Логопедические игры с использованием кинезиологических упражнений

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, коррекционная работа, речевое развитие, логопедические игры


В своей работе, я столкнулась с тем, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения не только речевого, но и психомоторного развития, кроме того, у таких детей нарушена скорость, ловкость и координация выполняемых движений.

А ведь речь и движения очень тесно связаны и дополняют друг друга. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению и речи. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения.

Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис» - движение, и «логос» - наука, то есть наука о движении.

Технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствии с особенностями его развития и образовательными потребностями. Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, постепенное усложнение от простых к сложным упражнениям, увеличение темпа выполнения заданий.

Плюсы использования в работе кинезиологических упражнений.

  • оптимизируется образовательный процесс (не требуют больших материальных затрат и большого количества времени), можно использовать в любой части занятия;
  • снижается утомляемость детей;
  • повышается стрессоустойчивость организма;
  • помогает синхронизировать работу полушарий головного мозга ребенка;
  • развивается у ребенка координация движений;
  • прорабатывается ритм речи, улучается память, тренируется внимание, быстрота реакции;
  • развивается мелкая моторика;
  • происходит обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции;
  • да и просто это весело и забавно.

Вот несколько игр, которые я использую в своей работе.

Графомоторные ладошки

Цель: Автоматизация поставленных звуков с применением графомоторных дорожек, установление звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций.

Суть приема заключается в том, что ребенок, произнося поставленный звук, сопряженно ведет по дорожке пальчиком или карандашом. Прорисовывание выполняется в виде непрерывной узорной дорожки. Сначала одной рукой, а затем двумя, сначала в одном направлении, а затем в противоположных направлениях.

Речевая инструкция: Обведи узор пальчиком или карандашом, при этом, произнося красиво и длительно звук «…». Следи за дыханием

Дорожки и ладошки

Цель: Автоматизация поставленных звуков в изолированной позиции или в слогах.

Для этой игры нужно подготовить игровое поле, на котором ребёнок может «шагать» по разнообразным дорожкам пальчиками, при этом чётко проговаривая звуки, слоги. Игру можно усложнить - добавить специально подготовленные ладошки, одновременно одной рукой ребенок шагает по полю, другой рукой прикасается к ладошкам в соответствии с цветом кружочка и называет автоматизируемый звук или слог.

Речевая инструкция: На какую букву похожа дорожка? Пальчиками правой руки шагай с кружочка на кружочек, произнося красиво слог «ЛА». А левой рукой нажимай на ладошку нужного цвета. Следи за цветом кругов и ладошек, они должны быть одинаковыми.

Собери букву

Цель: Закрепление образа буквы, развитие конструктивного праксиса.

Педагог называет букву, ребенок выкладывает из счетныхпалочек букву правой и левой рукой одновременно.

Построй башню

Цель: автоматизация поставленных звуков в словах, развитие внимания, памяти, развитие тонких движений пальцев рук, ловкости, координации движений, саморегуляции и самоконтроля.

Речевая инструкция: Построй башню из кубиков, называя слово. Бери кубик теми пальчиками, на которых колечки одного цвета с кубиком.

Ребенок называет слово и берет кубик, пальчиками, на которых цвет резиночки совпадает с кубиком.

Скажи сколько?

Цель: Согласование количественных числительных с существительными, формирование межполушарных связей, развитие мелкой моторики, закрепление графического образа цифры.

Ребенок называет сколько предметов и сопряженно показывает пальчиками правой и левой руки количество предметов. (одна машина, две машины и т.д.)

Речевая инструкция: Покажи пальчиками и назови сколько предметов

Что где находится?

Цель: Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные представления, развитие моторного переключения.

В центр ставим игрушку и выкладываем вокруг нее карточки. Взрослый просит ребенка рассмотреть окружающие игрушку предметы и ответить, что где находится, используя слова «справа», «слева», «позади», «впереди», сопровождая ответ определенной позой рук.

В результате применения комплексного подхода с активным использованием в коррекционно-образовательном процессе методов кинезиологии у наших воспитанников с ОВЗ отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги ДОУ.

Список литературы

  1. Воробьева Т.А., Барыбина Е.Б. Кинезиологические и другие упражнения для автоматизации изолированных звуков. СПб: Издательский дом «Литера», 2024 г.
  2. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. СПб: издательский Дом «Литера», 2024 г.
  3. Литинская Ксения Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребенка. Москва: Издательство АСТ, 2022 г.
  4. Любимова Н.В. Кинезиология, или природная мудрость тела. «Невский проспект». Санкт-Петербург, 2005 г.