Роль причастий в тексте

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие»;

Задачи урока:

  • развитие навыков определения грамматических признаков причастия;
  • развитие умения анализировать, обобщать факты;
  • развитие речевых навыков;
  • воспитание чувства взаимопомощи и поддержки.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Оборудование: Антонио Вивальди «Времена года», Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Над какой большой темой мы работали на предыдущих уроках?

Дети: Над причастием.

Учитель: Что такое причастие?

Дети: Особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательного и признаки глагола.

Учитель: С причастиями мы знакомились в прошлом учебном году и сегодня на уроке расширим рамки знакомства с причастиями: обобщим знания о причастии и выявим его роль в тексте. Тема нашего сегодняшнего урока «Роль причастий в тексте».

Начинает звучать мелодия: А. Вивальди «Времена года».

Учитель: Посмотрите за окно: еще недавно на деревьях была золотистая листва, птицы громко пели свои песни, а сейчас… Что мы видим: на улице поздняя осень, опустившееся небо, наступающие холода, ожидающаяся зима. На смену теплой осени приходят холода. Такова природа. Писатели в своих произведениях сумели показать разные состояния природы, например,

Учитель читает текст на доске:

Обжигающее солнце взошло над чернеющими елочками. Но случилось на озаренном небе в это время одно облачко. Забушевавший ветер рванул во всю мощь, и испуганная сосна простонала. Настя с Митрашей, одолеваемые страхом и неизвестностью, все – таки решили идти дальше.

Учитель: Скажите, ребята, из какого художественного произведения отрывок, который я сейчас прочитала? Кто его автор?

Дети: М. Пришвин «Кладовая солнца»

Учитель: Какой стиль этого отрывка?

Дети: Художественный.

Учитель: Назовите тип речи?

Дети: Описание.

Учитель: Какие речевые средства (слова, обороты) вам помогли придти к такому выводу?

Дети: Обжигающее солнце, чернеющими елочками, испуганная сосна простонала…(Эпитеты, метафоры)

Учитель: В тексте М. Пришвина передается настроение природы. Вам музыка помогла представить это настроение? Какое оно?

Дети: Тревожное.

Учитель: Благодаря чему автор достигает этого эффекта? Найдите экспрессивные, необычные слова, которые помогают нам почувствовать это настроение?

Дети: Это причастия.

Учитель: Назовите их вместе с существительным, к которому они относятся?

Дети: Обжигающее солнце, чернеющими елочками, озаренном небе, забушевавший ветер, испуганная сосна.

Учитель: На какие вопросы отвечают наши причастия?

Дети: Какое? Какие? Какая? Какой?

Учитель: Что обозначают эти слова?

Дети: Признаки предметов.

Учитель: Признаки каких предметов?

Дети: Действующих.

Учитель: А раз действующих, то бросается в глаза родство причастий с глаголом. Какие глагольные признаки есть у причастий?

Дети: Вид, время, возвратная, форма.

Учитель: Определим устно время и залог у наших причастий. (На доске висит вспомогательная таблица – ключ с залогом и временем причастий)

Учитель: Мы с вами называли причастия вместе с существительными, к которым они относятся. По существительному что мы можем определить у причастий? (По вопросу от главного слова)

Дети: Род, число, падеж.

Учитель: Определим род, число, падеж у наших причастий.

Учитель: Ребята, вы помните, что причастие – коварная форма, образуется она от глагола, а форма у нее от прилагательного. Какие же морфологические признаки прилагательного и признаки глагола вы можете назвать у причастий?

Дети: Признаки глагола: вид, время, возвратная форма, признаки прилагательного: род, число, падеж.

Учитель: Причастие – загадочная форма глагола. Эту особенность подметил М.В. Ломоносов, который говорил: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Но все-таки несмотря на достоинства причастий, совмещающих в себе «силу имени и глагола», в обычной речи они встречаются не очень часто. Вот А.С. Пушкин более четко сказал об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре… Краткость причастия заменяется вялым оборотом».
У вас на карточках записаны сложноподчиненные предложения. Прочитаем их. Замените их простыми осложненными предложениями (с причастным оборотом):

На карточке:

1. За лесом, который чернел, который начинался за усадьбой, поднимались грозовые великаны. (За чернеющим лесом, начинающимся за усадьбой, поднимались грозовые великаны).
2. Листья, которые лежат на земле, засыпаны снегом. (Лежащие на земле листья засыпаны снегом: или Листья, лежащие на земле, засыпаны снегом ).

Учитель: Проверим выполненное задание.

Учитель: Какими членами предложения являются у вас причастия?

Дети: Определением и сказуемым.

Учитель: Есть ли знаки препинания в ваших составленных предложениях? ( Запятая при причастном обороте)

Учитель: Какие предложения вам больше понравились? На слух какое предложение звучит приятнее: записанное на карточке или ваше составленное?

Дети: Наши составленные предложения.

Учитель: Почему?

Дети: Нет речевых ошибок. (Например, который – который – речевой повтор)

Учитель: Чем больше мы употребляем причастий, тем разнообразнее, выразительнее и богаче становится наша речь. Особенно нам это нужно в описании.
Мы встречаем причастия в разных видах искусства.
– А вот теперь живопись. Перед нами картина Константина Маковского «Дети, убегающие от грозы». Вы когда входили в кабинет, обратили внимание на название картины? Чем для нас интересно это название? (в нем есть причастный оборот). Посмотрите на картину и вслушайтесь в музыкальный отрывочек, чтобы понять созвучие картины и музыки.

Звучит музыка Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Учитель: Что подсказала вам музыка?

Дети: Настроение.

Учитель: Какое настроение передается нам?

Дети: Тревожное (смятение, ожидание)

Учитель:
Небо на картине (какое?) потемневшее
Гроза (какая?) надвигающаяся
Лица детей (какие?) испуганные
Ветер (какой?) усиливающийся

В тексте, который мы сейчас должны составить, есть глаголы. Образуйте от них причастия, чтобы выразить настроение художника, которое мы увидели и почувствовали на картине. Запишите текст.

На карточке:

На картине К. Маковского изображена (приближаться, надвигаться) гроза. На (потемнеть) небе большая серая туча. Она закрыла почти все небо.
(Усиливаться, налететь, набежать) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь (виднеется, желтеть в дали, расстилаться золотым ковром).
Перед нами (испугать) крестьянские ребятишки.
Правильный вариант: На картине К. Маковского изображена надвигающаяся гроза.
( читает ученик) На потемневшем небе большая серая туча. Она закрыла почти все небо.
Усиливающийся ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь, расстилающуюся золотым ковром.
Перед нами испуганные крестьянские ребятишки.

Учитель: Употребление причастий привносит с собой правила пунктуации (обособление причастных оборотов). Приведите примеры.

Дети: Читают предпоследнее предложение из текста.

Учитель: Ребята, а зачем сегодня на уроке мы проводили параллель между музыкой, живописью и художественным словом?

Дети: Чтобы понять, как причастия помогают выразить довольно сложные чувства.

Учитель: Отрывок, который мы слышали сегодня и текст, который составляли, к какому стилю отнесем?

Ученики: К художественному.

Учитель: А в разговорной речи причастия встречаются гораздо реже, вот в литературе без причастий нельзя.

Дополнительное задание: Сегодня на уроке мы слушали отрывок из художественного произведения, составляли предложения. А сейчас поработайте редакторами и познакомьтесь с текстом на ваших карточках. Посмотрите, все ли в тексте записано верно, правильно ли употреблена форма причастия. Запишите текст к себе в тетрадь.

На карточке: Поляна окружавшая лесом была пустынна. Вдруг из-за кустов неожиданно выскочил серый зайчишка испуганно смотрящий на нас. Белка выглянувшая из гнезда тоже была напугана нежданными зрителями. Мы решили тихонько отойти чтобы не пугать лесных жителей.

Вывод: Какую роль выполняют причастия в тексте?

Ученики:
– служат для яркости, выразительности речи.
– устраняют речевые недочеты.

Домашнее задание: Составьте небольшой текст «Наступление зимы», используя при этом причастия и причастные обороты.