Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Имя существительное”.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания
учащихся об имени существительном,
грамматических признаках существительного, роли
в предложении; отработать умение находить имена
существительные в контексте, употреблять,
опираясь на лексическое значение слова.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока
2. Проверка домашнего задания (Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам)
1 дифференцированная группа.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы,
определите род, число, падеж выделенных имен
существительных.
Я люблю бр…дить осенью по лесу. В лесу стоит т…шина, идет мелкий дож…ь. Мокрая листва не шурш…т под ногами. В тра…ке не стрекочут кузнечики.
2 дифференцированная группа.
Спишите, раскрывая скобки. Вставьте
пропущенные буквы. Объясните правописание
окончаний существительных.
Грус…ная т…шина стоит осенью (в)лес…. (Не)поют птицы, (не)жужжат хл…потливые пчелы. А сколько было ярких душ…стых цв…т…! (По)желтели и осыпались листь… с деревь….
3 дифференцированная группа.
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните имена существительные, определите
их склонение.
Небо быстро т…мнело. Н…двигалась черная туч…. Н…летел сильный ветер. Д…ревья кругом зак…чались. В лесу стоял ужасный шум.
3. Наблюдение над языковым материалом (повторение грамматических и синтаксических признаков имен существительных).
1. Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.
По лесному оврагу бежит с добычей старый волк.
2. Выполните грамматический разбор имени существительного:
По оврагу –
3. Разберите слова по составу:
Лесной, бежит, перезвон.
4. Теоретическая пятиминутка
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное в
именительном падеже?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3
склонению?
Изменяются ли имена существительные по родам?
Определите падеж существительных:
- У врача –
- Об урожае –
- На Волге –
- По Сибири–
- В Москве –
- С упреком –
Запишите ряды однокоренных слов (по вариантам), используйте только имена существительные:
1 вариант.
Гора
Вода
Море2 вариант.
Лес
Снег
Дорога
5. Тест-опрос, с последующей взаимопроверкой, анализом работы
Выберите верное утверждение:
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
- У существительных множественного числа в Д.п. окончание –АМИ, -ЯМИ.
- Имена существительные не изменяются по числам.
- Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
- К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.
- К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А,-Я.
- Форма И.п. ед.ч. является начальной формой.
- К 1-ому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.
- У существительных множественного числа в Д.п. окончание -АМ,-ЯМ.
- Имена существительные изменяются по числам.
- Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени существительного.
(Правильные ответы: 1, 2, 8, 9, 11, 12).
6. Закрепление изученного (работа в микрогруппах)
1 дифференцированная группа.
Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте и запишите по нему небольшой рассказ. Используйте слова, близкие по значению, для того, чтобы избежать повторов.
2 дифференцированная группа.
Рассмотрите рисунок. Составьте предложения к нему, используйте как можно больше имен существительных.
3 дифференцированная группа.
Рассмотрите рисунок. Составьте предложения, используя данные словосочетания:
Разноцветные листья, солнечный свет, хорошие друзья, веселая прогулка.
Чтение текстов и анализ выполненных работ.
7. Итоги урока
О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Для чего нам служат имена существительные?
Какие грамматические категории имен
существительных вам известны?
Измените следующие слова по числам:
- В чашках –
- Пешеходы –
- О птичке –
8. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению
1 дифференцированная группа.
Разбери предложение по членам предложения.
Сделай грамматический разбор существительного.
Сухие разноцветные листья шуршат под ногами.
Под ногами –
2 дифференцированная группа.
Сделай грамматический разбор существительных.
На уроке –
В золоте –
3 дифференцированная группа.
Подчеркни имена существительные.
Доброе слово, лесистая местность, новое платье, прохладный день, проворная белочка, верный друг, мягкая зима, чистый пол, пёстрое оперение.