Роль метафоры и ассоциативного алгоритма в работе по интенсивному повышению грамотности

Разделы: Русский язык


Каждый знает, что человеческий мозг имеет два полушария: одно из них связано с логическим началом, а другое – с образным, художественным.

Путь к гармонии и полноценной жизни лежит через слияние этих начал.

А ведь большинство учебников строится на логическом мышлении, апеллируя только к левому полушарию.

Важно задействовать в процессе обучения резервы обоих полушарий мозга, объединить логическую и ассоциативную методики.

Если тему изучать, обращаясь и к логике и к художественному мышлению, возникает что-то вроде объемного видения, “стереоскопического эффекта”. Эта работа может осуществляться в трех направлениях:

– восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;

– осознанное разгадывание ассоциаций учителя;

– создание собственных ассоциаций в изучаемой области.

Мыслить – значит называть (говоря о вербальном, словесном мышлении) вещи, явления окружающего мира, усваивать отношения между ними.

Язык учит делить видимый и невидимый мир на классы, приобщает к новым формам выражения значения в языке, помогает познать мир в связях и отношениях.

“Не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем уровне мышления”,– утверждал известный психолог Рубинштейн.

Важнейшей чертой речи учителя-словесника является образное изложение материала, стремление приблизить учебный материал к интересам учащихся, сделать его привлекательным, окрасить положительными эмоциями.

В процессе объяснения-понимания более важна и глубинная цель – гармоническое развитие личности ученика: обогащение его новыми смыслами через обнаружение новых “ниточек” от мира внутреннего к миру внешнему.

В основе приемов создания образа лежат различные тропы и риторические фигуры. Введение терминов в объяснение часто сопровождается привлечением метафоры.

Современная лингвистика рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структуирования, оценки и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, познает при помощи метафор тот мир, в котором он живет.

Стремясь сделать доступным изложение, учитель нередко обращается к языковым средствам других средств общения, пытаясь увязать новое со старым, обращается к впечатлениям обыденной жизни.

“Некоторые звуки речи капризны. Они не любят, когда слово изменяют, и поэтому демонстративно покидают его. Например, сон – сна. Какой звук исчез из слова?”

При помощи метафор можно активизировать процесс заучивания чередующихся согласных в корне: с/ст/щ; г\ж и др, если предложить пятиклассникам составить картотеку “Маска, я тебя знаю”.

Причину слитного написания наречий учащиеся познают через трагическую историю наречий, вынужденных бороться за жизнь, используя чужие корни, так как к моменту появления наречий в языке все корни уже были заняты. Вот и пришлось наречиям прибегнуть даже к колдовству: слова застывают, слившись, и перестают изменяться.

Образное представление не только предметов, признаков, но и отношений используется при пропедевтическом изучении синтаксиса в пятом классе.

Типы связи слов в словосочетании представляются как дружба одноклассников (согласование), подчинение начальнику, командиру (управление), встречу случайных прохожих (примыкание).

Обращение, вводные слова – инородные тела, занозы, которые необходимо запятыми, как иголочками, выделить, изолировать.

Метафору можно использовать в следующих случаях:

– при формировании новых представлений

– при объяснении абстрактных понятий

– для новых трактовок известного.

Вот как выглядит Мягкий знак из сказки Ф.Кривина:

“Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш.Но все напрасно: она терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.”

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

Когда это кончится трудно сказать: у Мягкого знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики”.

Использование олицетворения как разновидности метафоры – один из самых распространенных приемов создания образности.

Это неудивительно, потому что олицетворение есть процесс приписывания неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Языковые явления и понятия, образуя систему, находятся в определенной иерархической зависимости, обладают определенными функциями.

Донести это до учеников можно, наделив абстрактные понятия признаками живых существ.

Учитель часто использует олицетворения со значением “выполнять работу”, “управлять”, “любить”.

“Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы”,– говорит учитель. Вслед за этим утверждением следует предложение создать картотеку, собрав самые распространенные суффиксы. Запоминание их происходит быстрее, ошибок в написании суффиксов становится меньше.

Трудно представить себе объяснение чего-либо без сравнения.

Как известно, сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Порой образы подсказывает привычная, на первый взгляд, обстановка.

Понять, чем отличаются безударные гласные от ударных, помогли оставшиеся после праздника два воздушных шара, один из которых, плохо завязанный, почти утратил форму. “Вот так и безударные гласные неразличимы для учащихся, надо шар надуть, поставить под ударение гласный, и тогда все понятно”, – объясняет учитель.

При изучении причастий и деепричастий образно выглядит генеалогическое дерево причастия и деепричастия:

Одним из наиболее часто употребляемых в объяснительной речи учителя является прием аналогии.

Аналогия – это речевой прием, своеобразная риторическая фигура, основанная на соотнесении наглядных примеров и научных понятий, как известно, абстрактных и не всегда ясных и доступных.

Аналогия – это создание словесно-образной наглядности, основу которой составляет какая-то картина, эпизод, факт, событие из жизни самого ребенка.

Конкретная картина – ключ к пониманию учебного материала, органично входящего в сознание школьника, включаясь в единую картину мира.

В результате угадывания в незнакомом знакомого у слушателя создается впечатление открытия, сотворчества в процессе познания.

На уроке по словообразованию учитель предлагает разобрать по составу слова в предложении: Биглый ленерятник чухно крукнул пористишку.

Ученики обнаруживают, что у этих слов есть суффиксы, окончания, дающие представление и о предмете речи (мужчина и ребенок) и о времени и способе действий.

Этот прием позволяет осознать значимость не только корня, но и других морфем. Теперь ученики сами способны составить фразы, повторяющие известный лингвистический эксперимент. Вот один из примеров: Свизская жжижка не уцифает за шухристенком.

При помощи аналогии удается запомнить различные виды исключений и правописаний: балки на балконе, Павел в пальто, иллюстрация: ил на люстре.

Ударение в словах запоминается при помощи образов, зарифмованных следующим образом:

Внука бабушка целует,
Внука бабушка балует:
Деток надо миловать,
Деток надо баловать!
Дать возможность пошалить,
А заплачет – ободрить.
Пусть растет внук не спеша,
 Не заржавела б душа!

Запомнить глаголы, которые пишутся с НЕ слитно, можно при помощи зарифмованного правила:

Ненавидеть, невзлюбить, негодовать,
Неволить и недомогать,
Неистовствовать и несдобровать.
И нездоровиться, неможется, нейдет –
Раздельно с не писаться не дает!
(Исключения зарифмовала пятиклассница Алексеева Т.)

К положительному сравнению, к представлению и значению примыкают приметы. С их помощью создаются визуальные метафоры. В результате поиска примет на уроках русского языка рождаются портреты частей речи. Прилагательное, числительное, причастие, местоимение уже имеют свое портретное выражение (см. презентацию).

В основе создания портретов лежит поиск примет, ассоциирующихся с различными грамматическими признаками: краткая форма и степени сравнения у прилагательных, значение – у местоимений и частиц.

Общеизвестна истина:

Когда я слушаю, я забываю,
когда я вижу, я понимаю,
когда я действую, я учусь.

Обращение к метафоре при изложении лингвистического материала позволяет включить в работу подсознание, сопроводить учебную работу эмоциональной составляющей, создать ситуацию успеха.

К сотворчеству приглашают задания восстановить стихотворение, введя в текст недостающую информацию:

Укажет оно на... /порядок при счете/
Подскажет, в котором году вы живете
Гордится родством с .../прилагательным/
История с ним замечательна
Не зря .../порядковым/ зовется
Речь без него не обойдется /порядковое числительное/

Или закончить словесный портрет причастия:

Причастие, причастие
Служу глагола частью я
Со всеми я внимательно
Подобно … \прилагательному\

Особое место в объяснении учителя занимает использование текста-метафоры. В качестве такового выступает лингвистическая сказка.

Лингвистическая сказка – речевой жанр, представляющий “своеобразный симбиоз поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения”.

В такой сказке термины очеловечены: они живут в сказочной стране, являются участниками сказочных событий. Иногда в такие тексты мастерски вплетаются слова-исключения. Так произошло в истории о необычном путешествии:

“По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофер, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглер и шорник.

Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, запивая крюшоном, жонглер жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договорились о новых шорах для лошади.

Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на веселое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все были шокированы происшедшим”.

Идея создания сериала из лингвистических сказок способна вернуть интерес к такому сложному, но интересному предмету в школьной программе, как русский язык и словесность.

В работе по интенсивному повышению грамотности снять “фобию” перед трудным написанием помогает создание этимологической справки:

“Знаете ли вы, что слово обаяние образовано от “обаяти” – околдовать словами, производное от “баять” – говорить”

На образной подаче учебного материала построены и различные лингвистические игры.

Комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, эти занятия снимают барьеры между учениками и учителями, активизируют процесс усвоения лингвистического материала.

“Гибриды”, “Сравнения”, “Автопортрет”, “Шифр”, “Сериал”– вот далеко не полный перечень названий таких игр. При изучении непроизносимых согласных можно использовать игру в мяч. Когда человеку бросают мяч, его сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса -проверкой слова. Вот примерный ряд слов для игры: неизвестный, честный, радостный, окрестный, постный, местность, властный, сердце, лестный, солнце, частный, участник, словесник, доблестный, корыстный, бесстрастный. Список можно легко продолжить.

Применение метафоры и ассоциативного алгоритма при работе по интенсивному повышению грамотности возможно, если они имеют небольшой объем, предельную лаконичность, максимальную эмоциональность, образность, ассоциативность.

Для такой работы необходим особый настрой класса и учителя, хороший психологический климат.

Простота запоминания, удобство, надежность в применении делают использование метафоры необходимым и перспективным приемом при работе на уроках русского языка.

Приложение.