Роль инновационных технологий в образовательном процессе

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7


Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Видный американский бизнесмен Джон Гриллос очень точно выразил эту идею: «Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь».

Следовательно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук - не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем - «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К инновационным технологиям обучения относят:

  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии

Каждый из нас использует многие перечисленные технологии в своей педагогической практике, то есть инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

Стоит отметить положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе:

  • это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности (взять хотя бы, например, вид формулировки учебной задачи на уроке);
  • дают возможность педагогу разнообразить дидактику урока, это позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика (учёные отмечают, что современные дети с компьютерным мышлением, основанным на играх, и привлечь их внимание можно только яркими объектами, образами и звуками);
  • создают более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимают напряжение при общении с учителем;
  • новый человеческий контакт, когда учитель понимает мир ребёнка и живёт с ним в одном пространстве;
  • пробуждают мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности;
  • играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем, так как они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение;
  • для ученика открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ;
  • учат обучающегося самостоятельному поиску информацию, изучать и получать знания в - новом виде;
  • расширяют границы работы с одарёнными детьми, мотивируют на участие в новом формате предметной и метапредметной олимпиады;
  • способствуют успешной социализации детей с ОВЗ;
  • создают условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии;
  • стимулируют и привлекают педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры;
  • позволяют вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне;
  • помогают учителю в самообразовании, повышении педагогического мастерства и распространении своего опыта работы.

Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется. Особенность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Закончить своё выступление хочется словами американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Источники информации

  1. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html (статья «Педагогические инновации в образовании»)
  2. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4230-innovatsionnye-tekhnologii-v-sovremennom-obrazovanii.html (статья «Инновационные технологии в современном образовании»)
  3. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_2 (статья «Инновационные педагогические технологии в образовании»