Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Л], [Р] с опорой на различные виды контроля.
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными 1, 2 и 5. Упражнять в дифференциации звуков [Л]-[Р] в слогах, словах, чистоговорках.
- Учить координировать речь с движением.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики, речеслуховую память, внимание.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.
- Обогащать и расширять словарный запас.
- Развивать межполушарное взаимодействие, зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать усидчивость, активность на занятии, умение слушать внимательно логопеда и своих друзей.
- Воспитывать желание помочь друг другу.
Планируемые результаты:
дети умеют:
- выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;
- выполнять игровые задания и упражнения;
- правильно произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях
- различать на слух звуки [р]-[л];
- находит слова со звуками [р]-[л];
- контролирует свою речь.
Оборудование: Карта, зеркало, птички из фетра, карандаши, картинки: теплоход, вертолёт; игры: «Скажи наоборот», «Рыбалка»; сигнальные карточки: колокольчик, наушник, квадраты красный, синий, зелёный; ТСО: ноутбук, проектор, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам гости пришли гости мальчик и девочка. У них очень забавные имена. Мальчик девочку называет «Озой», а девочка мальчика «Даниом». Как же зовут ребят? (Дети отвечают: девочку – Роза, а мальчика – Данил)
Определение цели занятия: Кто скажет о каких звуках мы будем говорить сегодня? (Ответы детей: мы будем говорить о звуках [Р] и [Л]).
- Правильно. А ещё мы будем продолжать учиться различать звуки [Р] и [Л].
II. Основная часть
- Ребята, давайте с вами вспомним чем они похожи и чем отличаются.
Чем они похожи? Какие это звуки? (Ответы детей: Звуки согласные, звонкие).
Назовите звуки и проверьте, включается ли звоночек в горлышке или молчит? (Дети подносят ладонь к шее и проверяют. Ответы детей: включается звоночек, значит звуки звонкие.)
- Твёрдые или мягкие? (ответы детей)
- Как ведут себя губы, когда мы произносим звуки [Р] и [Л] (Губы в улыбке).
- А где в это время находится язычок? (Прячется за верхние зубы).
- А чем же отличаются звуки [Р] и [Л]?
(Ответы детей: У них буквы разные)
- Когда мы произносим звук [Р] какой воздух выходит? (Дети произносят звук, поднося руку ко рту, и отвечают).
- Правильно, воздух выходит сильный.
- Когда произносим звук [Л], какой воздух выходит? (Дети проверяют и отвечают).
- Правильно воздух при произношении звука Л слабый.
- Что происходит с языком, когда произносим звуки Л и Р. (ответы детей)
- Правильно при произношении звука Р язык дрожит, а при произнесении звука [Л] язычок не двигается.
Похожи звуки тем, что они: согласные, твёрдые, звонкие, язык во время произношения наверху.
Отличаются буквами, при произношении звука [Р] – воздух сильный, кончик языка дрожит, при произношении звука [Л] – воздух не чувствуется и язык не двигается.
- Молодцы, ребята.
- И чтобы Роза и Даниил их хорошо различали поиграем в игру «Наоборот».
Если я назову слог или слово со звуком [Р], то вы должны назвать со звуком [Л] и наоборот, если я назову слог или слово звуком [Л], то вы должны назвать со звуком [Р]. (Игра проводится с мячом. Дети отражённо повторяют звуки, слоги, слова.)
Речевой материал: ра, ла ро, ло, ры, лы, ар, ал, ор, ол, рак, лама, роза, ложки – рожки.
- Ребята к нам прилетели птицы. Какие это птицы. (Ответы детей: перелётные).
- Ласточка и журавль нам принесли телеграмму и карту. Прочитаем что там написано.
Письмо. «Здравствуйте! Мы - герои сказок. Помогите! Смешарики, Буратино, Незнайка.»
- Ребята, хотите отправиться в путешествие? Поможем героям сказок? Не боитесь?
Вот у нас и карта есть. Здесь указан и транспорт, посмотрите какой?
- Это теплоход и вертолёт. Какие это транспорты. (Ответы детей: воздушный и водный).
- Скажите в их названии есть звуки [Л] или [Р]. Транспорты появятся, если мы назовём на каком месте находятся звуки [Р] и [Л]. В слове теплоход на каком месте находится звук Л. (Ответы детей: в середине слова).
- А в слове вертолёт на каком месте находится звук [Р]. (Ответы детей: в середине слова).
- Молодцы! Вот и наши транспорты.
- Посмотрите на карту, на каком транспорте мы сейчас должны отправиться? Правильно, на теплоходе. Держите карточки, мы отправляемся в путешествие.
Задание. Указательными пальцами обеих рук нужно провести по волнистым линиям произнося звук Л. (звучит звук волн в аудиозаписи)
Подплываем к острову, скажем вместе:
ал-ал-ал наш теплоход на остров попал.
- Мы прибыли на остров «Зарядка». На Этом острове живут самые бодрые, ловкие жители. Это - Смешарики. (На экране слайд из мультфильма «Смешарики»). Они каждый день делают зарядку не только для рук, ног, но и для язычка. Давайте вместе с ними сделаем зарядку для язычка. Приготовились, начали. (На экране появляются герои из мультфильма «Смешарики». Дети вместе с ними выполняют артикуляционную гимнастику)
1.
Карыч только что проснулся,
Всё зевает и зевает.
(Открывают широко рот и закрывают по 4 раза. Одновременно ладонь раскрывают). (слайд «Карыч открывает рот»)
2.
Матросская шапка,
Верёвка в руке.
Плывёт мой кораблик
По быстрой реке.
(Широкий кончик языка удерживаем за верхними резцами. Слайд «Нюша с корабликом»)
3.
Ёжик шёл, шёл, шёл
Белый гриб нашёл.
Раз нашёл, два нашёл,
Наколол на все колючки,
Повернулся и пошёл.
(Улыбнуться, присосать язык к нёбу. Слайд «Ёжик с грибом»)
4.
Барабанит барабан,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
Очень громко, знаю сам,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
Барабанит барабан,
Бам-бам-бам да бам-бам-бам.
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Стучать широким кончиком языка за верхними резцами стучит: дэ-дэ-дэ. Слайд «Крош с барабаном»)
- Ребята, смешарикам нужна ваша помощь. На острове свет погас, потому что перестали крутиться ветряные мельницы. У них давно ветер на острове не дует. Что же делать? Нужно на них подуть, и они заработают. Поможете, ребята? (Ответы детей: «поможем». Логопед раздаёт вертушки, и дети дуют на них.)
- На счёт три дуем вместе, не надувая щёки. (5 раз дуют)
- Молодцы! Мельницы заработали. А нам пора отправляться дальше.
- Ребята, приготовились, мы отправляемся на вертолёте на остров скалистых берегов. Запускаем двигатель у вертолёта и взлетаем. Вот мы подлетаем к острову и вместе скажем: ра-ра-ра-ра приземляемся ура!
- Этот остров называется остров «Соображайка». (На экране слайд «Грустный буратино»)
На этом острове живут самые сообразительные. А вы сообразительные? (Ответы детей)
- Посмотрите, ребята, Буратино. Какое у него настроение? (Грустное)
Ребята, Буратино мне сказал, что он нагрубил Мальвине. И Мальвина забрала у него золотой ключик. Она вернёт ключик, если Буратино выполнит задания Мальвины. Поможете, ребята, Буратино? Он обещал больше не грубить. (Ответы детей)
- Задания в конверте, посмотрим?
Первое задание. Мальвина испекла пироги к чаю из яблок, груш, клубники, черники. Нужно назвать какие пироги испекла Мальвина. (Логопед показывает картинки с пирогами, дети называют).
Второе задание. Сосчитать пироги называя их, так: 1 яблочный пирог, 2 яблочных пирога, 3 яблочных пирога, 4 яблочных пирога, 5 яблочных пирогов. (Дети проговаривают фразы хором и по отдельности).
Следующее задание. Назвать вежливые слова, в которых есть звуки [Л] и [Р]. (Дети отвечают: пожалуйста, доброе утро, добрый вечер).
- Ребята, Буратино вам говорит большое спасибо за помощь. До свидания, Буратино. (Слайде весёлый буратино)
- На каком же транспорте отправляемся дальше? (ответы детей: на теплоходе)
Плывёт наш теплоход, волны плещутся. А сейчас будьте внимательны мы на острове. «Чистоговорки» (На экране слайд «Незнайка»)
На этом острове живут коротыши и коротышки. Один из них Незнайка.
Они устраивают конкурс чистоговорок, а Незнайка никак не может сочинить чистоговорку. Поможем ему, ребятя?
- Но Незнайка должен помнить, что в этих чистоговорках нужно чётко выговаривать звуки [Л] и [Р].
(Дети рассказывают чистоговорки)
Ра-ра-ра вот высокая гора.
Ла-ла-ла там высокая скала.
Ры-ры-ры за горою комары.
Лы-лы-лы на скале гнездо пчелы.
Ро-ро-ро потерял петух перо.
Ло-ло-ло было тихо и тепло.
Ру-ру-ру барсук вукопал нору.
Лу-лу-лу перо спрятал он в углу.
- А теперь Незнайка приглашает вас на рыбалку.
Проводится игра «Рыбалка»
На каждой рыбе нарисованы предметы со звуками [Р] и [Л]. Дети на магнитные удочки нацепляют рыб и называют предмет.
- Молодцы, ребята, что помогли героям сказки. А теперь отправляемся в детский сад. Выберите сами транспорт. (На экране слайд «Детский сад»)
III. Итог занятия
Логопед. Вот мы и вернулись с путешествия путь был долгим, но зато весёлым. А какие звуки помогали вам сегодня?
Ребенок: [Р]-[Л]
- А сейчас я предлагаю вам раскрасить буквы [Р] и [Л] и подарить Розе и Данилу.
Логопед: Понравилось вам путешествовать? Предлагаю вам оценить наше путешествие: вот три картинки солнышко, цветок и тучка. Если путешествие было интересное, и ты со всем справлялся выбери солнышко, если были трудности и тебе помогали справлялся с ними возьми цветок, а если не справлялся возьми тучку. (Ребята оценивают свою работу.)