Цели:
1. Коррекционно-образовательные цели:
- Актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы».
- Совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными).
- Совершенствование навыков диалогической речи.
2. Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие целостного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие мелкой моторики.
3.Коррекционно-воспитательные цели:
- Развитие межличностных отношений в детском коллективе.
- Воспитание любви к живой природе.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: макет «Птичьего двора», набор картинок для фланелеграфа «Домашние птицы» (гусь, гусыня, гусёнок, курица, петух, цыплёнок, утка, селезень, утёнок, индюк, индюшка, индюшонок), «Дорожки со следами птиц», «Бассейн с утятами», большая разрезная картина «Петух», набор каточек-схем для составления рассказа-описания.
- Раздаточный материал: Шапочки на голову с изображением домашних птиц (петух, утка, гусь, курица, индюк), зашумлённые картинки, цветные карандаши, перья домашних птиц.
- Аудиозаписи: голоса домашних птиц, музыка для физкультминутки «Танец Весёлых утят», «Мы весёлые цыплята».
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре в линейку.
Логопед: Дети, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь с ними, (дети поворачиваются лицом к гостям и хором говорят: «Здравствуйте».
Логопед: А теперь пожелаем друг другу доброго утра.
Логопед протягивает мячик ребёнку, ребёнок предает мяч своему соседу сословами: «Доброе утро, Вася» и т.д.
Последний ребёнок протягивает мяч логопеду и все дети хором произносят:
- Доброе утро, Оксана Владимировна!
2. Повторение пройденного материала
Дети садятся за столы. Перед ними на столах макет, на которой изображён птичий двор.
Логопед: Посмотрите на макет, что на нём изображено?
Дети: Птичий двор.
Логопед: Кто живёт на птичьем дворе?
Дети: Домашние птицы.
(Если дети затрудняются сразу назвать обобщающее слово, то логопед задаёт дополнительный вопрос: «Как, одним словом назвать птиц на картине?»
Дети отвечают: «Это домашние птицы».)
Логопед: Почему их называют домашними?
Дети: Потому, что они живут рядом с человеком и человек заботиться о них.
Логопед: Расскажите, как человек заботиться о домашних птицах?
Дети: Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики (можно уточнить названия птичьих домиков: курятник, птичник).
Логопед: Скажите, какую пользу человеку приносят домашние птицы?
Дети: Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.
3. Игра «Волшебные превращения»
Отгадывание загадок по теме.
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. Вы будите превращаться в домашних птичек. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей. А группа наша будет птичьим двором.
Дети отгадывают загадки. Логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.
Загадки.
Логопед: Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки...
1-й ребёнок: Это гусь.
Логопед: Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает...
2-й ребёнок: Это курица.
Логопед: Ходит болбочет, на всех страх наводит...
3-й ребёнок: Это индюк.
Логопед: Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это?.
4-й ребёнок: Это уточка.
Логопед: Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь, кто это?...
5-й ребёнок: Это гусь.
Логопед: Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. Ягорластый...
6-йребёнок: Это петушок.
Логопед: А кто ухаживает за птицами на птичьем дворе?
Дети: Птичница.
Логопед: Я сегодня буду птичницей.
4. Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу»
Дети прослушивают аудио кассету с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда.
Логопед: Чей голос вы слышите?
Ребёнок: Я слышу голос петуха (гуся, курицы, индюка, утки, цыплят).
5. Дидактическая игра «Кто как голос подает»
Логопед: А теперь птички мне хотелось бы услышать, как вы умеете разговаривать.
Дети становятся в круг.
- Вася – петушок
- Олег – гусь
- Маша – гусыня
- Надя – курица
- Лена – уточка
- Миша – индюк
Логопед: Я по кругу иду птичку выбрать хочу.
Логопед: Ты кто?
Ребёнок: Я петушок.
Логопед: Петушок, спой нам песенку.
Ребёнок: Кукареку!
Логопед: Надя, что петух делает?
Ребёнок: Петух кукарекает.
Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц:
- утка – кря-кря - крякает;
- индюк – бл-бл-болбочет;
- курица-куд-куда- кудахчет;
- гусь-га-га-гагочет.
6. Д/и « Зашумлённые изображения»
Логопед предлагает детям изображение детёнышей домашних птиц, спрятанных на фоне травы (камыша, забора и т.д.) Ребёнок должен найти птенцов, обвести и раскрасить.
Логопед: Кого вы нашли и раскрасили на картинке?
Ребёнок: Я нашёл и раскрасил цыплёнка (утёнока, гусёнока, индюшонока).
7. Дидактическая игра «Детки потерялись»
Логопед: Детёныши на картинке ожили и решили поиграть со своими мамами в прятки.
Логопед вместо зашумлённой картинки, раздает детям картинку для фланелеграфа, с изображением детёныша домашней птицы.
Логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослых птиц.
Логопед говорит: «Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!». Дети с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов. Каждый ребёнок выходит к доске и ставит рядом с мамой своего птенца.
Стихи-подсказки
Логопед:
Шею вытянул гусенок,
озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
под крыльцом нашла...
Ребёнок: Гусыня.
Логопед: Кто у гусыни?
Ребёнок: У гусыни гусёнок.
Ребёнок ставит гусёнка рядом с гусыней на фланелеграфе.
Логопед: Молодец, нашёл гусёнок свою маму.
Логопед:
Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла...
Ребёнок: Индюшка.
Логопед: Кто у индюшки?
Ребёнок: У индюшки индюшонок.
Ребёнок ставит индюшонка рядом с индюшкой на фланелеграфе.
Логопед:
Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама ...
Ребёнок: Утка.
Логопед: Кто у утки?
Ребёнок: У утки утёнок.
Ребёнок ставит утёнка рядом с уткой на фланелеграфе.
Логопед:
Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама...
Ребёнок: Курица.
Логопед: Кто у курицы?
Ребёнок: У курицы цыплёнок.
Ребёнок ставит цыплёнка рядом с курицей на фланелеграфе.
На доске пары: мама курица и цыплёнок, мама утка и утёнок, мама индюшка и индюшонок, мама гусыня и гусёнок.
Логопед: Дети, а скажите, полные ли у нас получились семьи? Кажется, кого-то не хватает в птичьих семейках?
Дети: Не хватает пап!
Логопед: Кого нет у утки и утёнка?
Дети: У утки и утёнка нет селезня (гуся, петуха, индюка).
Логопед: Вот теперь все в сборе.
8. Игра «Волшебные дорожки»
Логопед предлагает детям выйти из-за своих столов и пройти на ковер.
Логопед: Посмотрите, ребята, домашние птицы оставили свои следы.
Пройдите к пруду, каждый по своей дорожке.
Под музыкальное сопровождение дети-птички по своим дорожкам идут к бассейну.
Логопед: Вася, почему ты выбрал широкую дорожку?
Ребёнок: Я выбрал широкую дорожку, потому что на ней видны коготки.
Логопед: Миша, почему ты выбрал узкую дорожку?
Ребёнок: Я выбрал узкую дорожку, потому что на ней видны лапки с перепонками.
9. Игра «Весёлые утята»
Логопед предлагает детям помочь маленьким утятам переплыть на другой берег.
Логопед даёт инструкцию: «А сейчас мы превратимся в ветер и поможем утятам переплыть на другой берег».
Дети дуют на воду бассейна, тем самым, заставляя утят плыть.
Логопед: Лена, посчитай, сколько всего утят плавают в пруду.
Ребенок: Один утёнок, два утёнка, три утёнка, четыре утёнка, пять утят, шесть утят.
10. Физкультминутка
Логопед: «А сейчас на птичьем дворе танцы. Пойдемте, танцевать!»
а) Дети изображают движения домашних птиц.
б) Танец «Веселых утят».
11. Игра «Чьи перья?»
Логопед: Во время танцев, каждая птичка обронила пёрышко. Догадайтесь, чьи перья у меня в руках.
Логопед поднимает вверх по одному перу и задает вопрос: Чьё это перо? Хозяин пера поднимает руку и отвечает:
- Это мое перо – гусиное.
Так отвечают все дети по очереди (петушиное, куриное, утиное, индюшиное).
12. Д/и «Собери картинку»
Логопед: У меня здесь части картины, на которой изображена одна из домашних птиц. Соберите картину и назовите птичку.
Дети складывают картинку с изображением петуха.
13. Дидактическая игра «Опишите птичку»
Логопед: Какие вы молодцы, как хорошо справились с заданием .Кто же у вас получился на картинке?
Дети: Это петух.
Логопед: Какие слова-признаки вы можете подобрать о петухе? Петух, какой?
Дети: Красивый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый, и т.д.
Логопед: Что петух умеет делать?
Дети: Петь, ходить, бегать, спать, кукарекать и т.д.
Приходит Почтальон Печкин.
Печкин: Ребята, я принёс от Незнайки посылку для Петушка. Кто из вас Петушок?
Ребёнок: Я Петушок.
Печкин: Незнайка сказал отдать лично Петушку в руки, а чтобы я не ошибся, к посылке приложил записку, где всё про этого Петушка написано. Сейчас я вам её прочту.
Печкин: Петушок живёт в лесу и поёт «ку-ку-ку-ку».
Дети: Нет не правильно! Петушок живёт на птичьем дворе и поёт кукареку.
Печкин: У петуха плоский клюв, зелёный гребешок, длинная шея.
Дети: Нет не правильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.
Печкин: Пёрышки у петушка разноцветные.
Дети: Правильно. Пёрышки у петушка разноцветные.
Печкин: У петушка две красные лапки с перепонками.
Дети: Нет, не верно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.
Печкин: У петуха четыре крыла и летает он высоко.
Дети: Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.
Печкин: Петух лакает молоко и ищет червячков.
Дети: Нет, петушок клюёт зерно, ищет червячков в земле.
Печкин: У петушка и курочки много жёлтеньких пушистых утят.
Дети: Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых цыплят.
Печкин: За петушком ухаживает швея. Так ли это?
Дети: Нет, не верно. За петушком ухаживает птичница.
Печкин: Как она за ним ухаживает?
Дети: Она даёт ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.
Печкин: От петушка человек получает яйца и шерсть.
Дети: Нет, не верно. От петушка человек получает вкусное мясо и мягкие перья.
Печкин: Какие вы молодцы, не удалось мне вас запутать. Ох, придётся вам отдать посылку.
Печкин отдаёт петушку посылку.
14. Итог занятия
Логопед: Ребята, в каких птиц мы сегодня с вами превращались?
Дети: Мы превращались в домашних птиц.
Логопед: Давайте заглянем в посылку и посмотрим, что же передал Незнайка петушку.
Логопед предлагает петушку поделиться со всеми детьми шоколадными яйцами.