Русский язык
-
"Словарное домино" 2010
У многих ребят в процессе учебы возникают проблемы с запоминанием словарных слов. Вот уже несколько лет в своей практике автор статьи успешно использует "Словарное домино". Разработано "Словарное домино" для всех классов начальной школы. Что собой представляет эта игра, объясняется на примере словарных слов для 2-го класса.
-
"Слово - основная единица языка" (6-й класс) 2009
Урок посвящен воспитанию бережного отношения к русскому языку через использование нормативной литературной лексики. Разговор идет о красоте и образности русского языка. Подробная беседа о значении «скверных» слов и обоснование недопустимости их употребления в речи. В ходе урока широко использованы презентации, подготовленные в качестве домашнего задания учениками.
-
"Слово в речевом общении. Синонимы, антонимы и омонимы в речи." 3-й класс 2014
На уроке русского языка дети совершили путешествие в Страну слов и сумели сделать вывод, что делает речь выразительнее. Проведенные исследования доказали важность употребления в речи синонимов, антонимов и омонимов, обогатили речь учащихся и развили познавательный интерес. На уроке прослеживается интеграция с литературным чтением и окружающим миром.
-
"Словообразование и орфография". Повторение изученного 2011
«Удивительное рядом» – эти слова стали девизом урока, в центре которого комплексный анализ текста. Работа над текстом расширяется дополнительными и индивидуальными заданиями, проблемными ситуациями, которые подводят учащихся к выводу о том, что все вокруг нас – живое, имеет свои тайны, что много удивительных явлений, тайн и в русском языке, но понять и разгадать их может только внимательный человек.
-
«Словарное богатство русского языка». 7-й класс 2015
Цель урока: включение учащихся в исследование и поисковая деятельность на уроке. Прививается навык свободного ориентирования в лингвистической терминологии. Закрепляется навык пользования словарями разных типов.
-
«Словообразование – особый путь создания словаря» 2020
Изучение словообразовательной системы предполагает изучение способов образования новых слов, которые действуют на данном этапе развития языка, а также тех правил, которые объединяют слова одного способа образования в словообразовательные типы. Выделяют следующие способы словообразования: образование на базе отдельных лексических единиц; на базе различных сочетаний лексических единиц; лексико-семантический; лексико-синтаксический; морфолого-синтаксический; морфологический. Ведь законы современного русского словообразования тесно связаны как с грамматическими категориями и формами, так и с лексической системой русского языка, с его основным словарным фондом и словарным составом в целом в их взаимодействии. Элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.
-
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка 2003
В данной статье предлагается опыт работы представления нового словарного слова, основанный на методике обучения русскому языку средствами субъективации Г.А. Бакулиной. Предлагаемые упражнения составляются таким образом, чтобы наряду с учебой деятельностью обеспечивалось развитие интеллектуальных качеств ребенка.
-
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка 2020
Словарно-орфографическая работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?
-
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка с использованием ИКТ 2020
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся. В своей работе показала как с помощью ИКТ помочь детям освоить словарные слова.
-
Словарь – помощник, или как работать с непроверяемыми орфограммами в 1-м классе 2012
Предметом разговора стали только те слова русского языка, в которых есть непроверяемые орфограммы, или слова с труднопроверяемыми написаниями для учащихся 1-го класса. Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить.
-
Слово – основная единица языка 2020
Представлена презентация к уроку русского языка в 6-м классе по теме "Слово – основная единица языка".
-
Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка 2007
Предлагается вариант урока по изучению лексического богатства русского языка с использованием национально-регионального компонента. На уроке анализируется лексическое значение традиционных для русской поэзии слов-символов, а также диалектных слов.
-
Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009
Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.
-
Слово в реке времени 2013
Цель урока: поиск, открытие, творчество ребят. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использованы межпредметные связи (инсценировка, стихотворения). Ребята самостоятельно пытались объяснить, как произошло то или иное слово. На уроке использованы разнообразные формы и методы, развивающие ключевые компетентности: коммуникативные, познавательные, социальные и другие.
-
Слово и его строение. 5-й класс 2010
Урок расширяет и обогащает знания о морфеме как значимой части слова; формирует умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащает словарный запас школьников; воспитывает эстетический вкус, любовь к поэзии.
-
Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс 2010
Предлагаемый конспект практического занятия предназначен для студентов первого курса педколледжа, а также может быть использован на уроках русского языка в 10-м классе средней школы. На занятии анализируется основной теоретический материал по теме, который закрепляется при выполнении практических упражнений и заданий ЕГЭ.
-
Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение 2011
Основными целями факультатива являются воспитание у детей любви к русскому языку; совершенствование навыка анализа лирического произведения. На примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка; развитие аналитических умений: обобщать, наблюдать, сравнивать.
-
Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение 2011
Факультатив служит воспитанию у детей любви к русскому языку; совершенствованию навыка анализа лирического произведения, учит на примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка, развивает аналитические умения: обобщать, наблюдать, сравнивать.
-
Словообразование в русском профессиональном музыкальном подъязыке 2005
В современной лингвистике ощущается постоянно растущий интерес к различным аспектам словообразования, изучение которых позволяет прогнозировать тенденции развития языковой системы в целом. Непрерывное пополнение и изменение в процессе развития языка, будь то общелитературный вариант или ненормативная лексика, происходит благодаря новым словам, образованным по законам и способам словообразования литературного языка. На языковом уровне, где возможны определенные отклонения от нормы, в любом случае, соблюдаются общие свойственные языку принципы и закономерности.
-
Словообразование наречий. 7-й класс 2013
Цели урока: дать представление об основных способах образования наречий; формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий; совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте; развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий.
-
Словообразование: подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание В1 2014
Цель проекта: обобщить и систематизировать материал по разделу "Словообразование"; разработать практические задания за курс средней школы и для подготовки к ЕГЭ; использовать цифровые ресурсы, развивающие аналитические способности учащихся для понимания способов словообразования.
-
Словообразование. 6-й класс 2011
Занятие с целью усвоения понятий «корень, приставка, суффикс и окончание», приобретения умений выделять корень, подбирать однокоренные слова.
-
Словообразование. Орфография. 5-й класс 2011
Цели урока: обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография"; систематизировать орфографические навыки, отработанные в ходе изучения темы.
-
Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения 2007
Цель статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.
-
Словообразовательный разбор (непрощание со словообразованием) 6-й класс 2012
Представленный материал завершает изучение темы "Словообразование" по учебнику М.В. Панова. Особенность программы и написанных на ее основе учебников заключается в том, что теоретическая и практическая задачи решаются в их единстве: практические навыки формируются при постижении законов языка. Это дает простор для интеллектуального развития ребенка, учит детей вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.
-
Словообразовательный разбор при подготовке к ЕГЭ 2013
Данная публикация является методической помощью учителю в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (задание В1).
-
Словосочетание как синтаксическая единица языка 2007
Данный урок строится по типу "комбинированный" и предполагает знакомство учащихся со словосочетанием как номинативной синтаксической единицей языка, имеющей свою структуру и выполняющей определенные функции. Материал урока поможет учащимся не только в закреплении знаний о данной единице, но и в вычленении словосочетаний из предложений и в определении их функции. Одна из главных задач уроков русского языка - развитие речи учащихся, поэтому такие уроки способствует развитию высокой культуры, развитию речи во всех ее формах: внутренней (устной) и внешней (письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. На уроке учащиеся вспоминают и расширяют свои знания о структуре словосочетания: знают, что различают три типа – простые, сложные и усложненного типа, а узнают о монопризнаковых и полипризнаковых, а также о таком понятии, как "парцелляция". Работая с микротекстом, учащиеся определяют функциональную роль словосочетаний.
-
Словосочетание как синтактическая единица 2012
На уроке формируются аналитические навыки разбора словосочетаний, составляются словосочетания разного стиля, изучается управление в глагольных словосочетаниях.
-
Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс 2010
Блок уроков «Словосочетание как синтаксическая единица» относится к начальному этапу повторения раздела «Синтаксис и пунктуация» по курсу русского языка в 11-м классе. Цель блока – повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.
-
Словосочетание. 5-й класс 2011
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом проведения урока-практикума. Игровым моментом на уроке является путешествие по станциям. Богатый материал урока дает возможности развивать творческую активность учащихся, умение логически мыслить, анализировать и распределять, пробуждает желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.