Роль русского языка в формировании гражданской идентичности

Разделы: Русский язык


В условиях роста социального разнообразия в стране, в связи с активными миграционны­ми процессами перед системой образования остро встают проблемы обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур, развитие культуры толерантности. Достижение социального согласия в условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества является обязательным условием укрепления стабильности, безопасности государства. В настоящее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Формирование гражданской идентичности личности – одна из важнейших задач социализации в подростковом возрасте. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны. Ученые по-разному объясняют сущность понятия гражданская идентичность. Ими рассматриваются различные аспекты изучения гражданской идентичности: одни (Т.В. Водолажская) считают, что гражданская идентичность входит в состав различных категорий и трактуется как реализация основных потребностей человека в принадлежности к какой-либо группе; другие (И.В. Конода) выделяют в ней политико-правовую компетентность личности, ее активную политическую и гражданскую позицию, чувство принадлежности к обществу, некоторые (А.М. Кондаков) осмысливают гражданскую идентичность как принадлежность человека к определенной, имеющей для него важное значение общности людей той или иной страны. Современное образование одной из своих задач ставит формирование умения школьника соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет человеку осознавать себя полноправным гражданином своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности. Таким образом, под гражданской идентичностью следует понимать осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентированы на формирование у школьников основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; это обусловило необходимость разработки новых подходов к осуществлению гражданского образования.

В настоящей статье проанализировано одно из направлений формирования гражданской идентичности. Примеры из опыта, которые приведены в статье, естественно, лишь один из всех возможных вариантов работы. Целью было осмыслить то, что привилось и дает хорошие результаты.

Образование учит «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим культурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и ее приверженцами. Однако даже самые опытные педагоги, целенаправленно формирующие у школьников верное представление о гражданской общности, об идентичности, о великодушии, толерантности , умение вести себя в этом обществе и сотрудничать с другими людьми, не всегда в совершенстве владеют нужными методами. Внимание к высокому воспитательному потенциалу русского языка, развивающего как эстетические чувства, так и нравственные, гражданские идеалы, требует от учителя поиска путей гражданского образования подрастающего поколения в процессе изучения русского языка.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово-слово учителя, писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала, обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью как над определенным языковым явлением, так и над смыслом, который несет предложенный текст. Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика. Общаясь со школьниками, учитель всегда чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного, гражданского роста надо работать. Многие талантливые книги не только помогают сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивают главное-возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет радостью общения, стремлением духовно расти.

Сегодня в школе в изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект соизучения языка и культуры. Он предполагает формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия. Особенностью работы учителя русского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к русскому языку как ценности. Воспитание у школь­ников ценностного отношения к рус­скому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

Воспитание любви к русскому языку невозможно без целенаправленной и систематической работы над обогащением словаря учащихся терминологическими понятиями: русский язык — эстетический феномен и эстетическое наследие русского народа, эстетическая функция языка, эстетика языка и речи, языковая и речевая гармония, это позволит расширить знания учащихся о совокупности характеристик русского языка и формировать нравственные и гражданские идеалы. Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний русских писателей, поэтов и ученых об эстетических качествах русского языка, о родной земле, об истории страны, научно-лингвистических и публицистических текстов. Еще в XIX в. чтение и анализ образцовых текстов отечественные методисты считали как единственно верный путь постижения уникальной природы родного слова. Так, В. П. Острогорский писал, что «сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...».

Можно, например, обратиться на уро­ке к следующим высказываниям о русском языке, родине, родной земле и т.д.:
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К.Паустовский); Русский народ создал русский язык, яр­кий, как радуга после весеннего ливня, мет­кий, как стрелы, певучий и богатый, заду­шевный, как песня над колыбелью... Что та­кое Родина? — Это весь народ. Это его куль­тура, его язык. (А. Н. Толстой); Я понял, что язык — это культурная среда, в которой мы обитаем, нечто вроде второй, но уже духовной «биосферы», связывающей каждого со всеми и создающей из истории одновременность, в которой мысленно пере­кликаются разные поколения и аукаются раз­бредшиеся во времени и пространстве люди. (Г. Гор);.Нуждается ли в похвалах русский язык? Еще Ломоносов находил в нем «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского». Все дальше раздвигали возможности литературного языка, отлаживали его великие мастера: Пушкин и Гоголь, Тургенев и Лев Толстой, Чехов, Горький, Пришвин. Сейчас в мире знают язык родины первых спутников и космических кораблей. Высока честь — говорить по-русски. Велика ответственность — беречь русский язык. И все-таки о языке мы заботимся мало. Ведь и в хорошей газете, и по центральному телевидению можно встретить речевые ошибки. Много в языке у нас и канцелярщины, и нелепых жаргонов, и слов-паразитов. Причина всему этому — порой невнимание, порой бездумье, порой незнанье своего языка или неуважение к нему. (По К. Яковлеву); Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригиналь­ной и высокой культуры и его великой, слав­ной исторической судьбы. Русский язык еди­нодушно признается великим языком вели­кого народа. (В. Виноградов).

К данным высказываниям можно предложить комплекс заданий, орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять мировоззренческого восприятия текста. Выскажите собственное отношение к приведенным высказываниям. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме. Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинения-эссе, сочинения в поэтической форме и т.п. Чтобы формирование у школьников гражданской позиции было успешным, можно сочетать такие формы работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся, а именно: анализ содержания текстов мировоззренческого характера и создание учащимися на их основе собственных высказываний. Наиболее эффективные методы и приемы: лекция-беседа, лекция – сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. В условиях специально организованного обучения учитель может не только работать над пониманием школьниками текста, но и восстанавливать с ними историческую картину мира нашего народа, учить понимать особенности мировоззрения нашего народа через языковые средства родного языка. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому наиболее эффективны следующие образовательные технологии: проектная, КТД, технология проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем самоопределении), технология развития критического мышления. Важным является использование на уроках различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют гражданственность и патриотизм.

Учащиеся, размышляя над образцовым текстом, формируют умение выражать свое отношение к проблемам языка и эстетики, чистоты языка, в стремлении к языковому эстетическому идеалу реализуется как нравственный, так и очень важный для развития личности интеллектуальный аспект уроков русского языка. Настроить на размышления может содержание текстов или строки из них, высказывания, которые становятся темой сочинений-рассуждений. Важным механизмом в данном случае является гражданственность и патриотизм как чувства приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью.

Любовь к своей Родине, гражданственность проявляются и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм, что важно для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, которые помещены во всех разделах учебника русского языка. Следует учитывать, что формирование гражданственности будет успешным, если на уроке созданы ситуации, эмоциональный и интеллектуальный фон, при которых ученик почувствует потребность сказать то, что он чувствует, как он понимает текст, красоту родной речи. Таким образом, обращение на уроках русского языка к текстам, которые, с одной стороны, становятся стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны – должны предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания, дает возможность сделать его не только обучающим, но и воспитывающим.

Следовательно, модель гражданского образования школьников в процессе изучения русского языка является целостной системой педагогических воздействий, предполагающей создание условий для успешного гражданского образования учащихся. Различные формы учебной деятельности школьников позволяют организовать освоение, усвоение и присвоение гражданских понятий и ценностей общества, культуры гражданского поведения. Очевидно, что в данной статье был рассмотрен один из подходов к решению задачи формирования у школьников гражданской идентичности, что поиск перспективных направлений использования воспитывающего потенциала русского языка и привлечение вариативных форм и видов учебной деятельности учащихся будет продолжен.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. – 992с.
4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
5. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994
6. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.
7. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. – М: Центр социологии образования
8. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
9. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.