Цели:
- Обобщить знания учащихся по теме "Умножение и деление рациональных чисел".
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
- Развивать любознательность, активность, самостоятельность и познавательный интерес учащихся.
Оборудование: Карточки-задания для индивидуальной работы, тренажер для устного счета, таблички с названиями этапов урока.
ХОД УРОКА
I. Актуализация прежних знаний
1. Организационный момент.
2. Разминка.
Устный счет по тренажеру " Табличное деление и умножение натуральных чисел".
3. Блиц-опрос.
- Как найти произведение двух положительных чисел?
- Как найти произведение двух чисел с разными знаками?
- Чему равно произведение, если один из множителей равен нулю?
- Как найти частное двух отрицательных чисел?
- Как найти частное двух чисел с разными знаками?
- Что можно сказать о частном от деления нуля?
- Как найти неизвестный множитель?
- Какие законы умножения вы знаете?
II. Формирование умений и навыков
1. "Что бы это значило?"
Выполнение заданий по карточкам. Каждому ответу сопоставляется буква из таблицы. В результате должно получиться слово (слово, полученное в ответе, – это цвет, соответствующий имени ученика.
Карточка № 1.
1) – 5 . 3 =
2) 9 . (– 3) =
3) – 10 . (– 8) =
4) – 55 : 11 =
5) 48 : (– 8) =
6) – 24 : (– 2) =
7) 36 . (– 0,1) =
– 15 |
– 27 |
– 6 |
– 3,6 |
– 5 | 12 |
80 |
к |
р |
н |
й |
с |
ы |
а |
(Ответ: красный)
Карточка № 2
1) – 8 . 6 =
2) – 4 . (– 0,1) =
3) – 5,2 . (– 2) =
4)
5) – 90 : (– 45) =
6) – 200 : 4 =
– 50 |
– 48 |
– 10,4 |
– 5 |
0,4 |
2 |
2,6 |
й |
ж |
ц |
т |
е |
ы |
л |
(Ответ: желтый)
Карточка № 3
1) – 3 . 2 =
2) 4 . 1/2 =
3) – 7 . (– 10) =
4) – 2,2 : (– 1,1) =
5) – 4,9 :7 =
6) – 84 : (–7) =
7) – 18 . 0,1 =
– 0,7 |
– 6 |
– 1,8 |
2 |
8 |
12 |
70 |
н |
з |
й |
е |
к |
ы |
л |
(Ответ: зеленый)
Карточка № 4
1) – 25 . 5 =
2) – 4,8 : 2,4 =
3) 65 . (– 3) =
4) – 5,42 : (– 27,1) =
5) – 2/5 . (– 21/2) =
6)
7) – 5/6 : 5/18 =
– 195 |
– 125 |
– 80 |
– 3 |
– 2 |
1 |
0,2 |
л |
г |
м |
й |
о |
б |
у |
(Ответ: голубой)
Карточка № 5
1) 1,5 . (– 20) =
2) – 0,05 . 100 =
3) – 5,42 : (– 27, 1) =
4)
5) (– 42 – 58) : (14 – 39) =
6) 2,5 . (– 4) =
7) – 5/6 : 5/18 =
Реши уравнение:
8) – 3k = 27;
9) x . (– 1/3) = 2/3 .
– 30 | – 10 |
– 9 |
– 5 |
– 3 |
– 2 |
0,2 |
3 |
4 |
с |
ц |
е |
и |
в |
т |
н |
к |
й |
(Ответ: синий)
Карточка № 6а
1) – 5 . 6 =
2) 15 . (– 4) =
3) – 2 . (– 10) =
4) – 24 . (– 2) =
5) – 100 . 3 =
6) – 60 : (– 2) =
7) – 80 : (– 4) =
8) – 49 : 7 =
9) – 64 : (– 8) =
10) –19 . 2 =
– 60 |
– 30 |
–300 |
–38 |
–7 |
8 |
20 |
30 |
40 |
48 |
и |
ф |
е |
й |
в |
ы |
о |
т |
м |
л |
(Ответ: фиолетовый)
Карточка № 6б
1) – 5 . 6 =
2) – 8 . (– 0,1) =
3) – 38 : 19=
4) – 2,4 . (– 0,4) =
5) 4,84 : (– 24,2) =
6) – 5,1 : (– 17) =
7)
8)
Реши уравнение:
9) – 5x = – 45;
10) 1/6 x = – 1/2.
9 |
0,96 |
0,8 |
0,3 |
– 0,2 |
– 2 |
– 3 |
– 5 |
1 |
– 30 |
ы |
л |
и |
т |
е |
о |
й |
в |
з |
ф |
(Ответ: фиолетовый)
2. "Сим-сим, откройся!"
Раскройте скобки:
1) Задания всему классу с последующей проверкой (один ученик решает на обратной стороне доски):
а) (x + y – b) .5;
б) – 8 (d – c – a);
в) (3x – 5b + 6) .(– 2);
г) – (2a – 3b –1);
д) – 3(1/3x – 0,2).
2) Индивидуальные задания:
а) 3(p – t – n);
б) (x – y + z) . (– 3);
в) 7 (3x + 8y – c);
г) – (– 4x + 3y –5);
д) 2 (– 1/2x + 0,3).
3. "…а уравнения будут существовать вечно". А. Эйнштейн
Решите уравнение:
1) 3x = – 9;
2) – 4x = – 16;
3) – 2,5x = 5;
4) 0,6x = 12;
5) – 2/3x = 5/6;
6) – 11/14 = – 3/7.
4. "Считай, считай, да про законы не забывай" (дополнительные задания)
Вычисли как можно проще:
Классу: 1) 0,2 . (– 3/7) .
5 . 1/3; |
Индивидуально: 1) 3,5 . 18 . (– 1/9)
. 1/7; |
III. Задание на дом: п. 6.12, № 1044, № 1046 (Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика. Учебник для 6 класса)
IV. Итог урока
Литература:
- Жохов В., Погодин В. Методические советы из опыта преподавания. 5–6 классы. Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2001, № 4, с. 9.
- Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. Математика. Учебник для 6 класса.
- Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М.: Золотой теленок, 2001. – 272 с.