Цель урока: Развитие связной речи через пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка» с использованием метода наглядного моделирования.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей пересказывать текст с опорой на сюжетные картины;
- формировать навык получения информации из текста и её оценивания;
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику.
- развивать мыслительные операции синтеза через пересказ текста на основе сюжетных картин;
- развивать зрительное внимание через восприятие картинного и предметного материала;
- расширять и активизировать словарный запас, связанный с содержанием рассказа;
- развивать связную опосредованную речь через полные ответы учащегося, связный рассказ;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, самостоятельность при выполнении задания, умения работать в коллективе.
Средства обучения: конверты с предметными картинками, зеркала, презентация, видеоролик, рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка», серия сюжетных картин, кувшин с водой, фломастеры, камешки, рабочие листы, цветные карандаши.
Ход занятия
Мотивация
- Добрый день, уважаемые гости, добрый день, ребята!
- Ребята, сегодня на занятии присутствуют гости, подарите им улыбки и хорошее настроение улыбнитесь.

- Посмотрите, на схему, скажите, как вы будете заниматься на занятии?
(Слушать, смотреть, задавать вопросы, работать на уроке, говорить)
Артикуляционная гимнастика
- Возьмите зеркала, сейчас мы подготовим органы речи к работе. Выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
- Артикуляционные движения повторяем за мнойю
Раз, два, три, четыре, пять
Язычок пора вставать (пя-пя-пя)
Язычок наш просыпается (открываем ротик)
И улыбается (улыбка)
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Язычку уж не сидится (часики)
В разговор вступить стремиться.
- Постарайтесь на занятии говорить громко, чётко, выразительно, чтобы вас было приятно слушать.
Целеполагание
- Посмотрите на схемы и скажите, что будем делать на занятии? Что изображено?

- На занятии мы сегодня будем читать, отвечать на вопросы, пересказывать, проводить опыт.
- Опыт - это метод исследования.
Актуализация знаний по предложенной теме
- Утром, когда я шла в школу, ко мне подлетела птица и отдала вот этот конверты.
Вы хотите узнать что там?
- Откройте конверт и посмотрите, что там. (В конверте картинки: белка, ежик, галка, зайка)
- Назовите, кто изображен на картинках. Какая картинка лишняя? Почему?
- А вы знали, что птицы, как и люди бывают изобретательными?
- Не знали?
- Ну тогда вам понравится история об одной очень изобретательной умной птичке – Галке.
- Посмотрите вот она. (Демонстрируется изображение галки)
- Галка небольшая шустрая птица. Ее легко узнать по черному оперению и серой шее. Они очень дружелюбные и любопытные птицы.
- На кого из зимующих птиц она больше всего похожа?
- Верно, она очень похожа на ворону.
- Галка дальняя родственница вороне, потому они с ней и похожи, будто сестрички. Только галка чуть-чуть поменьше.
- Галки очень умные птицы. И это помогает им выбираться из разных жизненных ситуаций.
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала.
- Как вы думаете почему галку назвали галкой?
- Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик.
- При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка», «гал-ка», «гал-ка».
- Послушай, как звучит голос галки. (Аудиозапись).
- Какая эта птица перелётная или зимующая? Она круглый год живёт у нас в России.
- Как называют птенцов галки? (Галчата)
- Назовите и покажите части тела галки и галчонка.
- у галки голова – у галчонка что? … головка
- у галки клюв – у галчонка что? … клювик
- у галки лапы – у галчонка что? … лапки
- у галки глаза – у галчонка что? … глазки
- у галки крылья – у галчонка что? … крылышки
- у галки хвост – у галчонка что? … хвостик
Видеоролик
- А сейчас посмотрите, пожалуйста, видеоролик, подтверждающий, что галка – очень умная птица.
Включение в систему знаний и умений
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Умная галка».
- Л.Н.Толстой - наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и повадками животных и птиц. И вот как-то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал, рассказ про нее, я вам сейчас его прочту.
- Слушайте внимательно.
Рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать до воды. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала камешков, что вода стала выше. Вот так галка!
Вопросы по содержанию произведения
- Понравился ли рассказ?
- Скажите, что увидел однажды автор рассказа? (он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина)
- Кто главный герой рассказа? (птица галка)
- Что хотела галка? (галка хотела пить)
- Как повела себя галка, когда ей захотелось пить? (она стала кидать в кувшин камушки)
- Вы знаете, что такое кувшин? Кувшин – это предмет посуды для напитков.
- Где стоял кувшин с водой? (кувшин стоял во дворе)
- Сколько воды было в кувшине? (мало, на дне)
- Что стало с водой в кувшине? (вода поднялась)
- Смогла галка попить? (галка смогла напиться воды)
- Так почему галку называют умной? (потому что она догадалась, как моно добраться до воды)
- Как можно еще о ней сказать? (догадливая, сообразительная)
Физкультурная минутка с экспериментированием
- А как вы думаете, этот рассказ - правда или вымысел автора? Могло такое быть в действительности? (выслушать разные мнения детей).
- Хотите проверить?
- Предлагаю сделать так, как делала галка.
- Пододвиньте к себе подносы с оборудованием.
- Сегодня вы будете работать парами.
- Пожалуйста, не ссорьтесь, договаривайтесь между собой по-честному: кто, что будет делать.
- Посмотрите, у вас стоят кувшины, в них воды совсем немного.
- Возьмите фломастер и на стенке кувшина отметьте уровень воды, вот так (показывает; дети взаимодействуют: один держит кувшин, другой проводит линию).
- А теперь, как галка, бросайте в кувшин камушки по-одному.
- Наши пальчики будут изображать клювик галки.
- Соединим большой и указательный пальчики «клювиком», берите по одному камешку, рассказывая, что делала галка, будем действовать поочередно правой и левой рукой, произнося «галка кидала» - «воду поднимала».
- Я тоже буду помогать галке.
- Вы заметили, что происходит? Вода поднялась к краю кувшина.
- Ребята, а что вы делали, помогая галке? Что произошло?
- Теперь галка смогла достать до воды?
- Посмотрите на нашу отметку на кувшине, вода поднялась выше отметки. Какой вывод мы можем сделать?
(камешки тяжелые, опустились на дно, занимают место и вытесняют воду, уровень воды повышается)
- Правильно, ребята, камни вытесняют воду из кувшина.
Работа с текстом
- Сейчас, вы прочитаете рассказ про галку, правильно выговаривая звуки, которые вы учитесь говорить. Полина читает, остальные следят.
Пересказ
У вас на партах картинки об истории с галкой.
- Давайте поработаем в парах.
- Расставьте картинки в правильном порядке, как совершались действия. (Сверяют на экране)
- Составьте по каждой картинке предложения.
- Кто сможет пересказать этот рассказ по картинкам.
- Ребята, вы большие молодцы! Активно отвечали на вопросы и замечательно справились с пересказом.
Самостоятельная работа
- А теперь поработаем в рабочих листах. Внимательно читаем задания и выполняем их.
- Сверьте свои ответы с ответами на экране. Оцените свою работу:
Раскрасьте кружок зеленым цветом, если вы не допустили ни одной ошибки.
Раскрасьте кружок желтым цветом, если вы допустили 1-2 ошибки.
Раскрасьте кружок красным цветом, если вы допустили 3-4 ошибки.
Рефлексия
- Давайте подведем итог.
- Чему нас учит этот рассказ? (никогда не нужно отчаиваться, а стоит подумать и найти выход из ситуации)
Наше занятие подходит к концу.
- Что вы делали на занятии?
- Что вам понравилось на занятии?
- Занимались вы хорошо, без вашей помощи галка не достала бы воду. Вы помогли галке.
- Старались чётко произносить звуки, отвечать полным предложением. Ставлю вам отличную оценку и дарю картинки, по которым вы можете рассказать эту интересную историю своим друзьям и родителям.