СКОУ VIII вида. Повторение. "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Имя существительное”.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, грамматических признаках существительного, роли в предложении; отработать умение находить имена существительные в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
  • Коррекционно-развивающие: развивать аналитико-синтетическую функцию мышления, планирующую функцию речи, корригировать связную устную и письменную речь, обогащать активный словарь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, внимательное отношение к родному слову.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока

2. Проверка домашнего задания (Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам)

1 дифференцированная группа.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите род, число, падеж выделенных имен существительных.

Я люблю бр…дить осенью по лесу. В лесу стоит т…шина, идет мелкий дож…ь. Мокрая листва не шурш…т под ногами. В тра…ке не стрекочут кузнечики.

2 дифференцированная группа.
Спишите, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание окончаний существительных.

Грус…ная т…шина стоит осенью (в)лес…. (Не)поют птицы, (не)жужжат хл…потливые пчелы. А сколько было ярких душ…стых цв…т…! (По)желтели и осыпались листь… с деревь….

3 дифференцированная группа.
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные, определите их склонение.

Небо быстро т…мнело. Н…двигалась черная туч…. Н…летел сильный ветер. Д…ревья кругом зак…чались. В лесу стоял ужасный шум.

3. Наблюдение над языковым материалом (повторение грамматических и синтаксических признаков имен существительных).

1. Разберите предложение по членам предложения и по частям речи.

По лесному оврагу бежит с добычей старый волк.

2. Выполните грамматический разбор имени существительного:

По оврагу –

3. Разберите слова по составу:

Лесной, бежит, перезвон.

4. Теоретическая пятиминутка

Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?
Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Изменяются ли имена существительные по родам?
Определите падеж существительных:

  • У врача –
  • Об урожае –
  • На Волге –
  • По Сибири–
  • В Москве –
  • С упреком –

Запишите ряды однокоренных слов (по вариантам), используйте только имена существительные:

1 вариант.
Гора
Вода
Море
2 вариант.
Лес
Снег
Дорога

5. Тест-опрос, с последующей взаимопроверкой, анализом работы

Выберите верное утверждение:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  2. Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые
  3. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
  4. У существительных множественного числа в Д.п. окончание –АМИ, -ЯМИ.
  5. Имена существительные не изменяются по числам.
  6. Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
  7. К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.
  8. К 1-ому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А,-Я.
  9. Форма И.п. ед.ч. является начальной формой.
  10. К 1-ому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.
  11. У существительных множественного числа в Д.п. окончание -АМ,-ЯМ.
  12. Имена существительные изменяются по числам.
  13. Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени существительного.

(Правильные ответы: 1, 2, 8, 9, 11, 12).

6. Закрепление изученного (работа в микрогруппах)

1 дифференцированная группа.

Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте и запишите по нему небольшой рассказ. Используйте слова, близкие по значению, для того, чтобы избежать повторов.

2 дифференцированная группа.

Рассмотрите рисунок. Составьте предложения к нему, используйте как можно больше имен существительных.

3 дифференцированная группа.

Рассмотрите рисунок. Составьте предложения, используя данные словосочетания:

Разноцветные листья, солнечный свет, хорошие друзья, веселая прогулка.

Чтение текстов и анализ выполненных работ.

7. Итоги урока

О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Для чего нам служат имена существительные?
Какие грамматические категории имен существительных вам известны?
Измените следующие слова по числам:

  • В чашках –
  • Пешеходы –
  • О птичке –

8. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению

1 дифференцированная группа.
Разбери предложение по членам предложения. Сделай грамматический разбор существительного.

Сухие разноцветные листья шуршат под ногами.
Под ногами –

2 дифференцированная группа.
Сделай грамматический разбор существительных.

На уроке –
В золоте –

3 дифференцированная группа.
Подчеркни имена существительные.

Доброе слово, лесистая местность, новое платье, прохладный день, проворная белочка, верный друг, мягкая зима, чистый пол, пёстрое оперение.