Цели:
- показать родство славянских языков;
- продолжить формирование навыков научного стиля;
- развивать способность интегративного мышления;
- формировать положительные мотивы в изучении предмета “русский язык”, способствовать воспитанию личности, неравнодушной к истории своего языка и народа.
Оборудование:
- таблицы-схемы “Семья индоевропейских языков”, “Славянские языки”;
- карта “Расселение древних славян”;
- карты: “Физическая карта РФ”, “Политическая карта мира”.
Форма: интегрированный урок.
Ход урока
Вопросы классу
Сколько насчитывается языков в мире? Можно ли точно ответить на этот вопрос? Почему? Какова разница между диалектами и языком?
Словарная диктовка
Датский, французский, индоевропейский, шорский, сербский, арабский, словацкий, восточно-славянский, русский, шотландский, древнегреческий, украинский, узбекский, польский, романский, английский, телеутский, немецкий, церковнославянский, южнославянский, болгарский, хорватский, белорусский.
Вопрос классу: Что общего в названных словах?
Мы знаем, как растёт дерево. Подобно тому, как оно вырастает из корня, ствол его крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки “выросли” из единого языка, корни которого уходят глубоко к языку индоевропейскому (таблица “Семья индоевропейских языков”).
Славянское языковое “дерево” (таблица “Славянские языки”) имеет три основные ветви:
- восточнославянские языки;
- западнославянские языки;
- южнославянские языки.
В курсе истории Древней Руси вы узнаете, какую территорию занимали народы, говорившие на этих языках (карта “Расселение древних славян”).
Естественно, такое языковое “дерево” выросло не сразу, да и рост его шёл не всегда безбедно и ровно: какие-то ветки-языки отсыхали, какие-то насильно были обрублены.
В современном славянском мире существуют 12 национальных литературных языков.
Задание: Выделить суффиксы прилагательных. Объяснить правописание сложных прилагательных.
Восточнославянский - русский, украинский, белорусский.
Западнославянские - польский, чешский, нижнелужицкосербский, верхнелужицкосербский, словацкий.
Южнославянские - словенский, болгарский, сербско-хорватский, македонский.
Так как славянские языки, как мы выяснили, имеют общие корни, давайте попробуем определить общее в следующем отрывке.
Задание: Восстановить текст на русский язык.
Срби приповедаjy да je кукавица била жена и имала брата, на jej брат умро и она за ньим тако много тужила и кукала, док ее ниje претворила у птицу.
Беседа с классом: Укажите слова, которые вы узнали сразу.
Брат, она, умро (умер), много тужила, птицу, жена (здесь в значении “женщина”), за ньим (здесь - по нему).
Пояснение учителя: Срби - сербы; кукавица - кукушка; ее претворила - превратилась; тужила - (здесь) тосковала.
Задание: Теперь восстановите данный отрывок на русский язык.
Сербы рассказывают, что кукушка была женщиной, и у неё был брат, брат умер, а она так по нему тосковала и плакала, что превратилась в птицу.
Пояснения учителя: Данный отрывок из сербско-хорватского языка, но если вдуматься в смысл слов, фразу можно восстановить на русский язык. Теперь попробуйте самостоятельно перевести на русский язык фразу из словацкого языка. Действуйте по известному уже алгоритму: от ясно понятных слов - к мало понятным словам.
Stara mama byva v malom bielom domceku. Pred domom je zahradka plan pesrych kvetov. Pod oknami stroji lavicka.
(Подсказка: byva - живёт; zahradka - палисадник). :
Перевод: Старая мама живёт в маленьком белом домике. Перед домом - палисадник, где много пёстрых цветов. Под окнами стоит лавочка.
Как видим из приведённых отрывков, славянские языки имеют много общего.
Вопрос классу: Как вы думаете, был ли общий язык для всех славянских языков? Как он мог называться?
Славянские языки восходят к одному источнику - праславянскому языку. Название условно, т.к. неизвестно, как называл себя в глубокой древности народ, говоривший на этом языке. Праславянский язык, по мнению учёных, не имел письменности: были бы у нас письменные памятника, нам удалось бы установить, какого века каждый памятник.
Между тем установлено, что история языка и история народа не всегда совпадают.
Древнерусский летописец, отметив единство происхождения славянских народов, рассказывает об их прародине - берегах Дуная, где ныне располагаются Венгрия и Болгария (см. Политическую карту мира). Одновременно язык современных венгров, например, родственен языку ханты и манси, живущих к востоку от Урала (см. Физическую карту РФ). Это объясняется тем, что племена угров (языковых предков современных венгров) пришли в IX веке на средний Дунай из-за Урала. Но физический облик и этнографические особенности венгров не имеют прямого отношения к культуре угорских племён.
Поиск единого праславянского языка выдвинул проблему славянской прародины как историко-языковую. Праславянский язык должен был оформляться в зоне соприкосновения с балтийскими языками, иранскими и германскими, с которыми его объединяют очень древние общие особенности в словаре и грамматике.
На рубеже XIX - XX веков в разработке проблемы прародины славян особое внимание было уделено ботанической терминологии. Было замечено, что названия деревьев, произрастающих в Центральной и Восточной Европе (см. Политическую карту мира), совпадают: берёза, дуб, ель, липа, ольха, сосна, ясень - следовательно, они существовали в праславянском языке и до его распада.
Вопросы классу: Как условно называется предок славянских языков? Где находилась прародина славян? Что по этому поводу думают учёные? Совпадают ли их выводы? Данные каких наук помогают лингвистам в поисках прародины славян? Как вы думаете, какая мысль заключена в следующей схеме?
Литература
- Кондратов А. Земля людей - земля языков. М., 1994
- Украинцев В.И. Славянские языки и славянские народы. Минск, 1985
- Фолсом Ф. Книга о языке. М., 1987
- Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1996
- Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. - М., 1998