Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников с ОВЗ

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Один день из жизни детского сада

Ключевые слова: синквейн


Что такое синквейн?

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определенными правилами.

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Но чтобы глубже понять суть синквейна начнем с самого начала.

История синквейна

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка.

Собственно восточные стихотворения хокку и танка роднит с синквейном принцип строгого деления стиха на строчки.

Кем и для чего используется?

Синквейн в своей практике успешно используется учителями и преподавателями при проведении уроков литературы, русского языка, ОБЖ, истории, биологии, химии, физики, экономики, юриспруденции, изучении иностранных языков и даже математики. И это далеко неполный перечень предметов, в которых используют синквейны для обучения и проверки знаний школьников и студентов.

Также написание синквейнов используются и в других областях, синквейны пишут у психологов при определении психологического портрета, при воспитании этики, морали, патриотизма у детей, и даже у профессиональных врачей логопедов.

«Использование технологии Синквейн» в речевом развитии дошкольников

Практика нашей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ показала, что синквейн можно использовать в качестве эффективного средства.

Этот метод позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности при составлении рассказа по картинке, пересказе прочитанного. Детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому воздействие учителя-логопеда и воспитателя при развитии речи воспитанников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Синквейн используется как метод развития образной речи, активизирующий познавательную деятельность и способствующий развитию речи. Позволяет быстро получить результат.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Педагоги используют данный метод при работе над развитием лексико-грамматического строя речи, при этом составляется синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывается образец.

Синквейн – это не только способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

  • Закрепляет знания детей об окружающем мире.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.
  • Формирует грамматический строй.
  • Помогает наиболее полно и точно выразить свою мысль. Оформить мысль в виде предложения.
  • Подготавливает к составлению описательного рассказа.
  • Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
  • Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.
  • Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
  • Содержит игровой момент.
  • Помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
  • Доступен для большинства детей, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому мы начинаем с уточнения, расширения и активизации словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением.

У детей увеличивается словарный запас, они учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание.

Сначала детям с трудом удавалось сочинить синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом данный метод понравился ребятам, и они стали сочинять синквейны без помощи.

Правила написания синквейна

  • 1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
  • 2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
  • 3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
  • 4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
  • 5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

  • Условные обозначения:
  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные)

Примеры

1. Корова
2. Добрая, большая.
3. Дает молоко, пасется, гуляет.
4. Корова дает вкусное молоко.
5. Домашнее животное

1. Лошадь
2. Красивая, высокая
3. Возит грузы, скачет, радует детей.
4. Лошадь возит тяжелые грузы.
5. Домашнее животное.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

- Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

  1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  3. Составь «Синквейн по образцу»
  4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
  7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый - пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

  1. «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
  2. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
  3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
  4. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
  5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн».

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Таким образом составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержание, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и активизации словарного запаса, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме.