Цели:
- Повторение и обобщение темы “Сочинительные противительные союзы”.
- Закрепить знания о художественно – выразительных средствах языка на примере отрывков из произведения.
- Развивать у учащихся языковое чутье.
Тип: урок-исследование.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество анализа художественного произведения, пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП.
2. Повторение темы “Сочинительные союзы”.
– На какие группы делятся по характеру выражаемых отношений сочинительные союзы? Заполняем таблицу.
№ | Типы сочинительных союзов | Выражаемые отношения | Примеры |
1. | Соединительные | Выражают отношения перечисления | И, да (в значении “и”), и... и, ни... ни, тоже, также. |
2. | Разделительные | Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков | Или, либо, ли... ли, то... то, не то... не то, то ли... то ли |
3. | Противительные | Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия. | Но, а, да (в значении “но”), однако, зато, же. |
4. | Сопоставительные, или градационно-сопостовительные | Выражают отношения сопоставления. | Как... так и, не только... но и, хотя и... но, если не... то, не столько... сколько. |
5. | Пояснительные | Выражают отношения пояснения | А именно, то есть, или (в значении “то есть”), как-то. |
6. | Присоединительные | Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное. | И то, а то, да и, а также и др. |
– Сегодня мы поговорим о противительных союзах. Где и когда могут употребляться противительные союзы и какова их художественная функция?
(Противительные союзы но, а, да (в значении “но”), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот прием помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой.)
3. Слово учителя.
– Художественный мир Достоевского – мир трагических конфликтов, напряженных страстей, поисков идеалов. “Роман Достоевского, – отмечает Писарев, – произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психологическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя”.
Трагизм пореформенной жизни широких масс русского народа нашел художественное отражение в той трагической безысходности, в тех нравственных противоречиях, из которых ищут выход герои романа, это не могло не отразиться на языке произведения.
С одной стороны, для языка писателя характерна высокая степень повторяемости (лексических повторов), с другой стороны, язык писателя отличают отказ от ограничений в сочетаемости слов, обращение к лексике различных стилистических пластов: высокой и разговорной, просторечиям и иноязычной лексике, раскованность синтаксических связей и свободное построение фраз, свойственных разговорной речи. Это особенно хорошо видно в спутанной, бредовой речи главного героя перед преступлением и после совершения его.
4. Работа над языком произведения:
– Каково психологическое состояние героя до убийства и после?
– Анализ отрывков 1-ой части романа с описанием Сенной площади, каморки Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных, где герой убеждается в правильности своей теории “сверхчеловека”, но логика теории “вес и мера” натыкается на непредвиденную преграду – совесть героя.
Через ряд сцен автор раскрывает трагизм его положения, одиночество, которое сопровождается мятущимся состоянием души, раздираемыми противоречиями.
– Обратимся к анализу сцены, когда Ракольников признается Соне в убийстве. (Учащиеся прослеживают, какие противительные союзы использует автор и их значение.)
Вывод.
– В этой сцене употреблено около сорока противительных союзов, большей частью союзы а и но. Очень часто союзы вынесены в начало предложений и придают противительный смысл всему предложению, а то и нескольким. (“Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого”; “я себя убил, а не старушонку”, “А эту старушонку черт убил, а не я. …убил, а денег взять не посмел”). Значение противопоставления выражается здесь союзом а.
– Анализ сцены романа “Разговор с Порфирием Петровичем. (Здесь речь идет о статье Раскольникова, в правильности которой он убежден, и противительных союзов меньше, потому что герой говорит о том, во что он верит и пока идет дискуссия с Порфирием Петровичем, Раскольников уверенно защищает свою статью.)
– Анализ эпилога. (В эпилоге романа количество противительных союзов увеличивается, т.к. герой опять находится в состоянии душевного неспокойствия. Союз но опять вынесен в начало предложения. (“Но он строго судил себя”, “Но те люди вынесли свои шаги, а я нет”.)
– Анализ эпизода “Сон про моровую язву”.
(Достоевский духовно надломил своего героя, показав ему безысходность его индивидуалистического бунта, измучив его видениями “моровой язвы”, от которой гибнет все живое, он бросает его на колени перед Соней Мармеладовой, верящей в новую жизнь. Здесь как бы кончается тревожное, мятущееся состояние героя (“они оба были бледны, худы, но в этих больных лицах была заря обновленного будущего”, “Но он воскрес, а она жила одной его жизнью”). Здесь тоже союз вынесен в начало предложения, но он, противопоставляя, несет утверждение, что Раскольников, есть надежда, будет новым человеком, но за эту новую жизнь надо заплатить великим подвигом.)
– Рассматривая образы двойников Раскольникова Лужина и Свидригайлова, не сталкиваешься с таким количеством противительных союзов, как при анализе сцен, связанных с самим Раскольниковым. Эти люди, живущие по теории Раскольникова, не мучаются угрызениями совести, поэтому они не находятся в состоянии душевного волнения, они убеждены в правоте своей.
Вывод: Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что синтаксис романа, употребление служебных частей речи (противительных союзов) теснейшими образом связан с идеей романа, его главным героем.
Противоречивая натура Раскольникова, позволяющая ему считать себя “властелином над всем муравейником” не может принять таких людей, как Свидригайлов, Лужин, живущих по его теории, он разочарован в себе, но не в своей теории. Отсюда его болезненно-психическое состояние, противоречие в рассуждениях и поступках, которое подчеркивается стилистическим, в данном случае, использованием противительных союзов, имеющих значение противопоставления, сопоставления, значение несоответствия.