Изучать и изучить русский язык – нелегкое дело, все темы курса V-IX классов интересны и трудны, развитие речи – особенно, потому что без каждодневной, кропотливой работы на уроках не получится настоящий урок развития речи, не разовьется культура речи ученика. Развивать языковое чутье, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова, создавать самостоятельно высказывания – вот главная задача урока русского языка. Мне хочется показать, как можно решать эту задачу.
Цели урока:
- Познавательные:
А) повторить ранее изученные сведения о тропах; повторить попутно особенности художественного стиля речи;
Б) познакомить с целями употребления тропов. - Практические:
А) закрепить умение находить в тексте тропы, знания о тропах;
Б) формировать умение пользоваться тропами, употреблять их в речи;
В) подготовить к созданию собственных высказываний, используя тропы. - Общепредметные:
А) воспитывать интерес к предмету, языковую личность учащегося, нравственные качества;
Б) развивать память, речь, способности;
В) формировать умение пополнять знания.
Ход урока
I
Сейчас я прочитаю вам удивительное стихотворение русского поэта, родившегося под Рязанью, Сергея Есенина.
А вы, слушая его, будете что-то видеть, слышать, ощущать. А потом поделимся впечатлениями.
С. Есенин. Пороша.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(1914)
- Какие же чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?
- Какой стиль речи использует автор? Что характерно для художественного стиля речи?
- Как удалось поэту передать красоту, зачарованность зимнего леса?
II
Цель сегодняшнего урока – учиться видеть предмет, пейзаж, описывать его, ценить великолепные описания у русских поэтов, писателей.
У описания всегда есть цель – найти красоту в обыденности, оценить службу обыкновенных, привычных вещей в нашей жизни.
Работая над описанием, особое внимание нужно уделять языку, художественности описания, т. е. нужно вдохнуть в него жизнь.
III
Так поэт использует в стихотворении образные выражения. Назовите их.
Дремлет лес под сказку сна;
Словно белою косынкой подвязалася сосна;
Снег стелет шаль;
Бесконечная дорога убегает лентой.
- В каком значении употреблены в них слова? Растолкуйте их значение.
- С. Есенин использует слова в переносном значении, чтобы достичь выразительности высказывания.
Какими средствами художественной выразительности пользуется он для передачи своего впечатления? (Эпитетами, сравнениями, олицетворениями.)
Наша задача – научиться правильно употреблять такие слова в речи, чтобы говорить и писать красиво и образно.
IV
Сейчас я напишу на доске слово тропы (от греч. тропус, что значит образное выражение). Что оно значит?
Тропы – слова, обороты речи, употребляемые для достижения большей выразительности, т.е. художественные средства языка.
Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия.
Эпитет – это …
Олицетворение – это …
Метафора – это …
Сравнение – это …
V
Прочитаем выразительно стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает».
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(1910)
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какие картинки предстали перед вами?
- Какие образы особенно понравились?
- Найдите тропы в стихотворении, определите их вид и запишите в тетрадь.
Эпитеты: мохнатый лес, тоскою глубокою, седые облака и др.
Не эпитеты: голодные пташки, мерзлое окно.
Олицетворения: зима аукает, поет, баюкает, вьюга злится и др.
Метафоры: метлица ковром шелковым стелется, пташки (детки малые) жмутся, вьюга стучит и др.
Сравнения: воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. - Проверка выполненного задания.
- Благодаря чему С.Есенину удалось создать этот удивительный зимний пейзаж?
VI
Физкультминутка.
VII
Творческая мастерская.
- А сможем ли и мы так же поэтично описать зимнюю картинку? Представим себе снегопад, который может до неузнаваемости изменить привычные предметы, превратить их в необычные, новые, красивые. Да и падать снег может по-разному.
- Подберите эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут в работе
Эпитеты – …
Метафоры – …
Олицетворения – …
Сравнения – …
Итак, создаем миниатюру «Падает снег». Если у кого-то сложатся стихи – замечательно. (Ученики пишут под музыку. Звучит «Вальс» из музыкальных иллюстраций Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».) - Послушаем ваши сочинения. Слушайте друг друга внимательно, обратите особое внимание на использование средств выразительности. Чья работа запомнилась, понравилась?
VIII
Теперь давайте представим, как поэт работал над словом, как ему удавалось так точно передать свои мысли, чувства.
Домашнее задание.
Эту работу мы начнем в классе, а продолжите вы ее дома. Запишите задание в дневник:
- сравнить «свой» вариант стихотворения «Звезда» с авторским;
- по желанию выучить одно стихотворение С.Есенина наизусть.
На партах перед вами лежат тексты стихотворения С. Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами.
Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.
Звезды
Звездочки …, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу … ?
Частые звездочки, звездочки … !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания … ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце … ,
Звезды небесные, звезды … ?
Вспомогательные задания.
- Подберите синоним к слову «светлые».
- Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
- Подберите синоним к слову «частые».
- Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
- Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
- Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
Каково чувствовать себя «поэтом»? Как достигает автор взаимопонимания с природой, чувства родства с природой, задушевности? Что ему помогает?
IX
Итоги урока: оценка деятельности учащихся, отметки.
Рефлексия: «Чему я научился сегодня?»
Используемая литература:
- Г.П. Лазаренко Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М.: Дрофа, 2004.
- Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / автор составитель С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2006.