Знания изобразительно-выразительных средств
языка современному школьнику просто необходимы
Специальных уроков русского языка на их
изучение не отводится. Однако в выпускных
классах они проверяются (9 класс: ОГЭ –
задание 3, задание 15.1 сочинение на
лингвистическую тему; 11 класс – задание 24).
Большинство детей испытывает затруднение при
выполнении таких заданий. Научные определения из
справочной литературы не помогают. Особенно мои
ученики затрудняются при нахождении метафоры,
если она выражена именами существительными.
Начинать знакомство с выразительными средствами
нужно с 5-го класса. Поэтому я решила
разработать урок русского языка «Роль имён
существительных в художественном тексте.
Сравнение. Метафора» (2 часа), чтобы дети увидели
«рождение» метафоры, сумели на практике
закрепить полученные знания. Урок провожу после
изучения темы «Имя существительное». Дети
знакомятся с метафорой и сравнением на уроках
литературы, но (как показывает опыт) этого
недостаточно. Следующий урок – после
изучения темы «Глагол», на котором
рассматривается глагольная метафора,
олицетворение. В 6-ом классе и последующих
работа продолжается. Учителю-словеснику
на каждом уроке русского языка, литературы
обязательно нужно находить время, чтобы
поработать с учащимися над выразительными
средствами языка. Для языковой разминки
подбирать предложения или небольшие тексты
из произведений художественной литературы,
яркие, образные. Тогда, я уверена, всё получится.
Мой урок разработан в соответствии с развивающей
программой "Школа 2100", которая опирается на
технологию проблемно-диалогического обучения и
системно-деятельностный подход,
который нацелен на развитие личности.
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цели как деятельность учеников.
- Личностные:
- наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи;
- сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору, сравнение);
- устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
- Метапредметные:
- извлекать информацию из толковых словарей;
- перерабатывать и преобразовывать информацию (составление схемы);
- владеть разными видами аудирования.
- Предметные:
- обогатить устную и письменную речь образными выражениями – метафорами и сравнениями из поэтических текстов С.А.Есенина;
- находить в художественном тексте тропы, в основе которых имена существительные; познакомиться с пунктуацией сравнительного оборота
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Введение в тему урока и её формулирование учениками Постановка проблемы. |
1. Актуализация изученного. Подводящая к вопросу беседа – Ребята, сегодня мы поговорим о роли
имен существительных в речи. Какая это тема:
широкая или узкая? (Широкая)
– Ребята, внимательно прочитайте
стихотворные строфы. Понятен ли смысл? (Обсуждение) 2. Формулировка основного вопроса урока. – Определяем проблему. (Как найти
метафору и сравнение?) |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему, вопрос (проблему) урока. Коммуникативные УУД |
III Открытие новых знаний с
опорой на изученное. |
На слайде (слайд 3) и у каждого
на парте – стихотворение «Пороша» (без 1 строфы) (Приложение 1) – Что такое пороша? (Ответы) Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и проверим. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега) 1.Языковой анализ текста. Самостоятельная работа, обсуждение в паре, коллективная проверка – Внимательно прочитайте стихотворение.
Найдите тропы в первых двух строфах,
запишите. (Олицетворение «словно белою
косынкой подвязалася сосна», «понагнулась, как
старушка» – сравнение) 2. Наблюдение над пунктуацией сравнительного оборота – С каким союзом употребляется? (Как) 3. Групповая работа Класс делится на 4 группы. ( по 4-5 человек). Каждый ученик получает рабочую карточку с цитатами из стихотворений С.А.Есенина Задания в группе одинаковы, цитаты разные. (Приложение 2) Методическая рекомендация. Учитель планирует работу в группах так, как считает целесообразным. Это зависит от уровня подготовленности детей. В группе дети с разными учебными возможностями. Выбран командир (сменная должность). Важно, чтобы каждый сначала выполнил задание самостоятельно. 4. Проверка. (Каждая группа делится своими находками) – Давайте проверим. Назовите сравнения (Вечер,
как сажа; орёл, как точка;черёмуха, как метель;
звезда, как капля; весна, как странница) 5. Самостоятельная творческая работа – А сейчас я предлагаю вам самим составить предложения со сравнительными оборотами. Вы можете использовать свои тропы или обратиться к слайду (слайд 5) …будто лёгкий дымок,…точно лебяжий пух,… словно серебро,…что сахар,…как будто алмаз, ,..как золотистый янтарь,…словно добрая сказка,… точно шёлковая лента. Уч-ся читают свои предложения. (Утром мороз приодел берёзку, она стала красивая, как невеста. Снег, словно лебяжий пух, медленно кружился в воздухе .Повсюду лежал снежок и блестел, словно серебро. На тротуаре снежок, будто искорки, вспыхивает) – Легко ли было выполнять работу? (Не очень;
трудно) 5. «Открытие» нового – А теперь продолжим работу над стихотворением
«Пороша».Найдите в 3 строфе тропы (лента
дороги – метафора) 6. Групповая работа с последующей проверкой – И снова работа в группах: в своих рабочих
карточках (зад.II) найдите творительный сравнения.
Подумайте, какой из способов сравнения
выразительнее. |
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД |
III. Закрепление с последующей самопроверкой и самооценкой |
– Ответьте на вопрос, поставленный в
начале урока: «Как найти метафору и сравнение?» (Отвечают) – Сейчас с помощью теста (Приложение 3), где представлены строки из стихотворений С. Есенина, вы проверите, насколько хорошо вы умеете в художественном тексте находить метафоры и сравнения. – А с помощью листа самооценки вы оцените свою работу. (Приложение 4) |
Познавательные УУД |
VI. Подведение итогов. |
– Поделитесь результатами
работы. |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. |
Написать сочинение-миниатюру на зимнюю тему, используя тропы |