Особенности методики
Мастерская – это оригинальный способ
организации деятельности учеников в составе
малой группы (7–15 учеников) – при участии
учителя-мастера, инициирующего поисковый,
творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы – элементы
технологии: индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, разрыв,
коррекция, творческое конструирование знания.
Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые, позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.
Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.
Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.
Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы – могучее средство .для стимулирования интереса.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция..
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Творчество. Мастерская дает ученикам творческий “опыт дерзновения”, а не “опыт послушания”. В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера – акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
Позиция ведущего мастера – это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.
Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.
Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:
– студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);
– погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину) – занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу “интенсива”, которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;
– цикловый метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.
Факультативное занятие в 6-м классе “Геометрия вокруг нас”
Цели:
- знать свойства и формы геометрических фигур и уметь применять их на практике;
- развивать познавательный интерес к предмету геометрии, вовлечение в активную позицию, интеллектуальную и теоретическую деятельность;
- развивать наблюдательность, фантазию, логическое мышление, ориентироваться в новых ситуациях;
- продолжить формирование у учащихся чувства коллективизма, внимания к лкружающим, стремление к знаниям, чувство патриотизма и долга.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Оборудование: модели геометрических тел, фигур, туеса, развертки геометрических фигур.
Эпиграф:
Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия.
Ле Корбюзье
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Устные упражнения
1 .Что окружает нас вокруг?
2. А как называется наука, изучающая свойства
геометрических фигур.
3.Какие геометрические фигуры вы знаете? Покажите
на моделях и как они называются.
4. Покажите пирамиду, цилиндр, призму.
5. Возьмите в руки цилиндр и конус, что общего?
Различие?
6. Угадать на ощупь фигуры с закрытыми глазами.
7. Угадать фигуры, развертки которых изображены
на рисунках.
Ш. Проверка домашнего задания
Творческий отчет. Изготовление изделий из бересты, применяя свойства и формы геометрических фигур. (Приложение 1)
1. Выставка из бересты: туеса, плетеные предметы
цилиндрической формы.
2. Выпечка: печенье, торты, имеющие форму
геометрических фигур и тел.
3. Сочинения о применении форм геометрических
фигур.
4. Рисунки на применение форм геометрических
фигур в строительстве зданий города Мариинска. (Приложение 2)
IV. Беседа о применении геометрических фигур
Учитель. Еще в глубокой древности
первые геометрические понятия возникли в
доисторические времена.
Разные формы материальных тел наблюдал человек в
природе. Формы растений и животных, гор и
извилины рек.
Однако человек не только пассивно наблюдал
природу, но и практически осваивал и использовал
ее богатства. В процессе практической
деятельности он накапливал геометрические
сведения. Геометрические знания примерно в
объеме средней школы были изложены еще 2200 лет
назад “в началах” Евклида. Конечно, изложение
“в началах” не могли быть созданы одним ученым.
Известно, что Евклид в своей работе опирался на
труды десятков предшественников, среди которых
были Фалес, Пифагор, Демокрит, и др.
Геометрия широко применялась на практике и в
древности и по настоящее время (показываются
различные наглядности строений, мостов, детских
рисунков и т.д.).
Геометрию надо знать и рабочему, и инженеру, и
архитектору, и художнику…
Геометрию и надо знать всем школьникам, которые
изучают Евклидову геометрию.
“... С тех пор, как Евклид написал свои “Элементы
геометрии” не нашлось никого, кто бы их отверг”.
(Гассенди П.)
Чтобы строить различные сооружения, здания,
мосты нужно знать геометрию.
– И вот сегодня на занятиях вы покажите, а как вы умеете применять геометрию на практике. Чтобы еще раз доказать свое умение и знание о геометрических фигурах. Свойства и формы каких геометрических фигур и тел вы будите применять? (Цилиндров, а для украшения квадраты, прямоугольники, круг, ромбы, параллелограммы ...)
– Как называются предметы, изделия из бересты, имеющие форму цилиндра? (Туес)
V. Практическая часть
– Вам нравится заниматься туесами? А кто в Мариинске знаменитый мастер по туесам? Ну а теперь наша практическая часть, вы показываете свое творчество гостям, которые приглашены на открытый урок. Это плетение предметов цилиндрической формы, изготовление туесов, обработка бересты, нанесение узоров на бересту, тиснение, изготовление донышек и крышек к туесам, изготовление поясков, пробивание замка к туесу, нарезание березовых полосок для плетения, оплетка туеса, крепление боковой поверхности туеса к донышку, нанесение рисунка на туес, обтачивание крышек и донышек к туесам (соблюдение правил по технике безопасности).
Весь класс выполняет работу из бересты, применяя свойства геометрических фигур (Приложение 3).
VI. Итог урока
– Какая тема факультативного занятия? (“Геометрия вокруг нас”)
– Какие цели были на занятиях? (Знать свойства геометрических фигур и уметь применять их на практике)
– Покажите, ребята свои звезды, которые вы получили за свою работу...
– Молодцы, каждый из вас получил по
звезде, значит вы все знаете свойства
геометрических фигур и умеете применять их на
практике.
Так может быть есть среди геометрических фигур
более важные и главные?
СПОР
Пьеса
Как-то раз в одном геометрическом городе, на одной геометрической улице встретились две пространственные фигуры с двумя плоскими. Разговор начал круг.
Круг. Здравствуйте, мистер прямоугольник! Хороший сегодня день, не правда ли?
Прямоугольник. Да, денек сегодня выдался замечательный.
Конус. Приветствую Вас, мистер Прямоугольник!
Прямоугольник. Вас так же, мистер Конус!
Фигуры хорошо начали этот день, и все было бы прекрасно, если бы не возник спор о том, кто лучше. Фигуры начали хвастаться.
Конус. Заявляю, что я самый красивый, у меня самый красивый наряд!
Круг (насмешливо). Подумаешь! 3ато мы, плоские фигуры, любим играть в прятки, и нас еще никто ни разу не нашел!
Призма. Это почему же?!
Круг. Если нас посмотреть сбоку, то нас невозможно увидеть, у нас совсем совсем нет толщены. А если на нас посмотреть сверху, то нас тоже не видно, правда, для этого мы должны быть одного цвета с тем, на чем лежим. Например, стол желтый и я, круг – желтый. Лягу на стол (ложится), и никто меня не видит!
Конус. Подумаешь, важности какие в прятки играть! Зато я умею кататься вокруг своей машины. Это очень красиво!
Прямоугольник. Да, красиво. А мы, плоские фигуры, играем большую роль в развертках ваших поверхностей, господа пространственные фигуры!
Цилиндр (немного недоверчиво). И в моей?
Прямоугольник. Развертка цилиндра состоит из двух кругов...
Круг. Это я!
Прямоугольник. ... И из прямоугольника.
Круг (показывает на прямоугольник). Это он!
Так фигуры и ссорились бы весь день, если бы не вмешался Мудрый Шар.
Вывод. Нет фигур хуже и лучше. Все фигуры важны и нужны, и у каждой свое предназначение и спорить тут нечего, а вам в школе – ученикам нужно изучать свойства всех геометрических фигур на плоскости в пространстве и уметь применять их в жизни на практике.
VII. Домашнее задание.
Принести изделия из бересты, повторить все о цилиндре и доделать поделки. (Приложение 4)
Литература
1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. – 1997. – № 1
2. Окунев А. Как учить не уча. – Спб.: Питер-Пресс, 1996.
3. Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. — Спб, 1995.