Цель:
1) выработать умение составлять и выделять из предложения словосочетания
определенной структуры, находить грамматическую основу предложения и выделять
члены предложения;
2) развивать языковое мышление, зрительную память;
3) воспитывать культуру речи.
Оборудование: компьютер, проектор.
Все этапы урока отражены в презентации (Приложение).
Ход урока
I. Орфоэпический тренинг:
красивее, баловать, торты, звонит, средства, столяр, туфля, хозяева, черпать, щавель, облегчить, осведомиться, цыган, начать, начал, начала, начали, начавший, начав, ремень, дочерний, свекла, афера, опека, кухонный, крапива, верба, арбуз, завидно, каталог, некролог, танцовщик, облегчить, усугубить, сканер.
– Каких слов нет в вашем словаре? Запишите.
II. Орфографический тренинг:
Дирижер, режиссер, расчет, рассчитать, расчетливый, препятствие, преодолеть, преобразовать, приобрести, преподнести, программа, панорама, терраса, территория, тренер, тренировать, чествовать, чувствовать, участвовать, масштаб.
III. Работа по теме урока.
– Используя слова из орфографического тренинга, составьте словосочетания, которые соответствовали бы следующим моделям:
- глагол + существительное;
- существительное + существительное;
- глагол + существительное с предлогом;
– Выполните синтаксический разбор данных словосочетаний.
– Замените глагол существительным, чтобы получилась модель: существительное + существительное с предлогом (участие в соревнованиях).
Вывод: какова роль имени существительного в словосочетании?
(Оно может быть в роли главного и зависимого слов.)
– Составьте с любым из этих словосочетаний предложение и запишите его в
тетрадь.
– Подчеркните грамматическую основу и существительные как члены предложения.
– Охарактеризуйте данные предложения?
– Какие члены предложения выражены именем существительные?
IV. Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 150 и ответьте на вопрос: “В роли каких членов предложения еще могут выступать существительные?”
По данным схемам (упражнение 340) составьте предложения и устно разберите одно существительное как часть речи .
1-й ряд – схема № 1.
2-й ряд – схема № 2.
3-й ряд – схема № 3.
Вывод: какова роль имени существительного в предложении? (Ответ на странице 150 учебника.)
V. Литературная викторина >по текстам произведений, изученных в 5 классе.
Текст № 1. Л. Н. Толстой “Кавказский пленник”.
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Текст № 2. В.П. Астафьев “Васюткино озеро”.
Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхалась, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
Текст № 3. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.
А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.
Текст № 4. В. Г. Короленко “В дурном обществе”.
Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что – то обезьянье; но глаза, сверкавшие из – под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум.
Текст № 5. И. А. Бунин “Косцы”.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах.
– Что объединяет все эти тексты? (Тип речи – описание.)
Текст №.1.
– Найдите словосочетание, в котором прилагательное выступает в роли существительного
.
Какой это способ образования слов?
– Найдите несклоняемое существительное. Определите род (монисто – средний
род).
– Найдите устаревшее слово (полтинник).
Текст № 2.
– Найдите два словосочетания, соответствующие модели: существительное + существительное с предлогом.
– Какое слово вы не знаете? (Заполошной – неспокойной.)
– Найдите существительное, образованное приставочным способом. (Непогода.)
Текст № 3
– Найдите существительное, образованное суффиксальным способом (колокольчик).
– Какое значение имеет этот суффикс?
Текст № 4.
– Найдите словосочетание, соответствующее модели: глагол + наречие (врозь);
– Какой вид подчинительной связи слов в данном словосочетании? (Примыкание.)
– Найдите существительные, образованные суффиксальным способом? (Наружность,
подвижность, проницательность.)
Текст № 5.
– Найдите существительные, образованные бессуфиксным способом (глушь, даль,
синь).
– От каких слов они образованы (глухой, далекий, синий).
VI. Игровой момент (“Четвертый лишний”).
- фальшь, утварь, мозоль, каракуль;
- шампунь, рояль, тюль, роскошь;
- сумерки, чернила, ножницы, туфли;
- узники, санки, ковры, близнецы;
Ответы: каракуль, роскошь, туфли, санки.
VII. Итоги урока.
– Какую роль играют имена существительные в словосочетании и предложении?
IX. Домашнее задание: §25, упражнение № 347, выполнить синтаксический разбор словосочетания и предложения.