Математика
-
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики (авторская концепция) 2006
Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. В работе представлены формы и методы развития творческой деятельности учащихся на уроках математики.
-
Интегрированный урок математики и информатики в 10-м классе по теме: "График функции гармонических колебаний. Вычислительный эксперимент" 2006
В работе рассмотрен интегрированный урок по математике и информатике на тему: "График функции гармонических колебаний. Вычислительный эксперимент" для 10-го класса. У учащихся формируется умение выдвигать гипотезы по построению графика функции гармонических колебаний и проверять их достоверность с помощью вычислительного эксперимента на компьютере.
-
Разработка тестовых заданий рубежного контроля по теме: "Квадратичная функция" 2006
Тестовая форма контроля качества знаний, в отличие от пятибалльной системы оценки, снимает психологическое напряжение учащихся, экономит время учащихся и учителя, имеет большой охват контролируемого материала, способствует формированию вероятностного мышления учащегося и имеет более гибкую систему оценки. Ввиду того, что по результатам тестирования невозможно проследить логику мышления ученика, тестовую форму следует сочетать с другими формами контроля знаний.
-
Урок-практикум по теме: "Тригонометрические уравнения" 2006
Цели урока: закрепление навыка решения тригонометрических уравнений; развитие логического мышления, умение работать в проблемной ситуации; воспитание активности, желания работать до конца, содействовать пробуждению интереса к математике.
-
Урок геометрии в 8-м классе по теме: "Четырехугольники" Тема урока: «Четырехугольники 2006
Целью урока является систематизация знаний по теме "Четырехугольники".
-
Урок математики в 3-м классе по теме: "Уравнения" 2005
Урок математики направлен на формирование представления учащихся об уравнении, как предложении с переменной. Одной из целей урока является закрепление понятие корня уравнения. На данном уроке ученики учатся находить неизвестный компонент действий с комментированием выполняемой операции по алгоритму, называя компонент действия, отрабатывают вычислительные навыки, умение решать задачи, развивают мышление, математическую речь. Воспитание интереса к разным профессиям является важным компонентом данного урока.
-
Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" 2005
В уроке-исследовании по теме: "Графическое исследование уравнений" рассматривается графический способ решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений.
-
Психологические аспекты неуспеваемости и пути ее предупреждения 2005
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Ведь предупредить отставание учеников проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.
-
Урок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" 2005
Урок по теме "Обыкновенные дроби" является заключительным уроком. Учитель ставит задачу систематизировать знания и умения, которые учащиеся получили в результате изучения этой темы: сравнения, сложения и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, понятие правильных и неправильных дробей, сложение и вычитание дробных чисел. Все этапы урока позволяют учителю провести мониторинг знаний учащихся, а учащимся осознать уровень усвоения темы.
-
Роль УМК в проектировании учебного процесса в ССУЗ 2005
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в "сжатом", т.е. компактном, удобном для использования виде. Технологическое "сжатие" учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами. Об одном из них идет речь в статье автора.
-
Занятие элективного курса по теме: "Тайны золотого сечения" 2005
Знакомство с "золотым сечением" позволит расширить кругозор учащихся, развить эстетическое восприятия математических фактов, продемонстрировать разнообразие математики в реальной жизни. На занятии рассматривается определение "золотого сечения", "золотое сечение" в изобразительном искусстве, в скульптурных произведениях, в музыке, в литературе, золотое сечение в живой природе. Проводится практическая работа: нахождение "золотого сечения" по чертежу здания фасада школы, по фотографии здания, по рисунку.
-
Итоговый урок по главе "Дроби и проценты". Урок-игра "Математические гонки". 6-й класс 2005
Теоретические вопросы дают возможность повторить основные правила, понятия, развивают логическое мышление, речь учащихся. При выполнении практических заданий учащиеся должны продемонстрировать умение точно излагать математическую мысль и показать владение материалом.
-
Тема урока: "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс 2005
Урок построен в соответствии с принципами развивающего обучения. Тип урока - "открытие нового знания". Усвоение происходит осознанно, на основе глубокого понимания необходимости нового материала. Основной метод работы - групповой. Учащиеся сами выдвигают "гипотезы" и доказывают их или опровергают другие мнения. Применяемый метод имеет ряд преимуществ: каждый имеет возможность высказать своё мнение в группе, что повышает активность учащихся; появляется многообразие идей; ребята учатся отстаивать своё мнение, обосновывать его; повышается темп работы на уроке, никто не ждёт подсказки со стороны учителя; Учащиеся испытывают радость от достигнутых успехов, ощущают свою значимость как члена коллектива.
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби" 2005
В курсе математики 6-го класса по учебнику Н. Я. Виленкина изучаются 2 типа задач: нахождение дроби от числа; нахождение числа по его дроби. Для достижения успешности в овладении умениями решать данные задачи принято давать множество тренировочных заданий по каждой теме. В результате такой работы ученики могут решать типовые задачи и имеют теоретические сведения. Но как только, после изучения данных тем, даётся задача и нужно определить, к какому типу она относится, картина резко меняется. Поэтому, основная проблема - научить учащихся относить задачи к тому или иному типу.
-
Урок математики в 11-м классе по теме: "Нестандартные методы решения иррациональных неравенств" 2005
В статье рассмотрены нестандартные методы решения иррациональных неравенств, встречающихся в заданиях на вступительных экзаменах. Метод рассуждения - это цепочка логических рассуждений, которая приводит к более простому выражению, решение которого не требует усилий. Метод оценки - оцениваются границы, в которых могут лежать значения выражений в каждой из частей неравенства. Метод интервалов основан на свойствах непрерывности функций. Решение иррациональных неравенств, содержащих три и более корней - сведение к более простым неравенствам, основываясь на свойствах квадратных корней. Решение примеров требует применения логического мышления, интуиции и знания решений стандартных задач.
-
Сказка о треугольниках 2005
Первые уроки геометрии в восьмом классе посвящены повторению, после чего начинается изучение многоугольников. Для экономии времени я решила провести первый урок геометрии у восьмиклассников в форме рассказа предлагаемой сказки. В результате мы за один урок повторили признаки равенства треугольников, понятия медианы и биссектрисы треугольника, вспомнили о способе деления отрезка пополам с помощью циркуля и линейки, а, кроме того, была дана пропедевтика темы "Многоугольники".
-
Внеклассное мероприятие в 5-х классах на тему: "Час веселой математики" 2005
Внеклассное мероприятие в 5-х классах - "Час веселой математики".
-
Занятие факультатива по математике "За страницами учебника математики" в 5-м классе по теме: Удивительное сложение" 2005
Одной из форм внеклассной работы по математике является факультатив. Данное занятие окажет учителю неоценимую методическую помощь при нахождении значения суммы нескольких слагаемых, особенно часто встречающихся на олимпиадах по математике. Предложен широкий выбор задач.
-
Интегрированный урок алгебры и информатики в 8-м классе с применением информационных технологий по теме: "Решение квадратных уравнений" 2005
Интегрированный урок проводится в компьютерном классе.Класс разделен на две группы, так как возможности компьютерного класса позволяют работать на компьютерах 12-ти учащимся. Урок проводят учителя математики и информатики, предварительно распределив этапы ведения урока между собой.
-
Личностно-ориентированный урок математики в 6-м классе по теме: "Нахождение числа по его дроби" 2005
Урок применения новых знаний при решении задач по теме "Нахождение числа по его дроби". Конспект урока составлен на основе некоторых наиболее значимых принципов личностно-ориентированного урока: использование субъективного опыта ребёнка; предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
-
Звездный час. Геометрия вокруг нас. Факультативное занятие в 6-м классе 2005
на примере факультативного занятия в 6-м классе, проведенного в форме игры "Звездный час", представлена методика технологии мастерских “Французская группа нового воспитания”. Она основана на идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френс. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7–15 учеников) – при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основные методические приемы – элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
-
Тема урока: "Свойства логарифмов". 10-й класс 2005
Урок - это творчество учителя. Существует мнение, что чёткое планирование урока не позволяет сделать учителю ни один шаг в сторону, дабы успеть достичь намеченной цели. В действительности, урок - совместное творчество учителя и учеников, а поэтому необходимо проектировать урок, являясь генератором творческих идей учащихся. Это возможно в классах развивающего обучения. Грамотно поставив перед учащимися учебную задачу, которую формулируют сами учащиеся, определив разрыв между знанием и незнанием, т.е. недостаточность знаний при выполнении заданий, учитель убеждает учащихся в осознанной необходимости получения новых знаний, а не навязывает насильно их, готовя тем самым благоприятную почву для успешного обучения учеников. Такие уроки важны не только в начальном и среднем звеньях, но и в старших классах. С таким уроком я и хочу познакомить коллег. В практической части использованы задания учебника серии "МГУ - школе" "Алгебра и начала анализа, 10 класс", С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Я надеюсь, что этот урок окажет помощь многим учителям. Очень бы хотелось услышать отзывы о нём.
-
Урок-сказка "Путешествие Незнайки в математическом городе" по теме: "Координатная плоскость". 6-й класс 2005
Уроки-сказки по математике с мультяшными героями и музыкальным сопровождением непривычны и необычны, поэтому остаются в памяти ребёнка надолго. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить интерес к изучению предмета. На уроке работают все! Предлагаю свой вариант такого урока.
-
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему: "Четырехугольники" (обобщение и систематизация знаний) 2005
Геометрические задания зачастую содержат значительную текстовую часть и к ним не прилагаются чертежи. Без сформированных умений различать структурные особенности предложений, содержащих обособленные члены (причастные и деепричастные обороты), можно неправильно понять условие задания, смысл и цель предложенной задачи. Интегрированные уроки по геометрии и русскому языку целесообразно проводить при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении основных тем и разделов геометрии.
-
Урок математики в 9-м классе по теме: "Арифметическая прогрессия" 2005
Урок с использованием текстов, составленных в соответствии с таксономией Блума, нацелен на учет индивидуальных возможностей учащихся. Задания с выбором правильного ответа, с использованием регионального компонента, рассчитаны на развитие познавательного интереса и воспитание патриотических чувств учащихся. Основная цель обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала, контроль знаний, умений.
-
Готовимся к олимпиаде 2005
В этой статье представлены задания, ориентированные на курс углубленного изучения математики, в частности, геометрии. Разбор решений этих задач будет полезен при подготовке учащихся к олимпиадам.
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Умножение и деление рациональных чисел" 2005
Цель данного урока: обобщение знаний учащихся по теме урока, развитие любознательности, активности, самостоятельности, познавательного интереса учащихся. Каждый этап урока уже своим названием ("Что бы это значило?", "Сим-сим, откройся", "…а уравнения будут существовать вечно" и т. д.) вызывает у учащихся интерес. Кроме того, один из этапов урока "Что бы это значило?" – связан с часом общения по теме "Что означают наши имена?"
-
Интегрированный урок математика + информатика по теме: "Решение неравенств с одной переменной" 2005
Чтобы уроки математики не были ученикам в тягость, чтобы урок проходил быстро и увлекательно, предлагаем своим коллегам урок математика + информатика, на котором учащиеся могут сделать выбор задания на реальную оценку по своим способностям.
-
Обобщающий урок по математике в 6-м классе по теме: "Умножение дробей" в коррекционной школе V вида 2005
Закрепление знаний, умений и навыков учащихся по данной теме с использованием элементов психотерапии и различных заданий на развитие логического мышления, мелкой моторики, комбинационных способностей.
-
Диагностико-коррекционный урок — одна из форм оперативного контроля и коррекции знаний учащихся на уроках математики 2005
Диагностико-коррекционная система - разновидность современных педагогических технологий системной диагностики и мониторного качества обучения, где основополагающим принципом реализуется принцип системно-деятельностного подхода к обучению. Она относится к разряду принципиально новых здоровьесберегающих, саморазвивающихся педагогических систем.