Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Словарное домино" 2010

    Автор: Саморокова Татьяна Аркадьевна

    У многих ребят в процессе учебы возникают проблемы с запоминанием словарных слов. Вот уже несколько лет в своей практике автор статьи успешно использует "Словарное домино". Разработано "Словарное домино" для всех классов начальной школы. Что собой представляет эта игра, объясняется на примере словарных слов для 2-го класса.

  • "Слово - основная единица языка" (6-й класс) 2009

    Автор: Шебушева Галина Геннадьевна

    Урок посвящен воспитанию бережного отношения к русскому языку через использование нормативной литературной лексики. Разговор идет о красоте и образности русского языка. Подробная беседа о значении «скверных» слов и обоснование недопустимости их употребления в речи. В ходе урока широко использованы презентации, подготовленные в качестве домашнего задания учениками.

  • "Слово в речевом общении. Синонимы, антонимы и омонимы в речи." 3-й класс 2014

    Автор: Акулова Галина Дмитриевна

    На уроке русского языка дети совершили путешествие в Страну слов и сумели сделать вывод, что делает речь выразительнее. Проведенные исследования доказали важность употребления в речи синонимов, антонимов и омонимов, обогатили речь учащихся и развили познавательный интерес. На уроке прослеживается интеграция с литературным чтением и окружающим миром.

  • "Словообразование и орфография". Повторение изученного 2011

    Автор: Кольская Любовь Васильевна

    «Удивительное рядом» – эти слова стали девизом урока, в центре которого комплексный анализ текста. Работа над текстом расширяется дополнительными и индивидуальными заданиями, проблемными ситуациями, которые подводят учащихся к выводу о том, что все вокруг нас – живое, имеет свои тайны, что много удивительных явлений, тайн и в русском языке, но понять и разгадать их может только внимательный человек.

  • «Словарное богатство русского языка». 7-й класс 2015

    Автор: Мигушкина Елена Сергеевна

    Цель урока: включение учащихся в исследование и поисковая деятельность на уроке. Прививается навык свободного ориентирования в лингвистической терминологии. Закрепляется навык пользования словарями разных типов.

  • «Словообразование – особый путь создания словаря» 2020

    Автор: Грязева Алла Владимировна

    Изучение словообразовательной системы предполагает изучение способов образования новых слов, которые действуют на данном этапе развития языка, а также тех правил, которые объединяют слова одного способа образования в словообразовательные типы. Выделяют следующие способы словообразования: образование на базе отдельных лексических единиц; на базе различных сочетаний лексических единиц; лексико-семантический; лексико-синтаксический; морфолого-синтаксический; морфологический. Ведь законы современного русского словообразования тесно связаны как с грамматическими категориями и формами, так и с лексической системой русского языка, с его основным словарным фондом и словарным составом в целом в их взаимодействии. Элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами.

  • Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка 2003

    Автор: Зайцева Ирина Викторовна

    В данной статье предлагается опыт работы представления нового словарного слова, основанный на методике обучения русскому языку средствами субъективации Г.А. Бакулиной. Предлагаемые упражнения составляются таким образом, чтобы наряду с учебой деятельностью обеспечивалось развитие интеллектуальных качеств ребенка.


  • Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка 2020

    Автор: Елтышева Оксана Александровна

    Словарно-орфографическая работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет?

    русский язык, Словарно-орфографическая работа

  • Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка с использованием ИКТ 2020

    Автор: Минуллина Зульфия Ханафиевна

    Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся. В своей работе показала как с помощью ИКТ помочь детям освоить словарные слова.

  • Словарь – помощник, или как работать с непроверяемыми орфограммами в 1-м классе 2012

    Автор: Якуба Ирина Александровна

    Предметом разговора стали только те слова русского языка, в которых есть непроверяемые орфограммы, или слова с труднопроверяемыми написаниями для учащихся 1-го класса. Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить.

  • Слово – основная единица языка 2020

    Автор: Назарова Людмила Абулаисовна

    Представлена презентация к уроку русского языка в 6-м классе по теме "Слово – основная единица языка".

  • Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языка 2007

    Автор: Клюева Наталья Витальевна

    Предлагается вариант урока по изучению лексического богатства русского языка с использованием национально-регионального компонента. На уроке анализируется лексическое значение традиционных для русской поэзии слов-символов, а также диалектных слов.

  • Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009

    Автор: Кузнецова Маргарита Сергеевна

    Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.

  • Слово в реке времени 2013

    Автор: Обручникова Надежда Евгеньевна

    Цель урока: поиск, открытие, творчество ребят. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использованы межпредметные связи (инсценировка, стихотворения). Ребята самостоятельно пытались объяснить, как произошло то или иное слово. На уроке использованы разнообразные формы и методы, развивающие ключевые компетентности: коммуникативные, познавательные, социальные и другие.


  • Слово и его строение. 5-й класс 2010

    Автор: Бжедугова Фатима Хатифовна

    Урок расширяет и обогащает знания о морфеме как значимой части слова; формирует умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащает словарный запас школьников; воспитывает эстетический вкус, любовь к поэзии.

  • Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс 2010

    Автор: Чудаева Наталия Леонидовна

    Предлагаемый конспект практического занятия предназначен для студентов первого курса педколледжа, а также может быть использован на уроках русского языка в 10-м классе средней школы. На занятии анализируется основной теоретический материал по теме, который закрепляется при выполнении практических упражнений и заданий ЕГЭ.

  • Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение 2011

    Автор: Зиновьева Елена Витальевна

    Основными целями факультатива являются воспитание у детей любви к русскому языку; совершенствование навыка анализа лирического произведения. На примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка; развитие аналитических умений: обобщать, наблюдать, сравнивать.

  • Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение 2011

    Автор: Зиновьева Елена Витальевна

    Факультатив служит воспитанию у детей любви к русскому языку; совершенствованию навыка анализа лирического произведения, учит на примере анализа художественного произведения почувствовать красоту, образность языка, развивает аналитические умения: обобщать, наблюдать, сравнивать.

  • Словообразование в русском профессиональном музыкальном подъязыке 2005

    Автор: Валиева Рауза Харисовна

    В современной лингвистике ощущается постоянно растущий интерес к различным аспектам словообразования, изучение которых позволяет прогнозировать тенденции развития языковой системы в целом. Непрерывное пополнение и изменение в процессе развития языка, будь то общелитературный вариант или ненормативная лексика, происходит благодаря новым словам, образованным по законам и способам словообразования литературного языка. На языковом уровне, где возможны определенные отклонения от нормы, в любом случае, соблюдаются общие свойственные языку принципы и закономерности.

  • Словообразование наречий. 7-й класс 2013

    Автор: Дроздецкая Любовь Ивановна

    Цели урока: дать представление об основных способах образования наречий; формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий; совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте; развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий.

  • Словообразование: подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание В1 2014

    Автор: Селезнева Люция Гумеровна

    Цель проекта: обобщить и систематизировать материал по разделу "Словообразование"; разработать практические задания за курс средней школы и для подготовки к ЕГЭ; использовать цифровые ресурсы, развивающие аналитические способности учащихся для понимания способов словообразования.


  • Словообразование. 6-й класс 2011

    Автор: Муратова Гульдаурен Муратовна

    Занятие с целью усвоения понятий «корень, приставка, суффикс и окончание», приобретения умений выделять корень, подбирать однокоренные слова.

  • Словообразование. Орфография. 5-й класс 2011

    Автор: Румбах Екатерина Владимировна

    Цели урока: обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография"; систематизировать орфографические навыки, отработанные в ходе изучения темы.

  • Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения 2007

    Автор: Толстова Наталья Александровна

    Цель статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.

  • Словообразовательный разбор (непрощание со словообразованием) 6-й класс 2012

    Автор: Борисова Галина Григорьевна

    Представленный материал завершает изучение темы "Словообразование" по учебнику М.В. Панова. Особенность программы и написанных на ее основе учебников заключается в том, что теоретическая и практическая задачи решаются в их единстве: практические навыки формируются при постижении законов языка. Это дает простор для интеллектуального развития ребенка, учит детей вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.

  • Словообразовательный разбор при подготовке к ЕГЭ 2013

    Автор: Реветнева Тамара Николаевна

    Данная публикация является методической помощью учителю в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (задание В1).

  • Словосочетание как синтаксическая единица языка 2007

    Автор: Дорожкина Галина Евгеньевна

    Данный урок строится по типу "комбинированный" и предполагает знакомство учащихся со словосочетанием как номинативной синтаксической единицей языка, имеющей свою структуру и выполняющей определенные функции. Материал урока поможет учащимся не только в закреплении знаний о данной единице, но и в вычленении словосочетаний из предложений и в определении их функции. Одна из главных задач уроков русского языка - развитие речи учащихся, поэтому такие уроки способствует развитию высокой культуры, развитию речи во всех ее формах: внутренней (устной) и внешней (письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. На уроке учащиеся вспоминают и расширяют свои знания о структуре словосочетания: знают, что различают три типа – простые, сложные и усложненного типа, а узнают о монопризнаковых и полипризнаковых, а также о таком понятии, как "парцелляция". Работая с микротекстом, учащиеся определяют функциональную роль словосочетаний.

  • Словосочетание как синтактическая единица 2012

    Автор: Перекопайко Галина Алексеевна

    На уроке формируются аналитические навыки разбора словосочетаний, составляются словосочетания разного стиля, изучается управление в глагольных словосочетаниях.


  • Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс 2010

    Автор: Антонова Ирина Викторовна

    Блок уроков «Словосочетание как синтаксическая единица» относится к начальному этапу повторения раздела «Синтаксис и пунктуация» по курсу русского языка в 11-м классе. Цель блока – повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.

  • Словосочетание. 5-й класс 2011

    Автор: Сизонова Елена Михайловна

    В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом проведения урока-практикума. Игровым моментом на уроке является путешествие по станциям. Богатый материал урока дает возможности развивать творческую активность учащихся, умение логически мыслить, анализировать и распределять, пробуждает желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.