Цель занятия: учить различать звуки [С]-[Ш], развивать фонематический слух.
Задачи:
- знать характеристику звуков;
- закрепление понятий «звук», «буква»;
- учить находить место заданного звука в слове;
- учить соотносить звук с буквой, различать данные буквы на письме;
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;
Оборудование: корректурная проба, задание на внимание; тетради, ручки, цветные карандаши красного, синего и зеленого цветов; предметные картинки, буквы С-Ш.
Ход урока
I. Организационный момент
- Нейроразминка.
- Корректурная проба.
II. Основная часть
Логопед: я сейчас произнесу слова, а вы выделите в них первый звук.
Сад. Шум.
- Правильно. Это звуки [С] и [Ш]. Мы сегодня будем с ними играть.
1. Характеристика звуков [С]-[Ш].
[С] – согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] – согласный, всегда твердый, глухой.
2. Прослушайте ряд слогов и повторите их.
ША-СА-ША |
ШЕ-СЭ-ШЕ |
ШО-СО-ШО |
3. Послушай слоги еще раз и назовите слог, который повторяется два раза.
ША-СА-ША (ША) и т.д.
4. Давайте с вами вспомним написание букв С и Ш.
Логопед даёт образец написания букв на доске, дети повторяют в тетради.
5. Сейчас я буду называть слова, а вы выделяете первый звук и записываете в тетрадь только букву.
ШУМ, СЫН, ШЕЛК, САНИ, ШУБА, ШЕЯ, СТОЛ, ШИНА, СТУЛ, ШПИОН, СЛОН
6. Логопед: - Я буду называть слова, а вы будете заменять звук [С]на звук[Ш].
| споры- стопор- крыса- |
миска- |
А теперь звук [Ш] на звук [С].
| шуметь - … башня - … |
Машка - … |
шкала - … |
7. Работа у доски.
Логопед: - на доске закреплены две буквы С и Ш. в нижней части доски располагаются предметные картинки со звуками [С] и [Ш].
Каждый из вас подходит к доске, выбирает картинку, называет предмет, который изображен на ней, определяет, какой звук [С] или [Ш] в названии слышен и место звука в этом слове. Затем размещаете картинку под букву С или Ш.
Картинки на доске по количеству детей.
Вопросы после выполнения задания:
- Скажи, пожалуйста, Витя, почему эти картинки мы поставили под букву С?
- В названии этих картинок есть звук [С].
Аналогичный вопрос про картинки со звуком [Ш].
8. Откройте тетради и запишите несколько предложений.
У Саши машина.
У собаки пушистый хвост.
Проверка задания.
9. Звуковой анализ слова.
Выдаются тетради в крупную клетку, где вклеены картинки.
Выполняется задание с характеристикой каждого звука. Затем дети записывают слово, проговаривая каждую букву.
