Цели:
- Закрепление навыка различения и чёткого произношения звуков [П] - [П`] в слогах, словах, фразах.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
- Развитие общей, мелкой моторики и координации речи и движения..
- Закрепление зрительного образа буквы П.
- Обучение звукобуквенному анализу, чтению двухсложных и трёхсложных слов.
- Закрепление правильного употребления притяжательных местоимений мой, моя, мои.
- Обучение подбору слов-признаков к предметам.
- Учить восстанавливать деформированные предложения.
- Развитие памяти, внимания и логического мышления.
- Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога
Оборудование:
Демонстрационный материал: Объёмное изображение Почтальона Печкина; игрушки (петух, попугай, пингвин, пума); посылка с предметами на звуки [П] и [П`] (помидор, пирог, пирожное, апельсин, цепь, капуста, пони, укроп, тапок, хлопушка); письмо от Бабы Яги; карточки для определения позиции звука; звуковые символы; буквы; ребусы с картинками, ребусы с буквами и цифрами; три ключа и сундук с замком.
Раздаточный материал: зеркала, кассы букв, звуковые символы (колпачки), таблички с буквами, бревна со слогами, две разрезанные на четыре части буквы П.
Музыкальное оформление: Фрагменты из песен «Пингвины», «Песенка Красной Шапочки» из кинофильма «Красная Шапочка».
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре в линейку.
Л. Дети, к нам сегодня пришло много гостей, и я хочу их с вами познакомить. А вы мне поможете в этом, будете по цепочке передавать мячик, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Д. Доброе утро Оля. Доброе утро Ваня и т.д. Доброе утро Оксана Владимировна.
Л. Доброе утро, дети. Образуйте круг.
2. Повторение
Дети становятся в круг.
Упр. «Волшебный мешочек».
Дети на ощупь узнают букву и придумывают с этой буквой слово.
Д. Это буква М – машина. Это буква И – иголка и т.д.
3. Сообщение темы занятия
Л. Отгадайте загадку.
Письма нам приносит он.
Кто же это?
Д. Почтальон
Л. Молодцы, правильно почтальон.
Выставляется изображение Почтальона Печкина.
Л. К нам пришёл не обычный почтальон, а из сказки. Какой?
Д. Почтальон Печкин из «Простоквашено».
Логопед выставляет посылку и письмо.
Л. Дети, назовите, что принёс Печкин.
Д. Письмо и посылку.
Л. Какие звуки мы слышим в начале слов: Почтальон Печкин, посылка, письмо?
Д. В этих словах мы слышим звуки [П],[П`].
Л. Догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Д. Мы сегодня будем говорить о звуках [П] и [П`].
4. Характеристика звуков [П], [П`]
Л: Почтальон отдаст вам письмо и посылку, если вы в «зеркальной комнате» правильно произнесёте звуки П-ПЬ и дадите им х-ку.
Дети садятся за столы, где перед каждым зеркало («Зеркальная комната»). Произносят звуки и дают им характеристику.
Д. Звук [П ]нельзя петь и тянуть и воздух встречает преграду (губы), значит звук[ П] согласный. В ушах не звенит – глухой. Произносим звук [П ]твёрдо – твёрдый, обозначаем синим цветом. [ П`] - братец звука [П], он согласный, глухой, но произносим мы его мягко – мягкий, обозначаем зелёным цветом.
Л. Мы помним, что у каждого звука есть свой домик – буква.
Какой домик у звуков [П] и [П.].
Д. Звуки П и П обозначаем буквой П.
5. Дифференциация [П], [П'] в слогах, словах
«Письмо». Дифференциация в слогах.
Л. Письмо откроется, если вы произнесёте за мной волшебное заклинание.
Па-по-пу
Ап-ап-уп
Пи-пе-пё и т.д.
Письмо открывется.
Л. Читает письмо: «Я очень вредная и не образованная, похитила у вас букву П. Ищите букву на острове под пальмой в сундуке закрытом на ключ. Ключ вы получите, если выполните несколько моих заданий. Первое задание находится в посылке. Ваша Баба Яга».
«Посылка». Дифференциация в словах.
Посылку идем открывать на почту. Дети переходят за следующие столы.
Л. Нужно разделить предметы, находящиеся в посылке на две группы со звуком [П ] и звуком [П`].
Л. Отгадайте, кто вам поможет разложить предметы.
Встаёт на заре,
Поёт во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)Чок, чок, пятачок
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Кто это… (поросёнок)
Л. Петушок поможет найти предметы, с каким звуком?
Д. Петух поможет разложить предметы со звуком [П`].
Л. А попугай поможет найти предметы, с каким звуком?
Д. Попугай поможет разложить предметы со звуком [П].
Дети достают по очереди предметы из посылки, называют звук в слове (П или П) и отдают попугаю или петуху.
Пример: Помидор отдадим попугаю т.к. в слове помидор слышим звук [П].
6. Определение позиции звука в слове
Л. Найдите предмет (из посылки), в названии которого звук [П] стоит в начале слова (Помидор, пони). Назовите слово, где звук [П `] в конце слова (Цепь). Где звук [П `] в середине слова? (Апельсин) и т.п.
Л. Молодцы с заданием справились, получите первый ключ.
7. Согласование притяжательных местоимений с сущ. (мой, моя, моё, мои)
Д/И «Жадина».
Петушок и попугай пожадничали и стали делить предметы из посылки, говоря с ошибкой: «Это мой пирожное» «Это моя пенал» и т.д.
Л. Дети, мне кажется, что птицы так заняты дележом, что не замечают своих ошибок. Поправьте их.
Д. Нужно говорить мой пенал, моя цепь, моё пирожное и т.д.
Подбор слов – признаков к словам предметам.
Упражнение «Подари красивое словечко».
Л. Дети поблагодарите помощников, и подарите им красивые слова-признаки.
Д. Попугай - пёстрый, маленький, большеклювый, разговорчивый, умный, веселый и т.п.
Петушок - разноцветный, длиннохвостый, громкоголосый, смелый и т.д.
8. Закрепление зрительного образа буквы, развитие внимания и пространственной ориентации
Л. Вы помните, на поиски, чего мы отправились?
Д. На поиски буквы П.
Л. А вы помните, как выглядит буква П.? Из скольких элементов состоит?
Д. Буква П состоит из трёх палочек.
Д/И «Дорожка».
Л. К следующему заданию ведёт вас «дорожка» усыпанная буквами. Вы должны пройти только по буквам П., лишь тогда сможете приблизиться к острову, где спрятана буква.
Дети друг за другом проходят по дорожке к следующим столам.
Л. Молодцы, справились с заданием, получите второй ключ.
9. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Д\И «Разгадай ребусы».
Дети переходят за следующий стол.
Л. Дорожка привела нас в холодную Антарктиду. Кто обитает здесь?
Д. Пингвины.
Л. Познакомьтесь, это пингвин Пок.
Он поможет раздобыть нам ещё один ключ и укажет нам дорогу, если мы угадаем ребусы.
а) Пингвин предлагает вам составить и прочитать слова по первым буквам картинок. Выложить слова в кассах.
Попугай улитка хлеб (пух)
Павлин аист утка кошка (паук)
Пушка акула помидор аквариум (папа)
На доску выставляются картинки – отгадки.
Какой общий звук в этих словах? (П).
б) Л. Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Составьте из букв и прочитайте слова, которые у вас получились.
А |
П |
М |
А |
Н |
А |
(ПАНАМА) |
2 |
1 |
5 |
4 |
3 |
6 |
|
П |
О |
С |
Н |
(СНОП) |
|
|
4 |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
И |
П |
Н |
О |
(ПИОН) |
|
|
2 |
1 |
4 |
3 |
|
|
|
Сноп-связка сжатых стеблей с колосьями
10. Деление слов на слоги (по картинкам)
Д /и «Телеграф».
Л. Давайте отправим Бабе Яге телеграмму, в которой сообщим все правильные ответы на ребусы.
Л. Просит детей разделить слова на слоги (отхлопать).
Назовите слово, которое состоит из одного слога (суп, паук, сноп), из двух слогов (паук, пион), из трёх слогов (панама).
Л. Молодцы, справились с заданием. Получите ключ.
Пингвин просит ребят на прощание вместе с ним станцевать его любимый танец под музыку.
11.Физ минутка. Танец «Пингвинов»
Звучит песня « Пингвины» («В Антарктиде льдины землю скрыли...») Муз.: Купревич В., Стихи Горохов А.
12. Д/И «Путешествие на плоту»
Л. Пингвин сказал, что Антарктиде буквы П нет.
Давайте вспомним, где Баба Яга спрятала букву.
Д. Баба Яга спрятала букву П под пальмой в сундуке.
Л. А где растут пальмы?
Д. В тёплых странах.
Л. Отправляемся в тёплые страны. Но кругом океан. Как же мы попадём в тёплую страну?
Д. Мы построим плот.
Л. А что такое плот, из чего мы его будем строить?
Д. Плот - скрепленные в несколько рядов брёвна для сплава или переправы на воде. Для плота нам понадобятся брёвна.
Л. Давайте построим плот. Нам понадобятся брёвна. Но брёвна не простые, на каждом написан слог (часть слова). Вы делитесь на две команды. У одной команды слоги - начало слова, у второй команды – конец слова
Дети по очереди выкладывают брёвна со слогами составляют и читают слова. (Пума, паук, пони, пила).
13. Работа с деформированными предложениями
Упр. «Исправь ошибку».
Л. Попугай решил составить предложения из слов, которые прочитали дети. Но что-то у него не очень получилось. Давайте поможем попугаю.
Попугай произносит предложения, а дети исправляют ошибки.
- Паутина плетёт паука. (Паук плетёт паутину)
- Пони катается на детях. (Дети катаются на пони)
- Сок пил Полину из пиалы. (Полина пила сок из пиалы)
- Антилопа напала на пуму. (Пума напала на антилопу)
(?) 14. Работа над предложением. Дети стоят на плоту и изменяют предложения
Я плыву на плоту.
Он плывёт на плоту.
Она плывёт на плоту.
Они плывут на плоту.
Ты плывёшь на плоту.
Вы плывёте на плоту.
Мы плывём на плоту.
14. Звукобуквенный анализ и синтез слова
Упр. «Живые слова».
Дети «приплывают» на остров, где перед ними пальма, а под пальмой на сундуке сидит пума.
Л. Пума просит детей поиграть с ней в игру «живые звуки и буквы». Дети делятся на две команды. Первой команде (4 человека) раздаются таблички с буквами П УМ А, второй команде( 4 чел.) символы звуков (колпачки).
Пума предлагает «буквам» составить слово «пума».
Дети выстраиваются в слово «ПУМА».
Л. А теперь звуки найдут свои домики – буквы . Каждый «звук» ищет свою букву и одевает ей свой колпачок. Букве П - синий, букве У и А – красный, букве М – синий с колокольчиком. Объясняют свой выбор.
ПР.: Я одел синий колпачок на букву П, потому что в слове «пума звук» П -согласный, твёрдый, глухой.
Пума: Молодцы справились с заданием. Открывайте сундук.
15. Развитие зрительного восприятия
Д\И «Подбери ключ к замку».
16. Формирование целостного восприятия букы
Дети достают из сундука буквы, которые Баба Яга разломала.
Появляется Баба Яга и слёзно просит прощения у детей: «Грамотеи мои пришли? Всё слышала, всё видела. Все мои задания выполнили, долгий путь проделали. Каюсь, простите, что буквы похитила и разломала. Я не знаю, что с ними делать. Нет от них никакого току. Я же слышала, что вы про них на занятиях говорили. Мягкие - твердые: все зубы проломала. Тьфу? Глухие – звонкие: то глохну, то в ушах звенит. Вот от отчаяния и переломала буквы. Простите меня и отремонтируйте буквы».
Делятся на две команды и складывают на ковре буквы П. Буквы двух цветов: синего и зелёного.
Л. Почему буквы у вас двух цветов?
Д. Буква П обозначает два звука, мягкий [П`], который обозначаем зелёным цветом, и твёрдый [П], обозначаем синим цветом.
17. Развитие творческого воображения и закрепление образа буквы П
Дети приглашают Бабу Ягу на занятия и дарят ей картинки с изображением буквы П в образе какого-либо предмета из окружающего мира (заранее приготовленные).
18. Итог занятия
Баба Яга благодарит детей, предлагает всем вместе вернуться в детский сад на метле.
В путь! Домой! Садитесь по удобнее.
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Л. Закончилось наше путешествие, кто вместе с нами путешествовал.
Кто нам помогал?
Д. Нам помогали: петушок, поросёнок, пингвин Пок . Встретили пуму и составили её название.
Л. Чему вы научились на занятии?
Д. На занятии мы научились выделять звуки П и П в словах, определять позицию звука в слове, разгадывать ребусы, составлять из слогов и читать слова, находить букву П среди других букв.
Составлять букву П из четырёх частей, правильно составлять предложения из слов.
Игра «слово на ладошке»
Я найду слова везде:
И на небе и вводе.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.
Л. Придумайте любые слова со звуками [П]-[П`].
Д. Попугай, пион, плато, суп и т.д.
Баба Яга на память дарит детям подарки.
Звучит музыка, дети рассматривают подарки.