Склонение порядковых числительных

Разделы: Русский язык


Цель урока: изучить материал по теме “Склонение порядковых числительных”.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умение образовывать падежные формы простых, сложных и составных порядковых числительных.
  • формировать умение правильно употреблять числительные в речи

Развивающие:

  • совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся;
  • развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории родного города.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная

Оборудование урока:

Учебно-методическое обеспечение: учебник С.И.Львова, В.В.Львов “Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях””. Ч.2. М.: “Мнемозина”, 2010г.

Ход урока

1. Организационный

2. Формулировка темы, целей урока

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Чему должны научиться?

Итак, сегодня мы рассмотрим склонение порядковых числительных.

3. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  • Что такое имя числительное?
  • Назовите разряды числительных.
  • Что обозначает количественное числительное?
  • На какие группы делятся количественные числительные?
  • Что мы знаем о порядковых числительных?

(обозначает порядок предмета при счете, отв. на ? - с который?)

(слайд № 1,2,3,4 )

Сегодня мы рассмотрим не только склонение порядковых числительных, но и перелистаем страницы истории нашего города.

Чтение текста.

Город Орлов – один из древних городов России. Впервые под этим названием он упоминается в 1459 году в летописи в связи с походом войск русского царя Василия II для захвата вятских земель и присоединения их к Московскому государству.

На месте современного города поселение появилось на рубеже XII-XIII веков. Удобное расположение города еще в XIII веке сделало его одним из центров торговли на вятской земле. Сюда приезжали купцы из многих городов европейской части России и Сибири.

В 1780 году было образовано Вятское наместничество, в состав которого вошло 13 округов, среди них был и Орловский с центром в городе Орлове. В 1837 году Орлов посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II в сопровождении поэта В.А.Жуковского и историка К.И.Арсеньева. Орлов был типичным уездным городом царской России. К концу XIX века в городе насчитывалось 5 величественных религиозных зданий. Это целый архитектурный ансамбль, включающий в себя Спасо-Орловский мужской монастырь, Рождественско-Богородицкую церковь, Казанско-Богородицкий собор, церковь Благовещения, Троицкую церковь. Все вместе они представляли собой красивый законченный комплекс, определявший лицо города.

С 1923 года город носил название Халтурин по имени земляка Степана Николаевича Халтурина. 21 сентября 1992 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации городу возвращено его историческое название.

В 2009 году городу Орлову исполнилось 550 лет.

  • Докажите, что это текст. О чем он?
  • Чем примечателен наш город? (множеством старинных купеческих домов и церквей) (слайд № 5,6)
  • Выписать из текста количественные числительные.
  • Просклонять 550.
  • В чем особенность склонения составных количественных числительных?

4. Изучение нового материала

  • Что обозначают порядковые числительные?
  • Назовите порядковые числительные в тексте.
  • Какие это числительные по строению? (составные)
  • Приведите примеры простых порядковых числительных. (Третий урок, первый снег, вторая роль.
  • Укажите в с/с главное слово, выделите окончание.
  • С какой частью речи схожи порядковые числительные? (с прилагательными)
  • А как же склоняются порядковые числительные? стр. 127 (правило) читаем самостоятельно
  • Как склоняются простые и сложные порядковые числительные?
  • В чем особенность склонения простых порядковых числительных?

(слайды № 7)

Просклонять письменно с/с.

  • Вторая главная роль.
  • Две тысячи двенадцатый год.

Сделайте вывод о склонении порядковых числительных. (слайд № 8)

стр. 128 (правило) читаем самостоятельно

Как пишутся числительные на – сотый, - тысячный, - миллионный? (слайд № 9)

упр. 764 (Прочитайте правильно. Запишите, заменяя цифры словами.)

300-й выпуск, 10 000-го экземпляра, 5 000 000-й снаряд, 2000-й год, 2 000 000-й пассажир метро, 800-й километр.

5. Закрепление

а) Читаем текст

По развитию просвещения и культуры в XIX веке Орлов считался одним из лучших в Вятской губернии. По переписи 1886 года в нем проживало 1826 человек, грамотных было 1119, то есть 62,9 %. В уездном небольшом городке находилось 7 учебных заведений.

23 августа 1831 года было открыто двухклассное уездное училищ. По итогам проверки в 1907 году оно было признано лучшим в губернии. Некоторые выпускники городского училища впоследствии стали известными людьми: архитектор Иван Аполлонович Чарушин, врач Николай Михайлович Трофимов, художник Филипп Федорович Двинянинов и другие.

После Октябрьской революции в 1918 году высшее начальное училище было преобразовано в единую трудовую школу. В 1934 году образовалась неполная средняя школа. С 1939 года школа стала именоваться средней школой № 2 города Халтурина.

Сколько лет исполнилось нашей школе? (180)

Какова роль числительного в тексте? (указывает на дату)

Выписать из текста словосочетания “порядковые числ.+сущ.”, определить падеж.

Б) Чтение текста.

Город Орлов существенно изменился за последние десятилетия. Он растет. Появились новые жилые дома и административные здания.

Сегодня город Орлов - небольшой районный центр Кировской области. На 1 января 2009 года население составляло 7700 человек. Площадь города составляет 429 га, расположен вдоль реки Вятки на 3,5 км, ширина – 1,5 км, 57 улиц и переулков.

- Записать текст, цифры заменить словами.

(слайды №10-14)

6. Итоги урока.

- О чем говорили на уроке?

- Чему учились?

- Как склоняются порядковые числительные?

7. Домашнее задание (слайд № 15)

Выберете одно из предложенных заданий:

  • 1 уровень упр. 766 (письменно ответить на вопросы)
  • 2 уровень – составить небольшой рассказ, используя числительные “Дом, в котором я живу”
  • 3 уровень – сочинение-миниатюра. Опишите архитектурный памятник города Орлова. Используйте числительные.

Завершаю урок стихотворением А.Чикишевой “Любимый край, орловская земля!” (сборник стихов “Здесь оставлено сердце мое…” Орлов, 2009 г.)