Прежде чем решать задачу – прочитай условие
Жак Адамар
Цели:
- формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;
- развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;
- развитие логического мышления;
- формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
- воспитание познавательного интереса.
Тип урока: комплексное применение знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка настроения: приём “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению).
II. Мотивация и сообщение темы и цели урока
Учитель: Начнём мы сегодня наш урок с отгадывания ребуса.
Появляется ребус.
Ученики: Дробь.
Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь какие типы задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать.
Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Cтихотворение крепится на доске.
Ученики: Задачи на нахождение дроби от числа.
Учитель: Верно.
Если вы должны найти
Число по его дроби
То на дробь вы поделите
Значенье данной дроби.
Ученики: Задачи на нахождение числа по его дроби.
Учитель: Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу.
III. Актуализация и коррекция опорных знаний
Учитель: Но, чтобы решать данные задачи, вы должны уметь выполнять различные действия с дробями.
На доске записаны дроби:
, , , , , .
Вопросы:
- Назовите правильные дроби. Как определяли?
- Назовите неправильные дроби. Как определяли?
- Выделите целую часть у неправильных дробей.
- Найдите произведение 1 и 3 дробей. Каким правилом пользовались?
- 5. Разделите третью дробь на пятую. Какое правило применяли?
- Назовите равные дроби.
- Переведите 20%, 13%, 5%, 10%, 75%, 4% в десятичные дроби.
Учитель: Ребята, а сейчас вам предстоит покорение горы. Вот эта гора (плакат на доске). Посмотрите, какие у неё склоны, крутые и рудные, но тот, кто вооружён знаниями, с лёгкостью покорит эту гору. Работаем по вариантам. Выполнив действие, результат записывается в окно, находящееся выше. Тот, кто первый заберётся на гору, сможет сравнить свой полученный результат с правильным ответом, записанном на флажке.
IV. Образец комплексного применения знаний
На доске задача: “В хоре 80 учащихся, из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре?”.
Заполнение таблицы:
Тип задачи |
Всё число |
Дробь от числа |
Значение дроби от числа |
Решение задачи |
Нахождение дроби от числа | 80 |
? |
80 • = 20 |
|
Нахождение числа по его дроби | ? |
20 |
20 : = 80 |
Вопросы к задаче:
- Что есть всё число в задаче? (Всего учащихся)
- Известно ли оно? (80)
- О какой дроби от числа говорится в задаче? ()
- Известно ли значение этой дроби? (Нет, его надо найти)
- О каком типе задач идёт речь? (Нахождение дроби от числа)
Другая задача: “В хоре 20 мальчиков, что составляет всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?”.
Открывается вторая часть таблицы.
Вернёмся к эпиграфу “Прежде чем решать задачу – прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай. Все вы знаете игру “Третий лишний”.
|
|
Прочитайте задачи и выясните, какая из них лишняя:
- Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша? (57 м)
- Семья ежей собрала 50 грибов. Самый маленький ёж собрал 6% всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи? (47 гриба)
- В одном ящике 5 кг винограда, что на 2 кг меньше, чем в другом. Сколько килограммов винограда в двух ящиках?
Ученики выбирают лишнюю задачу (2), решают её устно.
Учитель: Измените формулировку задачи так, чтобы она стала задачей второго типа.
Первую и третью решают по вариантам самостоятельно (двое на закрытой доске).
V. Физкультминука
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
VI. Самостоятельное применение знаний
Учитель: Эпиграфом урока стали слова одного известного человека. Кто сказал их? Давайте отгадаем по шифрограмме.
Работа в парах. Каждой паре даётся задача, по ответу выбирается соответствующая буква.
Задачи:
- Девочка прочитала книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?(120 : = 120 • = 160) (Ж)
- Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю? (60 • 0,2 = 12) (А)
- Найдите число х, от которого равна . ( : = ) (К)
- Девочка собрала 40 слив, что составило всех слив. Сколько слив было собрано всего? (40 : = 120) (А)
- Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот? (6 • = 4) (Д)
- Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? (80 : = 80 • = 120) (А)
- В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса? (40 • = 15) (М)
- Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела всего расстояния? (90 : = 120) (А)
- Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу? (6 : = 6 • = 10) (Р)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
ж |
а |
к |
а |
д |
а |
м |
а |
р |
Учитель: Правильно ребята. Это Жак Адамар.
Историческая справка:
Жак Саломон Адамар – французский математик, родился в декабре 1865 года в Версале. В детстве увлекался языками. Победил на конкурсе знатоков греческого и латинского языков. Среднее образование получил в лицее Людовика Великого. Высшее образование в Париже. Был избран членом Французской Академии наук. Его интересы не ограничивались только одной наукой математикой. Он был блистательным учёным во многих областях. Жаку Адамару в 1892 году была присвоена степень доктора философии. Он занимался теорией чисел, дифференциальным уравнениями, теорией аналитических функций.
VII. Подведение итогов
- Выставление оценок.
- Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?
- Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?
VIII. Задание на дом
Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа.
IХ. Этап рефлексии
Учитель: У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
- Карточка зелёного цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
- Карточка жёлтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
- Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.