- Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
- Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд.
Планируемые результаты:
Предметные:
- склонять имена прилагательные женского рода;
- писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже;
- правильно определять падеж имени прилагательного и по падежу и роду уметь писать окончание прилагательного.
Метапредметные:
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- искать и выделять необходимую информацию;
- преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге на уроке;
Регулятивные:
- понимать и соблюдать правила работы в группе;
- ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала;
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Личностные:
- оценивать усваиваемое содержание с точки зрения нравственно-этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Методы работы:
- Метод проблемного изучения нового материала.
- Поисковый метод.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповые.
Оборудование.
- Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки с вопросами, с окончаниями; таблички с падежами.
- Для учеников: учебник; карточки с падежами; карточки-заготовки для записи окончаний.
Ход урока
I. Организационный момент
На уроке не зевай -
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе
II. Минутка чистописания
Сердита матка,
да прикрыла деток
до красного дня
пуховым одеяльцем
(Зима)
- О каком времени года идёт речь?
- Какая орфограмма спряталась в слове «Зима»? (безударная гласная в корне слова)
В каком слове ещё есть эта орфограмма? (одеяльце - словарное слово)
- Зима - удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она находится в слове. Обозначает звонкий согласный звук, парный, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И».
- Отгадали. Какая это буква?
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.
Зима, зимний, зимняя, зимнее, зимние.
- Оцените сами себя.
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому зима посылает вам первую снежинку.
1. (на доску прикрепляется снежинка)
III. Актуализация знаний
- Над какой темой речи мы работаем? (Правописание окончаний им. прил.)
- Найдите прилагательные в загадке.
- Объясните орфограммы в окончаниях прилагательных
IV. Введение в тему урока (устно)
- Зима приносит нам много развлечений. Одно из них - снежки. Сейчас мы поиграем и выполним задание.
- Прочитайте словосочетание.
О пр…красной к..ртине (Прил ж.р., П.п., окончание -ой, т.к. отвечает на вопрос какой?
Но мы ещё не встречались с таким окончанием)
О зимней ска…ке (Прил.ж.р., П.п., проверить по вопросу нельзя. Этого не знаем.)
- Вставьте орфограммы.
- Что общего у словосочетаний? (П.п., окончания безударные)
- Что можете сказать об этом имени прилагательном? (Прилаг. ж.р., П.п)
- Попробуйте объяснить окончание.
IV. Формирование новых знаний
1) создание проблемной ситуации
- Какая трудность у нас возникла? (Не знаем какие окончания надо писать у им. прил ж.р.)
2) формулирование темы урока
- Сформулируйте тему урока.
(Если ребята не смогут сразу точно назвать тему, значит задать ряд наводящих вопросов:
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как по-другому называется изменение имен прилагательных по падежам?
- Теперь сформулируйте четко тему сегодняшнего урока. (Склонение имён существительных женского рода)
- Сегодня на уроке мы познакомимся…… (со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)
- Сегодня на уроке мы научимся …. (склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;
узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.
(на доску прикрепляется снежинка)
Зима это время простудных заболеваний. И чтобы защитить свой организм и не болеть сделаем массаж.
V. Открытие нового знания
Слушают музыку, рассматривая картинки о зиме.
- Какие прилагательные ты бы подобрал к слову зима, прослушав музыку А.Вивальди «Зима» (1-2 мин) (Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная и др.)
1. Исследовательская работа
Работа по группам.
- Сейчас вы будете работать по группам. Задача каждой группы узнать какое окончание пишется у имён прилагательных женского рода.
- Вспомните правила работы в группе.
*Общайся вежливо и доброжелательно.
*Говори спокойно и ясно.
*Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.
2. Склонение словосочетания
Цель: определить, какие окончания имеют прилагательные ж.р.)
План работы:
1. Просклонять словосочетание.
1 гр - холодная зима, зимняя сказка,
2 гр. - ледяная вода, ближняя роща,
3 гр. - пушистая снежинка, хорошая погода,
4 гр. - сильная вьюга, дальняя дорога
5 гр. - крутая горка, вечерняя зорька (записывают оконч. в тетради)
2. Сравнить с таблицей в учебнике с. 29
3. Составить блок-схему из карточек
4. Сделать вывод
И.п. |
-ая, -яя |
Р.п. |
-ой, -ей |
Д.п. |
-ой, -ей |
В.п. |
-ую, -юю |
Т.п. |
-ой, -ей |
-ою, -ею |
|
П.п. |
-ой, -ей |
2. - На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями. Дети составляют блок-схему.
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
П.п. |
Т.п. |
В.п. |
какая? |
какой? |
какую? |
|||
-ая, -яя |
-ой, -ей |
-ую, -юю |
(Проверяют по эталону на экране.)
- Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в И.п. имеют оконч. ая, яя, родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей). В В.п. - ую, юю.)
Руководители групп прикрепите по снежинке на доску.
VI. Закрепление знаний (коллективная работа)
Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
Отгадайте загадку:
Год завершает, зиму начинает.
Прибавляет света и поддаёт стужи.
Его прозвали «студень» или «стужайло».
Декабрь
Задание Декабря. (работа по карточкам)
Определить падеж прилагательных и правильно написать окончание
(Словосочетания зачитываю)
- Как в данном случае определить падеж прилагательного?
Белоснежной (Т.п) шапкой, о морозной (П.п.) ночи, по зимней (Д.п.), дороге, звёздной (Т.п.) ночью, на ледяной (П.п.) горке, студёная (И.п.) река, к одинокой осине (Д.п.), долгую дорогу (В.п.)), пушистой снежинки (Рп)
- В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
(Прикрепляю снежинку)
- Чтобы не болеть, обязательно надо закаляться и делать зарядку.
VII. Физкультминутка
- Если я показываю окончание прилагательного в форме И.п. - стоим на месте.
- Если я показываю окончание прилагательного в форме Р.Д., Т.П.п - хлопаем в ладоши
- Если я показываю окончание прилагательного в форме В.п. - садимся на место
(Прикрепляю снежинку)
VIII. Продолжение работы по теме (самостоятельная работа)
Задание Января
Отгадайте следующую загадку
Году начало - зиме середина.
Январь вам приготовил следующее задание.
1. Дифференцированная работа. Работа по карточкам.
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.
Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!
- К вам на парты тоже легли снежинки.
- Вот задание Января.
Карточка желтого цвета - задание легкого уровня, карточка зеленого цвета - задание среднего уровня, карточка красного цвета - задание сложного уровня.
- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому, что не понятно. После выполнения работы вы самостоятельно проверите свою работу и поставите себе оценку.
Задание легкого уровня
Вставить окончания. Определить род имени прилагательного.
Толст… коркой покрылась река. Только в проруби видна прозрачн… вода. В глубок… тишине на речн… дне спят рыбы. В глубок…. месте лежит сом. Сазаны нашли мягк.. ямку. А зубаст… щуке не спится. Она глотает сонн… рыбу. (Самопроверка)
Задание среднего уровня
- Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания.
Куда вошли ребята? (заснеженная роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода). (Самопроверка)
Задание сложного уровня
Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.
Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки. (Самопроверка)
На обратной стороне правильные ответы. Самопроверка.
У кого всё задание выполнено правильно поставьте
- 5, у кого 1-2 ошибки
- 4, у кого 3 ошибки
(Задание Января выполнили и прикрепляем ещё снежинку)
IX. Закрепление знаний
Третья загадка.
Месяц лютый: спрашивает, как обутый. (Февраль.)
Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится». В феврале весёлый праздник Масленица.
Вот и мы поиграем. Игра «Заказ»
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю словосочетание
Дубовая роща, заснеженная поляна, лесная тропинка, сильная вьюга, зелёная ель
(Предложения записываются в тетради)
- 1 группа составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу (Ребята пришли в дубовую рощу)
- 2 группа составит предложение, используя словосочетание большую поляну (Дети вышли на заснеженную поляну)
- 3 группа составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку (Лесная тропинка привела их к домику лесника)
- 4 группасоставит предложение, используя словосочетание сильная вьюга (Вдруг поднялась сильная вьюга)
- 5 группасоставит предложение, используя словосочетание снеговой белизной (Всё покрылось снеговой белизной)
Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.
(Резерв. Разобрать по членам предложения и по частям речи)
Х. Подведение итогов урока
- А теперь вспомним начало урока.
- С чем мы должны были познакомиться?
- Чему научились?
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в единственном числе?
ХI. Рефлексия
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Перед вами снежки Вы их сейчас оживите и дайте им то настроение, с которым вы заканчиваете урок.
XII. Домашнее задание
Стр. 29 № 59.