Тип урока. Изучение и закрепление новых знаний.
Вид урока. Урок практическая работа с использованием компьютера.
Цель. Научиться строить график функции гармонических колебаний.
Задачи:
- развитие исследовательской, познавательной деятельности учащихся;
- проверка выдвинутой гипотезы по построению графика функции гармонических колебаний;
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Методы обучения: наглядный, исследовательский, практический.
Формы обучения: индивидуальный, коллективный.
Опорные знания:
- тригонометрическая функция;
- график тригонометрической функции;
- правила сжатия (растяжения) и параллельного переноса вдоль осей координат графика функции;
- запись формул в электронной таблице Excel;
- ссылки в электронной таблице Excel;
- диаграмма, объекты диаграммы Excel.
Оборудование и демонстрации:
- компьютер;
- локальная сеть;
- проектор.
Программное обеспечение:
- операционная система Windows;
- Microsoft Excel из пакета Microsoft Office.
План урока:
- Организационный момент.
- Вид функции гармонических колебаний.
- Правила построения графика тригонометрической функции с помощью правил сжатия (растяжения), параллельного переноса вдоль осей координат.
- Выдвижение гипотез учащимися
- Вычислительный эксперимент (работа на компьютере).
- Анализ выполнения работы.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Учитель математики.
Различные колебания окружают нас на каждом шагу. Ребята, приведите, пожалуйста, примеры физических процессов и явлений, где встречаются колебания.
Первый ученик. Механические колебания применяются для скорейшей укладки бетона специальными виброукладчиками, для просеивания материалов на виброситах и даже для почти безболезненного высверливания отверстий в зубах. Акустические колебания нужны для приема и воспроизведения звука, а электромагнитные – для радио, телевидения, связи с космическими ракетами. Электромагнитные колебания доносят до нас вести о сложных процессах, происходящих внутри звезд, о взрывах в отдаленных галактиках, о таких диковинных вещах, как пульсары (нейтронные звезды), черные дыры и т.д. С помощью электромагнитных колебаний учеными были получены снимки обратной стороны Луны и вечно закрытой облаками Венеры.
Второй ученик. Колебания сопровождают и биологические процессы, например, слух, зрение, восприятие ультрафиолета, (используемые многими биологическими видами), передачу возбуждения по нервной ткани, работу сердца и мозга. Записывая работу сердца или мозга, врачи получают электрокардиограммы и энцефалограммы. Как говорил создатель учения о биосфере академик Вернадский: “Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины – от волн, длина которых измеряется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемых километрами”.
Третий ученик. Но колебания не всегда полезны. Вибрация станка действует на резец и обрабатываемую деталь и может привести к браку; вибрация жидкости в топливных баках ракеты угрожает их целостности, а вибрация самолетных крыльев при неблагоприятных условиях может привести к катастрофе. Даже хорошо затянутая гайка под влиянием вибрации ослабевает и станок разбалтывается. А самое страшное – под действием вибрации меняется внутренняя структура металлов, что приводит к так называемой “усталости” и последующему неожиданному разрушению конструкции. Колебаниями объясняются случай падения моста, по которому шло в ногу воинское подразделение, а также разрушение мостов во время ураганов, катастрофы в кузнечных цехах, где несколько механических молотов начинали работать в такт.
Учитель математики. Таким образом, отметим, что колебания, контролируемые человеком, весьма полезны. Однако они могут превратиться в опасного врага. Поэтому надо уметь изучать колебания, знать их свойства. А здесь без математических расчетов не обойтись. Эти процессы описываются формулой
,
которая называется функцией гармонических колебаний (законом гармонических колебаний). В функции гармонических колебаний все величины имеют определенный физический смысл: – амплитуда колебаний (максимальное отклонение от положения); – частота колебаний; – начальная фаза колебаний.
На уроке мы должны научиться строить график функции гармонических колебаний, используя умение строить график синусоиды и знание правил сжатия (растяжения) и параллельного переноса вдоль осей координат. Давайте повторим эти правила. (Приложение 1).
Ребята, примените эти умения и знания для решения следующей задачи.
Задача 1.
Построить графики функций:
a);
b);
c)
Учащиеся в тетрадях выполняют построение графиков с последующей проверкой в парах (Приложение 2).
Создание проблемной ситуации:
Задача 2.
Построить график функции .
Каждый учащийся решает эту задачу, используя собственные предположения (гипотезы).
Учащиеся озвучивают свои гипотезы, которые записываются на доске. Проверить достоверность гипотез предлагается с помощью вычислительного эксперимента на компьютере. Выдвинутые гипотезы могут отличаться только величиной параллельного переноса графика вдоль оси абсцисс, поэтому ребятам при выполнении вычислительного эксперимента предлагается построить два графика в одной системе координат.
V. Вычислительный эксперимент (работа на компьютере):
“Построение графика функции гармонических колебаний Проверка гипотез”.
Учитель информатики.
А что это за понятия: гипотеза, эксперимент, вычислительный эксперимент?
Гипотеза – утверждение, предполагающее определенную проверку.
Эксперимент – процесс взаимодействия с некими объектами с целью изучения их свойств и проверки гипотез.
Вычислительный эксперимент – эксперимент с математическими моделями на ЭВМ.
Для компьютерного эксперимента воспользуемся средой электронной таблицы, программой Microsoft Excel из пакета Microsoft Office.
Давайте немного повторим:
- Основное назначение электронной таблицы? (Ответ: автоматизация расчетов в табличной форме).
- Какие данные можно заносить в ячейки электронной таблицы? (Ответ: числа, формулы, текст).
- Дать понятие относительного адреса ячейки. (При копировании происходит автоиндексация адресов ячеек в формулах. Excel сам изменяет адреса столбцов или строк в заполняемой формуле, последовательно увеличивая их на единицу).
Учащиеся парами садятся за компьютеры. Необходимо построить график функции гармонических колебаний и график функции , проверить свою гипотезу на достоверность, путем сравнения полученных графиков. Разобрать вместе с ребятами, какие исходные данные мы заносим в таблицу, произвести расчет выходных значений и построить график.
Технология заполнения:
- Заполнение области исходных данных: (Приложение 3)
- Расчет значения функции и построение графика функции: (Приложение 3)
- Построение графика:
- Выделить диапазон ячеек А3 : АН5.
- Выбрать ВСТАВКА ---- ДИАГРАММА ---- ТИП диаграммы: ТОЧЕЧНЫЙ ---- произвести необходимые установки: заголовки, оси, и др.; ----- ГОТОВО.
- Увеличить размер диаграммы.
- При необходимости отформатировать.
VI. Анализ выполнения работы.
По результату вычислительного эксперимента учащийся делает вывод о достоверности выдвинутой им гипотезы. Учащиеся формулируют правило построения графика функции гармонических колебаний :
1) привести функцию к виду ;
2) построить полуволну ;
3) растянуть (сжать) ее от оси абсцисс с коэффициентом ;
4) растянуть (сжать) к оси ординат полуволну из п.3 с коэффициентом ;
5) полуволну из п.4 параллельно перенести вдоль оси абсцисс на величину .
В результате получится главная полуволна искомого графика, с помощью которой строится весь график функции гармонического колебания.
VII. Подведение итогов урока.
За урок учащиеся получают оценки по математике и информатике.
VIII. Домашнее задание.
Построить график функции в тетради и проверить правильность построения в среде электронной таблицы Microsoft Excel.