Открытый урок по теме "Домашние птицы" в средней группе детей с ОНР

Разделы: Логопедия, Один день из жизни детского сада

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, дети с ОНР


Цели:

1. Коррекционно-образовательные цели:

  • Актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными).
  • Совершенствование навыков диалогической речи.

2. Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие целостного восприятия.
  • Развитие мышления.
  • Развитие произвольного внимания.
  • Развитие мелкой моторики.

3.Коррекционно-воспитательные цели:

  • Развитие межличностных отношений в детском коллективе.
  • Воспитание любви к живой природе.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: макет «Птичьего двора», набор картинок для фланелеграфа «Домашние птицы» (гусь, гусыня, гусёнок, курица, петух, цыплёнок, утка, селезень, утёнок, индюк, индюшка, индюшонок), «Дорожки со следами птиц», «Бассейн с утятами», большая разрезная картина «Петух», набор каточек-схем для составления рассказа-описания.
  • Раздаточный материал: Шапочки на голову с изображением домашних птиц (петух, утка, гусь, курица, индюк), зашумлённые картинки, цветные карандаши, перья домашних птиц.
  • Аудиозаписи: голоса домашних птиц, музыка для физкультминутки «Танец Весёлых утят», «Мы весёлые цыплята».

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в линейку.

Логопед: Дети, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь с ними, (дети поворачиваются лицом к гостям и хором говорят: «Здравствуйте».

Логопед: А теперь пожелаем друг другу доброго утра.

Логопед протягивает мячик ребёнку, ребёнок предает мяч своему соседу сословами: «Доброе утро, Вася» и т.д.

Последний ребёнок протягивает мяч логопеду и все дети хором произносят:

- Доброе утро, Оксана Владимировна!

2. Повторение пройденного материала

Дети садятся за столы. Перед ними на столах макет, на которой изображён птичий двор.

Логопед: Посмотрите на макет, что на нём изображено?

Дети: Птичий двор.

Логопед: Кто живёт на птичьем дворе?

Дети: Домашние птицы.

(Если дети затрудняются сразу назвать обобщающее слово, то логопед задаёт дополнительный вопрос: «Как, одним словом назвать птиц на картине?»

Дети отвечают: «Это домашние птицы».)

Логопед: Почему их называют домашними?

Дети: Потому, что они живут рядом с человеком и человек заботиться о них.

Логопед: Расскажите, как человек заботиться о домашних птицах?

Дети: Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики (можно уточнить названия птичьих домиков: курятник, птичник).

Логопед: Скажите, какую пользу человеку приносят домашние птицы?

Дети: Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.

3. Игра «Волшебные превращения»

Отгадывание загадок по теме.

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. Вы будите превращаться в домашних птичек. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей. А группа наша будет птичьим двором.

Дети отгадывают загадки. Логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки.

Логопед: Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки...

1-й ребёнок: Это гусь.

Логопед: Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает...

2-й ребёнок: Это курица.

Логопед: Ходит болбочет, на всех страх наводит...

3-й ребёнок: Это индюк.

Логопед: Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это?.

4-й ребёнок: Это уточка.

Логопед: Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь, кто это?...

5-й ребёнок: Это гусь.

Логопед: Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. Ягорластый...

6-йребёнок: Это петушок.

Логопед: А кто ухаживает за птицами на птичьем дворе?

Дети: Птичница.

Логопед: Я сегодня буду птичницей.

4. Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу»

Дети прослушивают аудио кассету с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда.

Логопед: Чей голос вы слышите?

Ребёнок: Я слышу голос петуха (гуся, курицы, индюка, утки, цыплят).

5. Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Логопед: А теперь птички мне хотелось бы услышать, как вы умеете разговаривать.

Дети становятся в круг.

  • Вася – петушок
  • Олег – гусь
  • Маша – гусыня
  • Надя – курица
  • Лена – уточка
  • Миша – индюк

Логопед: Я по кругу иду птичку выбрать хочу.

Логопед: Ты кто?

Ребёнок: Я петушок.

Логопед: Петушок, спой нам песенку.

Ребёнок: Кукареку!

Логопед: Надя, что петух делает?

Ребёнок: Петух кукарекает.

Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц:

  • утка – кря-кря - крякает;
  • индюк – бл-бл-болбочет;
  • курица-куд-куда- кудахчет;
  • гусь-га-га-гагочет.

6. Д/и « Зашумлённые изображения»

Логопед предлагает детям изображение детёнышей домашних птиц, спрятанных на фоне травы (камыша, забора и т.д.) Ребёнок должен найти птенцов, обвести и раскрасить.

Логопед: Кого вы нашли и раскрасили на картинке?

Ребёнок: Я нашёл и раскрасил цыплёнка (утёнока, гусёнока, индюшонока).

7. Дидактическая игра «Детки потерялись»

Логопед: Детёныши на картинке ожили и решили поиграть со своими мамами в прятки.

Логопед вместо зашумлённой картинки, раздает детям картинку для фланелеграфа, с изображением детёныша домашней птицы.

Логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослых птиц.

Логопед говорит: «Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!». Дети с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов. Каждый ребёнок выходит к доске и ставит рядом с мамой своего птенца.

Стихи-подсказки

Логопед:

Шею вытянул гусенок,
озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
под крыльцом нашла...

Ребёнок: Гусыня.

Логопед: Кто у гусыни?

Ребёнок: У гусыни гусёнок.

Ребёнок ставит гусёнка рядом с гусыней на фланелеграфе.

Логопед: Молодец, нашёл гусёнок свою маму.

Логопед:

Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла...

Ребёнок: Индюшка.

Логопед: Кто у индюшки?

Ребёнок: У индюшки индюшонок.

Ребёнок ставит индюшонка рядом с индюшкой на фланелеграфе.

Логопед:

Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама ...

Ребёнок: Утка.

Логопед: Кто у утки?

Ребёнок: У утки утёнок.

Ребёнок ставит утёнка рядом с уткой на фланелеграфе.

Логопед:

Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама...

Ребёнок: Курица.

Логопед: Кто у курицы?

Ребёнок: У курицы цыплёнок.

Ребёнок ставит цыплёнка рядом с курицей на фланелеграфе.

На доске пары: мама курица и цыплёнок, мама утка и утёнок, мама индюшка и индюшонок, мама гусыня и гусёнок.

Логопед: Дети, а скажите, полные ли у нас получились семьи? Кажется, кого-то не хватает в птичьих семейках?

Дети: Не хватает пап!

Логопед: Кого нет у утки и утёнка?

Дети: У утки и утёнка нет селезня (гуся, петуха, индюка).

Логопед: Вот теперь все в сборе.

8. Игра «Волшебные дорожки»

Логопед предлагает детям выйти из-за своих столов и пройти на ковер.

Логопед: Посмотрите, ребята, домашние птицы оставили свои следы.

Пройдите к пруду, каждый по своей дорожке.

Под музыкальное сопровождение дети-птички по своим дорожкам идут к бассейну.

Логопед: Вася, почему ты выбрал широкую дорожку?

Ребёнок: Я выбрал широкую дорожку, потому что на ней видны коготки.

Логопед: Миша, почему ты выбрал узкую дорожку?

Ребёнок: Я выбрал узкую дорожку, потому что на ней видны лапки с перепонками.

9. Игра «Весёлые утята»

Логопед предлагает детям помочь маленьким утятам переплыть на другой берег.

Логопед даёт инструкцию: «А сейчас мы превратимся в ветер и поможем утятам переплыть на другой берег».

Дети дуют на воду бассейна, тем самым, заставляя утят плыть.

Логопед: Лена, посчитай, сколько всего утят плавают в пруду.

Ребенок: Один утёнок, два утёнка, три утёнка, четыре утёнка, пять утят, шесть утят.

10. Физкультминутка

Логопед: «А сейчас на птичьем дворе танцы. Пойдемте, танцевать!»

а) Дети изображают движения домашних птиц.

б) Танец «Веселых утят».

11. Игра «Чьи перья?»

Логопед: Во время танцев, каждая птичка обронила пёрышко. Догадайтесь, чьи перья у меня в руках.

Логопед поднимает вверх по одному перу и задает вопрос: Чьё это перо? Хозяин пера поднимает руку и отвечает:

- Это мое перо – гусиное.

Так отвечают все дети по очереди (петушиное, куриное, утиное, индюшиное).

12. Д/и «Собери картинку»

Логопед: У меня здесь части картины, на которой изображена одна из домашних птиц. Соберите картину и назовите птичку.

Дети складывают картинку с изображением петуха.

13. Дидактическая игра «Опишите птичку»

Логопед: Какие вы молодцы, как хорошо справились с заданием .Кто же у вас получился на картинке?

Дети: Это петух.

Логопед: Какие слова-признаки вы можете подобрать о петухе? Петух, какой?

Дети: Красивый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый, и т.д.

Логопед: Что петух умеет делать?

Дети: Петь, ходить, бегать, спать, кукарекать и т.д.

Приходит Почтальон Печкин.

Печкин: Ребята, я принёс от Незнайки посылку для Петушка. Кто из вас Петушок?

Ребёнок: Я Петушок.

Печкин: Незнайка сказал отдать лично Петушку в руки, а чтобы я не ошибся, к посылке приложил записку, где всё про этого Петушка написано. Сейчас я вам её прочту.

Печкин: Петушок живёт в лесу и поёт «ку-ку-ку-ку».

Дети: Нет не правильно! Петушок живёт на птичьем дворе и поёт кукареку.

Печкин: У петуха плоский клюв, зелёный гребешок, длинная шея.

Дети: Нет не правильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.

Печкин: Пёрышки у петушка разноцветные.

Дети: Правильно. Пёрышки у петушка разноцветные.

Печкин: У петушка две красные лапки с перепонками.

Дети: Нет, не верно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.

Печкин: У петуха четыре крыла и летает он высоко.

Дети: Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.

Печкин: Петух лакает молоко и ищет червячков.

Дети: Нет, петушок клюёт зерно, ищет червячков в земле.

Печкин: У петушка и курочки много жёлтеньких пушистых утят.

Дети: Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых цыплят.

Печкин: За петушком ухаживает швея. Так ли это?

Дети: Нет, не верно. За петушком ухаживает птичница.

Печкин: Как она за ним ухаживает?

Дети: Она даёт ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.

Печкин: От петушка человек получает яйца и шерсть.

Дети: Нет, не верно. От петушка человек получает вкусное мясо и мягкие перья.

Печкин: Какие вы молодцы, не удалось мне вас запутать. Ох, придётся вам отдать посылку.

Печкин отдаёт петушку посылку.

14. Итог занятия

Логопед: Ребята, в каких птиц мы сегодня с вами превращались?

Дети: Мы превращались в домашних птиц.

Логопед: Давайте заглянем в посылку и посмотрим, что же передал Незнайка петушку.

Логопед предлагает петушку поделиться со всеми детьми шоколадными яйцами.