Роль смыслового анализа при написании приставок пре- и при-. (11-й класс)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (56 кБ)


Цели:

Обучающийся:

1. Знает систему правил, регулирующих правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

2. Умеет применять изученное правило на практике, выполнять орфографический, лексический и пунктуационный разбор.

3. Выполняет подготовленные задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, таблица “Правописание приставок”, тестовые задания и алгоритм их выполнения, презентация к уроку, специально подготовленные рабочие листы, лежащие на партах..

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: анализ предложений, работа с таблицей, конструирование предложений, решение лингвистических задач, выполнение тестовых заданий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)

2. МОУ: определение цели занятия. (1 мин.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (40 мин.)

1. Работа с эпиграфом (2 мин.).

“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. (Л.Н. Толстой)

2. Изучение нового материала (8 мин.):

- Работа с таблицей “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”.

- Представление кадетами проекта. “Трудные случаи правописания приставок

ПРЕ- и ПРИ- (омонимы)”

3. Закрепление нового материала (30 мин.)

а)  Прочитайте предложения. Объясните написание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. (смотри рабочий лист, задание 1)

1. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения правды, не стоит и жалеть. (Д. Писарев)

2. Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знание на деле. (Аристотель)

3. Я люблю правду без прикрас. (А.В. Суворов)

4. Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Л.Н. Толстой)

5. Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Ф.М. Достоевский)

6. Нет такого удовольствия, которое со временем не привело бы к пресыщению. (А.П. Чехов)

7. Пресмешное желание – нравиться всем. (И.В. Гете)

8. Мечты придают миру интерес. (А. Франс)

Дополнительные задания (смотри рабочий лист, задание 1):

- Найдите сложноподчиненные предложения, определите тип придаточного предложения.

- Найдите простое предложение с однородными членами.

- Объясните поставку тире в предложении 7.

- Из предложения 4 выпишите все местоимения, определите их разряд.

- Из предложения 6 выпишите все частицы.

- Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.

б) Запишите слова в два столбика: 1) с приставкой пре- 2) с приставкой при-. Объясните правописания приставок (два кадета выполняют данное задание на доске) (смотри рабочий лист, задание 2)

Пр...стегнуть (ремни), пр...красный, пр...вскочить, пр...ломление, пр...градить, пр...творить (дверь), пр...клеить, пр...вилегия, (камень) пр...ткновения, пр...дание, пр...обрести, пр...сяга, пр...зидент, пр...чудливый, пр...бывать ( в городе), пр...брежный, пр...следовать, пр...щурить (глаза).

в) Решение лингвистической задачи “Четвертое лишнее”. Найдите в каждой строке “лишнее” слово. Объясните правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Составьте собственную задачу (смотри рабочий лист, задание 3).

Пр...бить, пр...открыть, пр...старелый, пр...городный.

Пр...болеть, пр...красный, пр...клеить, пр...ключения.

Пр...одолеть, пр...бежал, пр...рвать, пр...ступить (закон).

Пр...ехать, пр...школьный, пр...ступить (к работе), пр...пятствие.

г) Работа по группам (смотри рабочий лист, I группа - задание 4, II группа – задание № 5)

I  группа: К каждому выражению подберите синоним с приставкой ПРЕ- или ПРИ-. Запишите полученное словосочетание. Объясните значение приставок во вновь образованных словах

Образец.

  • Искренняя (радость) – притворная.
  • Гнаться за кем-либо –
  • Слегка задеть что-либо –
  • Совсем закончить занятия –
  • Воплотить в жизнь –
  • Человек с большими прихотями, капризами –
  • Лицемерный, неискренний человек –
  • Быстро проходящее явление –
  • Площадь около вокзала –

Для справок: пр...вередливый, пр...следовать, пр...ходящий, пр...вокзальный, пр...коснуться, пр...творить.

II  группа: К данным словам подберите антонимы, содержащие приставку ПРЕ- или ПРИ -. Объясните значение приставок во вновь образованных словах.

Образец.

  • Искренняя (радость) – притворная.
  • Невнимательный (взгляд) –
  • Убыточное (хозяйство) –
  • Ленивый (ученик) –
  • Отсутствующий (друг) –
  • Отвратительный (вкус) –
  • Потерять (уважение) –
  • Простой (узор) –
  • Удаление (от цели) –
  • Юный (возраст) –

Для справок: пр...быльный, пр...лежный, пр...стальный, пр...восходный, пр...сутствующий, пр...клонный, пр...чудливый, пр...обрести, пр...ближение.

III группа: Учащиеся, имеющие “4” и “5”, выполняют упражнение 173 по заданию учебника.

д) Тест. Подготовка к ЕГЭ. Правописание приставок (А-1б). См. тест по теме “Правописание приставок”.

1) Работа с алгоритмом.

2) Самостоятельное выполнение тестов.

3) Объяснение трудных случаев написания приставок.

IIІ. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ. (3 мин.)

- Что нужно знать при написании приставок ПРЕ- и ПРИ -?

Выставление оценок.

IV. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ.

  • Выучить параграф № 28.
  • Упражнения № 170, 171 по заданию учебника (выполнять по вариантам).