Роль сложносочиненных предложений в речи

Разделы: Русский язык


Форма: урок-практикум

Цель:

  • выявить роль ССП в речи;
  • продолжить знакомство со способами выражением в тексте антитезы;
  • познакомиться со стилистической фигурой многосоюзия;
  • продолжить работу над формированием навыка анализа текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Уже в 8-м классе мы с вами убедились, что разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения – разговорному стилю, сложные предложения – книжным стилям речи. Причем сложноподчиненные предложения характерны для официально-делового и научного стилей, а сложносочиненные предложения в этих и публицистическом стилях используются для описания фактов, результатов наблюдения.

Сегодня на уроке мы с вами понаблюдаем за ролью сложносочиненных предложений в речи.

2. Работа с текстами.

Упражнение 1. Карандашом вставьте и объясните пропущенные буквы и запятые. Почему в тексте только одно простое предложение? О чем оно?

(Это односоставное безличное предложение “Но Чехова нет”. Оно присоединяется противительным союзом, что подчеркивает его противопоставленность сказанному ранее. Первые два сложных предложения настраивают читателя на лирический лад, и вдруг совершенно неожиданное “Чехова нет”, ошеломляющее, падающее тяжелым грузом , короткое и поэтому очень сильное с эмоциональной точки зрения предложение.)

Устно произведите стилистический эксперимент – сложносочиненные предложения переделайте в простые. Что изменилось в звучании, в интонации текста в таком случае?

(Если перед нами сложносочиненные предложения, то они показывают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, неторопливость, музыкальность Простые же предложения будут подчеркивать отдельные детали описания.)

Прочитайте текст.

Далеко за лесом пряталась усадьба чернел старый парк и стоял господский дом с те…асой и в..н..цианскими стеклами.

В этом доме одно лето жил Чехов и здесь он написал “Остров Сахалин” и “Дом с мезонином” бе..конечно грустный рассказ о любви к милой девушк.. Мисюсь. Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…

Но Чехова нет. В год его смерти мне было двенадцать лет и я видел непоправимое бе..надежное горе отца. У моего отца сразу опустились плечи и затр..слась голова когда ему сказали что умер Чехов…

(По рассказу К. Паустовского “Ильинский омут”)

  • Выдели во втором абзаце ключевые слова, создающие настроение грусти. (Бесконечно грустный, чеховская грусть, сыроватые аллеи, пустые комнаты).
  • Найдите три случая гиперболы. Как они связаны с настроением текста?
  • Какую роль играет наречие в последнем предложении? (Помогает увидеть стремительность происходящего, моментальную смену облика и настроения человека после ошеломляющей новости о смерти Чехова)

Для справки

Сложносочиненные предложения в речи:

  • художественное описание - связь между картинами, фактами, чувствами;

  • повествование - плавность, музыкальность речи

  • Простое предложение - подчеркивание отдельных деталей описания

Упражнение 2. В данных предложениях найди грамматические ошибки, подчеркни их волнистой чертой, на полях поставь букву “Г”. В чем заключается каждая из них? Ответ найди в материалах для работы, причем пронумеруй их соответственно номерам предложений, где они допущены. Исправь ошибки устно или письменно.

  1. С одного дерева на другое перелетали бойкие синицы, но с каждым днем все ближе весна.
  2. Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием умный связывалась представление о вольнодумстве.
  3. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств.

(Примеры по С. Цейтлин)

Материалы для работы

  1. Три простых предложения соединены одним и тем же союзом.
  2. Сопоставляются факты, не связанные друг с другом.
  3. Если союз не только, но и употреблен в сложносочиненном предложении, то оно должно начинаться с его первой части.

Для справки

Грамматические ошибки ошибки в образовании слов, их форм, а также в построении словосочетаний и предложений.

Упражнение 3. Вставь пропущенные буквы и запятые. Убелись, что в данным предложениях союз и выражает разнообразные оттенки значений: одновременность (= в то же время) и последовательность (= затем) действий; противопоставление (= но); причина (= так как); условие (=если); равенство, тождество (= так же как и).

  1. На него об..жались и тем не менее люди больше всего нуждались именно в нравстве..ой его требовательност.. .
  2. Вода уже не казалась холодной и жаль было вылезать на берег.
  3. Оглушительно хлопнула дверь втянутая пружиной и Андрей остался один.
  4. Она н.. знала н..кого из прису..ствующих и н..кто н.. знал ее.
  5. Стоило выбрать чере..чур восторже..ое выражение и все рухнуло бы.
  6. В з..ркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. (По Д. Гранину)

Нужна ли запятая в шестом предложении?

Упражнение 4. Вставь и объясни пропущенные дефисы, буквы и знаки. Какое значение имеют здесь союзы а, но? В каких случаях они образуют стилистическую фигуру антитезу?

  1. Солнце скрылось за пр..тихший сад покинуло пустую гости..ую где оно радос..но бл..стало весь день а теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на п..ркете и боже как мучительна его безмолвная печальная прелесть!.. Поз..ним вечером сад чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной комнате и все глядела на меня в окно, с высоты, какая (то) тихая звезда… (По И. Бунину “Жизнь Арсеньева”)
  2. Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуто (чуть) горб..тся но это у нее прекрасно. Немножко неправильно строение рта и зубов но в ней это оч..ровательно. Но что в ней прекраснее всего это ласковость которая и..ходила из нее так же просто как свет и тепло из солнца. (А. Куприн “Сказка о затоптанном цветке”)

Убедись, что второй текст-описание начинают назывные предложения. Какое представление о героине описания они у тебя вызывают?

Для справки

  • Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, усиливающее выразительность речи.
  • Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления образов, состояний, понятий в художественной речи. На противопоставлении (контрасте, антитезе) может быть основана и композиция литературного произведения, и раскрытие характеров героев.

Упражнение 4. Вставь и объясни пропущенные буквы и запятые. Какие из них ставятся в сложносочиненных предложениях? Обведи кружком союз и. Одинаково ли звучат предложения с одиночным союзом и повторяющимися союзами? Прочитай два предложения первого и второго типа. В чем выразительность каждого?

  1. Мы шли лесом впереди все светлело светлело потом деревья разбежались по сторонам и нам открылось большое неправдоподобно гладкое розовое под зарей озеро.
  2. Мы вышли из деревни и пошли опушкой мимо крохотных озер мимо болот мимо наполовину съеде..ых прошлогодних стогов и лес налитой предвечерним стекля..ым светом расступался перед нами и сквозь его голые деревья сквозь напряже..ые тугие ветви далеко было видно кругом и во все стороны открывалась нам гулкая мокрая земля… (По рассказу Ю. Казакова “Долгие крики”)

Для справки

Многосоюзие:

  • особая интонация,
  • выделение деталей,
  • единство перечислении,
  • широта описания, его “незавершенность”.

Одиночный союз - конечность действия, завершенность описания.

3. Подведение итогов.

Мы с вами хорошо, плодотворно поработали. Давайте подведем итог проделанному. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?

  • ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;
  • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство;
  • с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
  • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

4. Домашнее задание.

Представьте себе, что стоите у окна многоэтажного дома, на высоком мосту, на холме.. Что вы видите или могли бы увидеть? Напишите этюд об этом… Постарайтесь использовать ССП и стилистическую фигуру многосоюзие, чтобы описание было более выразительным…