ТИП УРОКА: Открытие нового знания.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) “Открыть” множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой, ввести обозначение отрицательных чисел, научить применять их при решении задач межпредметного характера, анализировать и систематизировать знания об изученных числах;
2) Учить анализировать собственные умения, причины затруднений при выполнении задания, находить новые способы решения
(выдвигать “гипотезы”) , развивать способности к оценке продуктивности собственной деятельности;
3) Развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету.
1. Организационный момент. (Тема урока на доске не записывается) .
2. 1) Проверка домашнего задания.
Ученик на доске вписывает в таблицу ответы и соответствующие им буквы.
числитель | знаменатель | ответ | ||||||||
3,06 | 1,5 | 3,3 | 2,6 | 21 | 18,4 | 40 | 0,1 | 15 | ||
Я | Н | В | И | Д | М | А | Н | 15 |
2) В это время проводится устный счёт (5 мин. ) № 261 (стр. 63)
В группах обсуждаются полученные ответы, находится закономерность, ряд продолжается на три числа. Результаты проверяются с помощью карточек.
3) Проверка результатов домашнего задания.
Учитель: Фамилия этого чешского ученого имеет непосредственное отношение к теме нашего урока, а какое – вы узнаете немного позже.
Логическая разминка.
Ученики работают в группах с заданием №1 на листе заданий №1.
Обсуждение полученных результатов.
Вывод: слова, стоящие в парах, имеют противоположное значение.
3. Исследование. (Работа в группах. Решение уравнений. Лист заданий №1.
6-7 мин. ) .
Обсуждение результатов.
Вопросы:
1) Почему не решили уравнения №2, №3 и №4?
2) Бывают ли в жизни ситуации, когда нужно от меньшего отнимать большее число?
3) Должны ли существовать числа для решения таких ситуаций?
Вывод: Необходимо ввести такие числа.
4. Обсуждение в группах следующих вопросов:
- Где можно показать новые числа графически?
- Как их назвать?
- Как обозначать новые числа?
Учащиеся работают с заданием №3 на листе заданий №1.
Выводы- на числовой прямой “старые” числа изображать справа от нуля, а “новые”-слева (т. е. напротив, с противоположной стороны) . “Новые” числа будут противоположными “старым”.
На графопроекторе предлагаются различные изображения координатной прямой. Учащиеся выбирают верное.
Вопрос: А как будет изображаться система координат?
Ученики делают свои предположения.
Вывод :
- “новые” числа назовем “отрицательными”;
- обозначать “новые” числа будем знаком “-”, а “старые”-знаком “+”.
Сообщение учителя:
Знаки “+” и “-” широко использовали в торговле. Виноделы на пустых бочках ставили “-”, означавший убыль. Если бочку наполняли, то знак перечеркивали и получали “+”, означавший прибыль. Эти знаки как математические ввёл Ян Видман в XV веке. Его имя вы прочитали в таблице, выполнив домашнее задание верно.
5. Вопрос учителя:
Вспомните, в каких ситуациях вы могли уже встречать “новые” отрицательные числа, на каких уроках вы о них слышали.
- доход – расход
- аванс - дол
- изменение температуры
- летоисчисление на уроках истории
- высота над уровнем моря, глубина впадин
6. Окончание решения уравнений №2 , №3 и №4 при помощи “новых” чисел. Изображение полученных ответов на числовой прямой. (1 ученик показывает на доске) .
7. Составление схемы изученных чисел. Работа в группах на листе заданий №2(5 мин. ) .
Показ вариантов схем, составленных в группах. Обсуждение.
Составление окончательного варианта схемы.
8. Итоги урока. Тема урока: “Положительные и отрицательные числа” записывается на доске и в тетрадях.
9. Домашнее задание на листе заданий №2.
Резервное задание (при наличии времени читает учитель) .
Сказка.
“В точечном царстве, в координатном
государстве, на берегу нулевой реки жили
числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом
расстоянии от реки. Только одни из них поселились
на правом, а другие – на левом, противопо-
ложном берегу. Поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3…
стали называть проти-воположными. Но случилась
беда, стали пропадать пары противоположных
чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в
нулевой реке. Тогда правитель координатного
государства издал указ, запрещающий
противоположным числам одновременно подходить к
нулевой реке.
Задание: Подумайте, почему терялись пары в нулевой реке?
Ответ на этот вопрос мы узнаем на одном из следующих уроков.
Примечание: К данному уроку было задано домашнее задание: Вычислить значение выражения и записать в таблицу буквы, соответствую-
щие полученным числам.
1) 3,06 - Я;
2) 1,5 - Н;
3) 3,3 - В;
4) 2,6 - И;
5) 21 - Д;
6) 18,4 - М; 7) 40 - А; 8) 0,1 - Н.
Лист №1
1.
Длинный - …
Толстый - …
Вправо - …
Сложение - …
Плюс - …
Вопросы:
1. Как называются эти слова в русском языке?
2. Какое значение имеют слова, стоящие в парах?
2. Решить уравнения:
1) 1 - 4х = 1,5;
2) (1 - m ) : 0,4 = 5;
3) a + 0,1a + 2,3 = 1;
4) = .
3. Графическая модель для изображения “новых” чисел :
Возможное название “новых” чисел -
Возможное обозначение “новых” чисел :
Лист №2
1.
2. Домашнее задание: П. 1, №330, 331, 332, 337.