Пояснительная записка
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы внеурочной деятельности обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у детей с ОВЗ носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.
Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза,развитие лексического запаса и грамматического строя речи, формирование связной речи, развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики, совершенствование зрительного анализа и синтеза, развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания, расширение объема зрительной и слуховой памяти, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений,способность к запоминанию, способность к переключению внимания, воспитание навыков и приемов самоконтроля, формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности « Мелодия звуков» в 1 классе отводится 99 часа, из расчета 3 ч в неделю.
Общая характеристика учебного курса
Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) увязывают с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах, включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы. Учитывая быструю утомляемость детей ОВЗ, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Программа внеурочной деятельности «Мелодия звуков» направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).
Занятия индивидуальные, проводятся 3 раза в неделю, отводится 20 минут. занятия проводятся с учеником, нуждающимся в постановке или коррекции звуков. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.
У детей с ОВЗ нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы.
Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.
Результаты изучения курса
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: Артикуляторные: хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Содержание программы
Коррекция нарушений звукопроизношения (16 ч)
1. Обследование учащихся
2. Упражнения на развитие ритма
3. Упражнения на развитие дыхания
4. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
5. Упражнения на развитие артикуляционной моторики
6. Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (39 ч)
7. Звук А
8. Звук У
9. Звук Ы
10. Звук О
11. Звук И
12. Звук Э
13. Губной согласный П
14. Губной согласный Б
15. Губной согласный М
16. Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия
17. Переднеязычные согласные. Звук Т, Д
18. Звук Н
19. Губно-зубные согласные. Звук В, Ф
Коррекция произношения свистящих звуков (9ч)
20. Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ
21. Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ
22. Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц
Коррекция произношения шипящих звуков (18 ч)
23. Постановка и автоматизация звуков Ж-Ш
24. Постановка и автоматизация звуков Ч -Щ
25. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ
26. Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ
27. Звуки Р - РЬ
28. Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ
Коррекция произношения заднеязычных звуков (12 ч)
29. Постановка и автоматизация звуков К – КЬ
30. Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ
31. Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ
32. Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ
Обобщение материала (5 ч)
33. Повторение пройденного материала
34. Итоговый урок
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Коррекция нарушений звукопроизношения |
16 |
2 |
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) |
39 |
3 |
Коррекция произношения свистящих звуков |
9 |
4 |
Коррекция произношения шипящих звуков |
18 |
5 |
Коррекция произношения заднеязычных звуков |
12 |
6 |
Обобщение материала |
5 |
|
Итого: |
99 |
Тематическое планирование курса «Мелодия звуков». 1 класс
| № | Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания уроков |
Коррекция нарушений звукопроизношения (16 ч) |
|||
1 |
Обследование учащихся |
1 |
|
2 |
Упражнения на развитие ритма |
3 |
Знакомство с понятием ритм. Выполнение |
3 |
Упражнения на развитие дыхания |
3 |
Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры сиспользованием ваты, листа бумаги. |
4 |
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса |
3 |
Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями. |
5 |
Упражнения на развитие артикуляционной моторики |
3 |
Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы. |
6 |
Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания |
3 |
Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дид. пособия. |
Уточнение артикуляции сохранных звуков (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (39ч) |
|||
7 |
Звук А |
3 |
Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами арбуз, апельсин. |
8 |
Звук У |
3 |
Уточнение артикуляции [у]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами улитка, утка. |
9 |
Звук Ы |
3 |
Уточнение артикуляции [ы]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами сыр, мышь. |
10 |
Звук О |
3 |
Уточнение артикуляции [о]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами окно, очки. |
11 |
Звук И |
3 |
Уточнение артикуляции [и]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами игла, индюк |
12 |
Звук Э |
3 |
Уточнение артикуляции [э]. Называние слов с данной буквой. Составление словосочетаний со словами Эльза, экскаватор. |
13 |
Губной согласный П |
3 |
Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух. |
14 |
Губной согласный Б |
3 |
Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон. |
15 |
Губной согласный М |
3 |
Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска. |
16 |
Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия. |
3 |
Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр. Выполнение упражнений. Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр. |
17 |
Переднеязычные согласные. |
3 |
Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело. Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед. |
18 |
Звук Н |
3 |
Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки. |
19 |
Губно-зубные согласные |
3 |
Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка. Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин. |
Коррекция произношения свистящих звуков (9 ч) |
|||
20 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ |
3 |
Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация соль-сила. |
21 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ |
3 |
Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация зонт-Зина. |
22 |
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц |
3 |
Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь. |
Коррекция произношения шипящих звуков (18 ч) |
|||
23 |
Постановка и автоматизация звуков Ж-Ш |
3 |
Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
24 |
Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ |
3 |
Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. |
25 |
Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ |
3 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ. |
26 |
Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ |
3 |
Изучение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
27 |
Звуки Р - РЬ |
3 |
Изучение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
28 |
Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ. |
3 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
Коррекция произношения заднеязычных звуков (12 ч) |
|||
29 |
Постановка и автоматизация звуков К – КЬ. |
3 |
Изучение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
30 |
Постановка и автоматизация звуков Г - ГЬ |
3 |
Изучение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
31 |
Постановка и автоматизация звуков Х – ХЬ |
3 |
Изучение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой. |
32 |
Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ |
3 |
Закрепление правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами. |
Обобщение материала(5 ч) |
|||
33 |
Повторение пройденного материала |
4 |
Повторение пройденных звуков и букв. Алфавит. Называние слов с пройденными буквами, |
34 |
Итоговый урок |
1 |
Обобщение пройденного материала |
Учебно-методический комплект
Дополнительная литература
- Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся нач.классов»:пособие для логопеда/ М.: Гумантар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Л.П.Успенская, М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»: Кн.для учащихся. В 2-х частях/ М.: Просвещение: АО «Учеб.лит», 1995.
- Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19), 2007. М.: Издательский дом «Образование плюс».
- Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство–пресс, 1999.
- Дидактический демонстрационный и раздаточный материал.