Склонение имён прилагательных женского рода

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  • Повысить уровень знаний детей по теме: «Имя прилагательное».
  • Отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
  • Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • склонять имена прилагательные женского рода;
  • писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже;
  • правильно определять падеж имени прилагательного и по падежу и роду уметь писать окончание прилагательного.

Метапредметные:

Познавательные:

  • выделять и формулировать познавательную цель;
  • искать и выделять необходимую информацию;
  • преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • определять план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге на уроке;

Регулятивные:

  • понимать и соблюдать правила работы в группе;
  • ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала;
  • сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Личностные:

  • оценивать усваиваемое содержание с точки зрения нравственно-этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
  • осознавать роль языка и речи в жизни человека;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Методы работы:

  • Метод проблемного изучения нового материала.
  • Поисковый метод.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, групповые.

Оборудование.

  • Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки с вопросами, с окончаниями; таблички с падежами.
  • Для учеников: учебник; карточки с падежами; карточки-заготовки для записи окончаний.

Ход урока

I. Организационный момент

На уроке не зевай -
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе

II. Минутка чистописания

Сердита матка,
да прикрыла деток
до красного дня
пуховым одеяльцем
(Зима)

- О каком времени года идёт речь?

- Какая орфограмма спряталась в слове «Зима»? (безударная гласная в корне слова)

В каком слове ещё есть эта орфограмма? (одеяльце - словарное слово)

- Зима - удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она находится в слове. Обозначает звонкий согласный звук, парный, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И».

- Отгадали. Какая это буква?

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.

Зима, зимний, зимняя, зимнее, зимние.

- Оцените сами себя.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому зима посылает вам первую снежинку.

1. (на доску прикрепляется снежинка)

III. Актуализация знаний

- Над какой темой речи мы работаем? (Правописание окончаний им. прил.)

- Найдите прилагательные в загадке.

- Объясните орфограммы в окончаниях прилагательных

IV. Введение в тему урока (устно)

- Зима приносит нам много развлечений. Одно из них - снежки. Сейчас мы поиграем и выполним задание.

- Прочитайте словосочетание.

О пр…красной к..ртине (Прил ж.р., П.п., окончание -ой, т.к. отвечает на вопрос какой?

Но мы ещё не встречались с таким окончанием)

О зимней ска…ке (Прил.ж.р., П.п., проверить по вопросу нельзя. Этого не знаем.)

- Вставьте орфограммы.

- Что общего у словосочетаний? (П.п., окончания безударные)

- Что можете сказать об этом имени прилагательном? (Прилаг. ж.р., П.п)

- Попробуйте объяснить окончание.

IV. Формирование новых знаний

1) создание проблемной ситуации

- Какая трудность у нас возникла? (Не знаем какие окончания надо писать у им. прил ж.р.)

2) формулирование темы урока

- Сформулируйте тему урока.

(Если ребята не смогут сразу точно назвать тему, значит задать ряд наводящих вопросов:

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как по-другому называется изменение имен прилагательных по падежам?

- Теперь сформулируйте четко тему сегодняшнего урока. (Склонение имён существительных женского рода)

- Сегодня на уроке мы познакомимся…… (со склонением имен прилагательных женского рода в единственном числе)

- Сегодня на уроке мы научимся …. (склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

(на доску прикрепляется снежинка)

Зима это время простудных заболеваний. И чтобы защитить свой организм и не болеть сделаем массаж.

V. Открытие нового знания

Слушают музыку, рассматривая картинки о зиме.

- Какие прилагательные ты бы подобрал к слову зима, прослушав музыку А.Вивальди «Зима» (1-2 мин) (Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная и др.)

1. Исследовательская работа

Работа по группам.

- Сейчас вы будете работать по группам. Задача каждой группы узнать какое окончание пишется у имён прилагательных женского рода.

- Вспомните правила работы в группе.

*Общайся вежливо и доброжелательно.
*Говори спокойно и ясно.
*Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.

2. Склонение словосочетания

Цель: определить, какие окончания имеют прилагательные ж.р.)

План работы:

1. Просклонять словосочетание.

1 гр - холодная зима, зимняя сказка,
2 гр. - ледяная вода, ближняя роща,
3 гр. - пушистая снежинка, хорошая погода,
4 гр. - сильная вьюга, дальняя дорога
5 гр. - крутая горка, вечерняя зорька (записывают оконч. в тетради)

2. Сравнить с таблицей в учебнике с. 29

3. Составить блок-схему из карточек

4. Сделать вывод

И.п.

-ая, -яя

Р.п.

-ой, -ей

Д.п.

-ой, -ей

В.п.

-ую, -юю

Т.п.

-ой, -ей

-ою, -ею

П.п.

-ой, -ей

2. - На партах карточки с названиями падежей, вопросами, окончаниями. Дети составляют блок-схему.

И.п.

Р.п.

Д.п.

П.п.

Т.п.

В.п.

какая?

какой?

какую?

-ая, -яя

-ой, -ей

-ую, -юю

(Проверяют по эталону на экране.)

- Какой сделаем вывод? (Имена прилагательные женского рода в И.п. имеют оконч. ая, яя, родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей). В В.п. - ую, юю.)

Руководители групп прикрепите по снежинке на доску.

VI. Закрепление знаний (коллективная работа)

Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

Отгадайте загадку:

Год завершает, зиму начинает.
Прибавляет света и поддаёт стужи.
Его прозвали «студень» или «стужайло».
Декабрь

Задание Декабря. (работа по карточкам)

Определить падеж прилагательных и правильно написать окончание

(Словосочетания зачитываю)

- Как в данном случае определить падеж прилагательного?

Белоснежной (Т.п) шапкой, о морозной (П.п.) ночи, по зимней (Д.п.), дороге, звёздной (Т.п.) ночью, на ледяной (П.п.) горке, студёная (И.п.) река, к одинокой осине (Д.п.), долгую дорогу (В.п.)), пушистой снежинки (Рп)

- В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

(Прикрепляю снежинку)

- Чтобы не болеть, обязательно надо закаляться и делать зарядку.

VII. Физкультминутка

  • Если я показываю окончание прилагательного в форме И.п. - стоим на месте.
  • Если я показываю окончание прилагательного в форме Р.Д., Т.П.п - хлопаем в ладоши
  • Если я показываю окончание прилагательного в форме В.п. - садимся на место

(Прикрепляю снежинку)

VIII. Продолжение работы по теме (самостоятельная работа)

Задание Января

Отгадайте следующую загадку

Году начало - зиме середина.

Январь вам приготовил следующее задание.

1. Дифференцированная работа. Работа по карточкам.

- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю - одна красивее другой!

- К вам на парты тоже легли снежинки.

- Вот задание Января.

Карточка желтого цвета - задание легкого уровня, карточка зеленого цвета - задание среднего уровня, карточка красного цвета - задание сложного уровня.

- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому, что не понятно. После выполнения работы вы самостоятельно проверите свою работу и поставите себе оценку.

Задание легкого уровня

Вставить окончания. Определить род имени прилагательного.

Толст… коркой покрылась река. Только в проруби видна прозрачн… вода. В глубок… тишине на речн… дне спят рыбы. В глубок…. месте лежит сом. Сазаны нашли мягк.. ямку. А зубаст… щуке не спится. Она глотает сонн… рыбу. (Самопроверка)

Задание среднего уровня

- Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания.

Куда вошли ребята? (заснеженная роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода). (Самопроверка)

Задание сложного уровня

Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.

Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки. (Самопроверка)

На обратной стороне правильные ответы. Самопроверка.

У кого всё задание выполнено правильно поставьте

  • 5, у кого 1-2 ошибки
  • 4, у кого 3 ошибки

(Задание Января выполнили и прикрепляем ещё снежинку)

IX. Закрепление знаний

Третья загадка.

Месяц лютый: спрашивает, как обутый. (Февраль.)

Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится». В феврале весёлый праздник Масленица.

Вот и мы поиграем. Игра «Заказ»

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю словосочетание

Дубовая роща, заснеженная поляна, лесная тропинка, сильная вьюга, зелёная ель

(Предложения записываются в тетради)

  • 1 группа составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу (Ребята пришли в дубовую рощу)
  • 2 группа составит предложение, используя словосочетание большую поляну (Дети вышли на заснеженную поляну)
  • 3 группа составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку (Лесная тропинка привела их к домику лесника)
  • 4 группасоставит предложение, используя словосочетание сильная вьюга (Вдруг поднялась сильная вьюга)
  • 5 группасоставит предложение, используя словосочетание снеговой белизной (Всё покрылось снеговой белизной)

Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.

(Резерв. Разобрать по членам предложения и по частям речи)

Х. Подведение итогов урока

- А теперь вспомним начало урока.

- С чем мы должны были познакомиться?

- Чему научились?

- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в единственном числе?

ХI. Рефлексия

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Перед вами снежки Вы их сейчас оживите и дайте им то настроение, с которым вы заканчиваете урок.

XII. Домашнее задание

Стр. 29 № 59.