В распоряжении учителей имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля, но не все они применяются. Практика показывает, что совершенно очевидным является стремление учителя к дальнейшему совершенствованию контроля как важного элемента обеспечения прочности знаний и умений.
Также известно, что ученики высоко оценивают регулярное проведение через короткие промежутки времени небольших контрольных работ с выставлением оценок. Проведение большого числа проверочных работ дает ученику многократную возможность показать, на что он способен, и исправить плохие отметки. В целом ученики положительно относятся к оценкам, но хотят знать, за что получили отметку, и она должна быть справедливой. Поэтому важной задачей совершенствования контроля становится привлечение учащихся к оценочной деятельности, организации на уроке самооценки и самоконтроля, а также возможности самим исправить ошибки. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки школьник не только узнал, чему он научился и что не усвоил, какие допустил ошибки, но и осознал справедливость оценки, которую он получил.
В своей работе я использовала различные виды проверочных работ, позволяющие на каждом уроке проверять уровень усвоения учащимися изученной темы. Это математические диктанты, устные и письменные опросы, выборочный контроль, зачеты, блиц-контрольная, итоговые контрольные работы, иногда тесты. Часто использовать тестовые задания не приходилось. На то было много причин. Хотя внедрение системы централизованного тестирования и ЕГЭ заставляли думать о том, что учащихся среднего звена надо учить работать с тестовыми заданиями.
Так как некоторые учащиеся решают задание правильно, а когда начинают выбирать ответ и заносить их в карту диагностики, то пишут совсем другой ответ, что приводит к недоумению и самого ученика, и учителя.
Мне кажется, частое применение тестовых заданий на ДКУ способствует развитию внимания, самоконтроля.
Диагностико-коррекционная система – разновидность современных педагогических технологий системной диагностики и мониторного качества обучения, где основополагающим принципом реализуется принцип системно-деятельностного подхода к обучению. Он относится к разряду принципиально новых здоровьесберегающих, саморазвивающихся педагогических систем.
Мы все знаем, что забота о здоровье детей в современных условиях жизни необходима как никогда. Ведь здоровье, как известно, не купишь.
Диагностико-коррекционный урок является главным системообразующим элементом ДКСО. Этот урок проводится в конце изучения большой темы. ДКУ – это урок рефлексии по самоизучению, самоанализу, самооценке и осознанию результатов учебной деятельности.
В процессе обучения учащимся предлагаются тематические тесты из 10 заданий, так как за 15-20 мин. решить 20 задач по математике сложно. Но можно предложить и тесты из 20 заданий (как принято по этой технологии), если включить теоретические вопросы и качественные задачи, которые не требуют выполнения большого числа вычислений, но позволяют проверить усвоение базового уровня знаний по предмету. В процессе тестирования каждый ученик отвечает на тестовые задания на стандартных контрольных листах. Работает спокойно, целенаправленно. Если в первое время многие не могут уложиться во времени, то потом постоянно начинают “чувствовать” время. Многие вначале ставят себе завышенную оценку, а затем начинают объективно оценивать свои знания.
ДКУ нравятся и мне, и детям тем, что после выполнения заданий учащиеся сразу узнают, по каким вопросам у них проблемы и, конечно, смогут поставить себе объективную оценку. В этом нам очень помогает “Диагностическая линейка”.
Надо отметить, что объективная оценка учебных достижений учащихся является важнейшим показателем качества образования, и она осуществляется стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых условиях и используются одинаковые по свойствам измерительные материалы (КИМы), вне зависимости от взаимовлияния личностей и учащихся. Очень важным является вопрос: какими должны быть КИМы и как часто надо проводить ДКУ при изучении математики.
После изучения новой темы учитель хочет знать уровень знания учащихся и предлагает тестовые задания, составленные из ключевых вопросов. Назовем этот вариант теста нулевым. После проверки учащиеся могут провести работу над ошибками, открыв нужную страницу учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний учащихся. После решения основных типовых задач на применение полученных знаний учащихся предлагается основной тест в двух вариантах. Причем I вариант каждый ученик получает как домашнее задание. Желающим предлагается составить свой вариант КИМа на данную тему.
В начале урока проводится проверка домашнего задания и работа над ошибками. Затем учащимся на рассмотрение этих задач предлагается второй вариант. Через 15–20 минут собираются диагностические линейки и выясняется, по каким заданиям у учащихся проблемы, каким вопросам надо уделить больше внимания.
При работе по системе ДКСО учитель должен создать свой собственный банк тестов. Тестовые задания должны быть хорошо продуманными. На решение каждого задания не должно уйти более 1–2 минут времени. И надо учитывать уровень класса.
По авторской диагностико-коррекционной технологии обучения (ДКТО) Б.Х. Юнусбаева я работаю третий год. В этом учебном году я стала проводить ДКУ с использованием компьютеров. Компьютер после выбора ответа на вопрос сразу показывает верный ответ и в конце работы ставит оценку, что очень нравится детям.
После работы над ошибками учащиеся решают второй вариант. Ответы заносят в карту диагностики. Через 15–20 минут учащиеся сдают диагностические карты учителю, а сами садятся за компьютер, чтобы проверить результаты своей работы. Учитель заносит объективную оценку в карту и по данным диагностических карт составляет сводную ведомость тестирования. В заполненной ведомости наглядно видны все проблемы усвоения темы и в какой-то степени недоработка учителя по конкретным вопросам.
Это повысило познавательную активность учащихся и интерес к предмету. Если при составлении тестов по алгебре я брала 10 заданий (задания 1–6 – базовый уровень, 7–8 – повышенной сложности, 9–10 – на мышление), то по геометрии – 16 заданий. Первые 10 заданий проверяют базовый уровень, задания 11–13 – повышенной сложности, задания 14–16 проверяют уровень оперирования полученными знаниями (логическое мышление).
Я считаю, что ДКУ в компьютерном варианте более эффективны, так как в этом случае ученик действительно занимается самоизучением, самокоррекцией, самооцениванием. Идет саморазвитие. Даже объективную оценку ставит не учитель, а компьютер. Еще один положительный момент – это то, что только сам ученик и учитель знают о проблемах ученика, а при общей проверке он все-таки ощущает некоторый дискомфорт, возникает лишнее волнение при ожидании объективной оценки.
ДКТ обогащает учебный процесс, позволяет экономить время опроса, создает комфортную рабочую обстановку в классе, дружески-равноправные отношения ученика и учителя.
Особенно ценно то, что систематически организованные ДКУ по качественным контрольно-измерительным материалам способствуют тренировке и психологической подготовке учащихся к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.
Данный метод реально стимулирует не только повышение качества обучения ученика, но и способствует профессиональному росту учителя. Идет большая работа над самообразованием.
Разработка диагностико-коррекционного урока по геометрии в 9 классе
Тема урока: Метод координат
Цель урока: определить уровень усвоения учащимися знаний по теме “Метод координат”, развивать навыки самостоятельной работы, самооценки.
Оборудование: два варианта КИМов, диагностические карты для учащихся и учителя, учебники.
Структура урока:
1. Целеполагание и мобилизация на самоизучение
и саморазвитие.
2. Проверка домашнего задания. Рефлексия и
самооценка результатов первичной диагностики.
3. Самокоррекция.
4. Повторный контрольный срез.
5. Индивидуальная и коллективная рефлексивная
деятельность по итогам первичной и вторичной
диагностики.
6. Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ.
ХОД УРОКА
– Ребята, восточная мудрость гласит: “Можно
коня привести к воде, но нельзя заставить его
пить”. И человека невозможно заставить учиться
хорошо, если он не старается узнать больше, нет
желания работать над своим развитием.
Ведь знания только тогда знания, когда они
приобретены усилиями своей мысли, а не одной
памятью. Сегодня у нас диагностико-коррекционный урок по теме “Метод координат”.
На уроке у вас будет возможность увидеть свои
успехи и проблемы. И на этом же уроке вам будет
предоставлена возможность поработать над своими
проблемами. Вы будете заниматься самоизучением,
самооценкой и самокоррекцией. Выясните,
насколько хорошо усвоили тему, по каким вопросам
у вас проблемы. У вас будет возможность исправить
оценку.
Все необходимые инструменты у вас имеются.
Первый вариант КИМа вы выполнили дома. Сейчас
внесите ответы в карту диагностики. Пишите
ручкой, аккуратно, без исправлений. Не забудьте
поставить оценку в графе А. Напоминаю шкалу
оценок за базовый уровень (Задания 1–6).
- Без ошибок – 5,
- 1 ошибка – 4,
- 2 ошибки – 3,
- 3 и более ошибок – 2.
– Не забудьте ответить на вопрос № 11 (ваше отношение к изученной теме).
– Кто закончил оформление, можете проверить с
помощью компьютера, насколько хорошо вы
справились с заданиями первого варианта, и
выяснить, по каким вопросам у вас проблемы, а
также узнаете свою объективную оценку.
Карту диагностики оставляете на столе учителя. С
собой можете взять свои черновики, 1 вариант КИМа
и ручку.
После работы на компьютере учащиеся подходят к учителю, в “Карту диагностики” ставят объективную оценку и садятся на свое место.
– Ребята, вы узнали, по каким вопросам у вас
проблемы. Неверные ответы в “Карте диагностики”
обведите в кружок. Вам дается время для работы
над своими проблемами. Можете использовать
учебник и рабочую тетрадь.
Сейчас вам предлагается второй вариант КИМа.
Время для работы – 15–20 минут. Завершив работу
над вторым вариантом, можете выяснить с помощью
компьютера свою объективную оценку и проблемы,
над которыми вам предстоит работать.
Организация работы по выявлению общих закономерностей и пробелов всего класса по усвоению темы, организация работы по их ликвидации. А также организация дополнительной самостоятельной работы с продвинутыми учениками.
– Ребята, проведем небольшой анализ. Сравним
результаты 1 и 2 вариантов.
– Кто из вас выполнил оба варианта на 5?
– Кто выполнил 1 вариант на 4?
– А кто смог исправить эти результаты на 5?
– У кого объективные оценки за 2 вариант 4?
– Урок окончен.