Форма проведения урока: урок-сказка “Путешествие Незнайки в математическом городе”.
Цели урока:
- закрепить умения построения точек на координатной плоскости и умения находить координаты точек, построенных на плоскости;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре;
- развивать аккуратность при выполнении рисунков.
Оборудование:
- кукла-Незнайка,
- машина,
- магнитофон,
- песня Незнайки,
- ракета для карусели,
- координатная плоскость,
- цветные точки,
- листочки для диктанта,
- копирка,
- карточки,
- выставка рисунков на мягкой доске,
- кнопки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся. Объявление темы, целей, формы проведения урока.
Учитель: - Однажды на уроке математики Незнайка заснул, и снится ему сон, что его друзья-коротышки опять собрались в путешествие. Незнайка побежал к машине, но оказалось, что поедет только тот, кто ответит на вопросы Знайки. Ребята, а вы хотите поехать?…
II. Актуализация прежних знаний.
Фронтальный опрос учащихся (отвечают устно):
1. Что называется координатной плоскостью?
2. Как называется горизонтальная ось?
3. Дайте название вертикальной оси.
4. Как называется точка пересечения числовых прямых?
5. Два числа, задающие положение точки на координатной плоскости, называются…
6. Как называется первое число? Второе?
7. Нумерация координатных углов, знаки абсциссы и ординаты точки по четвертям.
Диктант. Учащиеся записывают ответы на вопросы учителя, задаваемые в другом порядке. Диктант пишется под копирку. Один экземпляр сдается учителю. Второй проверяем в классе, выставляем себе оценки. Подводим итоги, кто поедет в путешествие.
(Звучит песня Незнайки)
Записываем число и тему урока в тетрадь, изображаем координатную плоскость.
III. Отработка навыков построения точек на координатной плоскости.
Учитель: - Мы перед воротами математического города. На воротах кодовый замок, который можно открыть только верным построением шести точек на координатной плоскости. Точки Т (4;4), А (2;0), К (-2;3), У (0;1), Р (-3;-2), Е (3;-3).
Один ученик выполняет задание на координатной плоскости, отмечая точки цветными кружками на доске, остальные выполняют задание в тетради.
Учитель: - Ворота открылись, и мы попали в сказочный парк, в котором свободно гуляют разные звери. Оказывается, и Незнайка с нами. Вот он мелькнул и убежал. Давайте погуляем по парку и посмотрим, кому из вас посчастливится сегодня увидеть сказочных зверей.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют построение точек по индивидуальным карточкам, отмечая точки сверху вниз по столбцам и соединяя их последовательно друг за другом, получают рисунок животного.
1 карточка
2 карточка
3 карточка
После выполнения самостоятельной работы на доске вывешиваются рисунки, которые должны получиться у ребят.
Учитель: - А где же Незнайка? Что он увидел? Хотите узнать?
V. Отработка навыков нахождения координат точек, построенных в координатной плоскости.
Один человек у доски, остальные в тетради записывают в столбик координаты точек, которые были построены перед входом в математический город в следующем порядке:
- Точка, которая находится в третьем углу.
- Точка на оси абсцисс.
- Точка из второго координатного угла.
- Возьмите точку в четвертом углу.
- А теперь – в первом.
- Точка на оси ординат.
Учитель: - А теперь по-русски прочитаем слово, которое получилось у нас в столбике.
Ученики (хором читают): - РАКЕТУ!
Учитель: - Прокатимся с Незнайкой на карусели? (Вывешивается на карусель ракета с Незнайкой)
VI. Физкультминутка. Игра “Ракета”.
VII. Просмотр творческих работ учащихся.
Учитель: - Хорошо отдохнули? Продолжим путешествие? Кто желает на выставку? Чтобы определить, где она находится, найдите точку пересечения отрезков АВ и CD, где А (-3;7), В (6;0), С (-4;-1), D (3;6).
Ученики выполняют построение в тетради и находят точку К (1;4).
Учитель: - Хорошо!!! Выставка находится в кабинете № 14, то есть в нашем кабинете. Давайте посмотрим ее.
Показ рисунков учащихся прошлых лет.
VIII. Домашнее задание.
Учитель: - Незнайке так понравились работы ребят, что он даже в ладоши захлопал и… проснулся. Оказывается, он на уроке математики и пришло время открыть дневник и записать домашнее задание. Записываем задание на следующий урок: выполнить творческую работу на координатной плоскости.
IX. Итог урока.
Ребята подводят итог своей работы на уроке, изображая “мордашку” соответствующую их настроению.