Дифференциация звуков [С]-[Ш]

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: звуки [с]–[ш]


Цель занятия: учить различать звуки [С]-[Ш], развивать фонематический слух.

Задачи:

  • знать характеристику звуков;
  • закрепление понятий «звук», «буква»;
  • учить находить место заданного звука в слове;
  • учить соотносить звук с буквой, различать данные буквы на письме;
  • развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;

Оборудование: корректурная проба, задание на внимание; тетради, ручки, цветные карандаши красного, синего и зеленого цветов; предметные картинки, буквы С-Ш.

Ход урока

I. Организационный момент

- Нейроразминка.

- Корректурная проба.

II. Основная часть

Логопед: я сейчас произнесу слова, а вы выделите в них первый звук.

Сад. Шум.

- Правильно. Это звуки [С] и [Ш]. Мы сегодня будем с ними играть.

1. Характеристика звуков [С]-[Ш].

[С] – согласный, твёрдый, глухой.

[Ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

2. Прослушайте ряд слогов и повторите их.

ША-СА-ША
СО-СО-ШО
ШУ-СУ-СУ
ШИ-ШИ-СЫ

ШЕ-СЭ-ШЕ
СА-ША-СА
СУ-ШУ-ШУ
СЫ-ШИ-ШИ

ШО-СО-ШО
ША-ША-СА
СУ-ШУ-СУ
ШЕ-СЭ-СЭ

3. Послушай слоги еще раз и назовите слог, который повторяется два раза.

ША-СА-ША (ША) и т.д.

4. Давайте с вами вспомним написание букв С и Ш.

Логопед даёт образец написания букв на доске, дети повторяют в тетради.

5. Сейчас я буду называть слова, а вы выделяете первый звук и записываете в тетрадь только букву.

ШУМ, СЫН, ШЕЛК, САНИ, ШУБА, ШЕЯ, СТОЛ, ШИНА, СТУЛ, ШПИОН, СЛОН

6. Логопед: - Я буду называть слова, а вы будете заменять звук [С]на звук[Ш].

споры-
стопор-
крыса-

миска-
сутки-
каска-

А теперь звук [Ш] на звук [С].

шуметь - …
башня - …

Машка - …
пашу - …

шкала - …
шайка - …

7. Работа у доски.

Логопед: - на доске закреплены две буквы С и Ш. в нижней части доски располагаются предметные картинки со звуками [С] и [Ш].

Каждый из вас подходит к доске, выбирает картинку, называет предмет, который изображен на ней, определяет, какой звук [С] или [Ш] в названии слышен и место звука в этом слове. Затем размещаете картинку под букву С или Ш.

Картинки на доске по количеству детей.

Вопросы после выполнения задания:

- Скажи, пожалуйста, Витя, почему эти картинки мы поставили под букву С?

- В названии этих картинок есть звук [С].

Аналогичный вопрос про картинки со звуком [Ш].

8. Откройте тетради и запишите несколько предложений.

У Саши машина.

У собаки пушистый хвост.

Проверка задания.

9. Звуковой анализ слова.

Выдаются тетради в крупную клетку, где вклеены картинки.

Выполняется задание с характеристикой каждого звука. Затем дети записывают слово, проговаривая каждую букву.

III. Итог урока