Конспект логопедического занятия по развитию связной речи через пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка» с использованием метода наглядного моделирования

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1, 2

Ключевые слова: Л.Н.Толстой «Умная галка»


Цель урока: Развитие связной речи через пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка» с использованием метода наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей пересказывать текст с опорой на сюжетные картины;
  • формировать навык получения информации из текста и её оценивания;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику.
  • развивать мыслительные операции синтеза через пересказ текста на основе сюжетных картин;
  • развивать зрительное внимание через восприятие картинного и предметного материала;
  • расширять и активизировать словарный запас, связанный с содержанием рассказа;
  • развивать связную опосредованную речь через полные ответы учащегося, связный рассказ;

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, самостоятельность при выполнении задания, умения работать в коллективе.

Средства обучения: конверты с предметными картинками, зеркала, презентация, видеоролик, рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка», серия сюжетных картин, кувшин с водой, фломастеры, камешки, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход занятия

Мотивация

- Добрый день, уважаемые гости, добрый день, ребята!

- Ребята, сегодня на занятии присутствуют гости, подарите им улыбки и хорошее настроение улыбнитесь.

- Посмотрите, на схему, скажите, как вы будете заниматься на занятии?

(Слушать, смотреть, задавать вопросы, работать на уроке, говорить)

Артикуляционная гимнастика

- Возьмите зеркала, сейчас мы подготовим органы речи к работе. Выполним артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

- Артикуляционные движения повторяем за мнойю

Раз, два, три, четыре, пять
Язычок пора вставать (пя-пя-пя)
Язычок наш просыпается (открываем ротик)
И улыбается (улыбка)
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево-тик, вправо-так,
Язычку уж не сидится (часики)
В разговор вступить стремиться.

- Постарайтесь на занятии говорить громко, чётко, выразительно, чтобы вас было приятно слушать.

Целеполагание

- Посмотрите на схемы и скажите, что будем делать на занятии? Что изображено?

- На занятии мы сегодня будем читать, отвечать на вопросы, пересказывать, проводить опыт.

- Опыт - это метод исследования.

Актуализация знаний по предложенной теме

- Утром, когда я шла в школу, ко мне подлетела птица и отдала вот этот конверты.

Вы хотите узнать что там?

- Откройте конверт и посмотрите, что там. (В конверте картинки: белка, ежик, галка, зайка)

- Назовите, кто изображен на картинках. Какая картинка лишняя? Почему?

- А вы знали, что птицы, как и люди бывают изобретательными?

- Не знали?

- Ну тогда вам понравится история об одной очень изобретательной умной птичке – Галке.

- Посмотрите вот она. (Демонстрируется изображение галки)

- Галка небольшая шустрая птица. Ее легко узнать по черному оперению и серой шее. Они очень дружелюбные и любопытные птицы.

- На кого из зимующих птиц она больше всего похожа?

- Верно, она очень похожа на ворону.

- Галка дальняя родственница вороне, потому они с ней и похожи, будто сестрички. Только галка чуть-чуть поменьше.

- Галки очень умные птицы. И это помогает им выбираться из разных жизненных ситуаций.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала.

- Как вы думаете почему галку назвали галкой?

- Само название этой птицы звукоподражательное, под ее крик.

- При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка», «гал-ка», «гал-ка».

- Послушай, как звучит голос галки. (Аудиозапись).

- Какая эта птица перелётная или зимующая? Она круглый год живёт у нас в России.

- Как называют птенцов галки? (Галчата)

- Назовите и покажите части тела галки и галчонка.

- у галки голова – у галчонка что? … головка

- у галки клюв – у галчонка что? … клювик

- у галки лапы – у галчонка что? … лапки

- у галки глаза – у галчонка что? … глазки

- у галки крылья – у галчонка что? … крылышки

- у галки хвост – у галчонка что? … хвостик

Видеоролик

- А сейчас посмотрите, пожалуйста, видеоролик, подтверждающий, что галка – очень умная птица.

Включение в систему знаний и умений

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Умная галка».

- Л.Н.Толстой - наш русский писатель. Он очень любил природу, часто гулял в лесу, на речке и наблюдал за поведением и повадками животных и птиц. И вот как-то раз во время прогулки, он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина. Он написал, рассказ про нее, я вам сейчас его прочту.

- Слушайте внимательно.

Рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать до воды. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала камешков, что вода стала выше. Вот так галка!

Вопросы по содержанию произведения

- Понравился ли рассказ?

- Скажите, что увидел однажды автор рассказа? (он увидел, небольшую черную галку, которая постаралась достать воду из кувшина)

- Кто главный герой рассказа? (птица галка)

- Что хотела галка? (галка хотела пить)

- Как повела себя галка, когда ей захотелось пить? (она стала кидать в кувшин камушки)

- Вы знаете, что такое кувшин? Кувшин – это предмет посуды для напитков.

- Где стоял кувшин с водой? (кувшин стоял во дворе)

- Сколько воды было в кувшине? (мало, на дне)

- Что стало с водой в кувшине? (вода поднялась)

- Смогла галка попить? (галка смогла напиться воды)

- Так почему галку называют умной? (потому что она догадалась, как моно добраться до воды)

- Как можно еще о ней сказать? (догадливая, сообразительная)

Физкультурная минутка с экспериментированием

- А как вы думаете, этот рассказ - правда или вымысел автора? Могло такое быть в действительности? (выслушать разные мнения детей).

- Хотите проверить?

- Предлагаю сделать так, как делала галка.

- Пододвиньте к себе подносы с оборудованием.

- Сегодня вы будете работать парами.

- Пожалуйста, не ссорьтесь, договаривайтесь между собой по-честному: кто, что будет делать.

- Посмотрите, у вас стоят кувшины, в них воды совсем немного.

- Возьмите фломастер и на стенке кувшина отметьте уровень воды, вот так (показывает; дети взаимодействуют: один держит кувшин, другой проводит линию).

- А теперь, как галка, бросайте в кувшин камушки по-одному.

- Наши пальчики будут изображать клювик галки.

- Соединим большой и указательный пальчики «клювиком», берите по одному камешку, рассказывая, что делала галка, будем действовать поочередно правой и левой рукой, произнося «галка кидала» - «воду поднимала».

- Я тоже буду помогать галке.

- Вы заметили, что происходит? Вода поднялась к краю кувшина.

- Ребята, а что вы делали, помогая галке? Что произошло?

- Теперь галка смогла достать до воды?

- Посмотрите на нашу отметку на кувшине, вода поднялась выше отметки. Какой вывод мы можем сделать?

(камешки тяжелые, опустились на дно, занимают место и вытесняют воду, уровень воды повышается)

- Правильно, ребята, камни вытесняют воду из кувшина.

Работа с текстом

- Сейчас, вы прочитаете рассказ про галку, правильно выговаривая звуки, которые вы учитесь говорить. Полина читает, остальные следят.

Пересказ

У вас на партах картинки об истории с галкой.

- Давайте поработаем в парах.

- Расставьте картинки в правильном порядке, как совершались действия. (Сверяют на экране)

- Составьте по каждой картинке предложения.

- Кто сможет пересказать этот рассказ по картинкам.

- Ребята, вы большие молодцы! Активно отвечали на вопросы и замечательно справились с пересказом.

Самостоятельная работа

- А теперь поработаем в рабочих листах. Внимательно читаем задания и выполняем их.

- Сверьте свои ответы с ответами на экране. Оцените свою работу:

Раскрасьте кружок зеленым цветом, если вы не допустили ни одной ошибки.

Раскрасьте кружок желтым цветом, если вы допустили 1-2 ошибки.

Раскрасьте кружок красным цветом, если вы допустили 3-4 ошибки.

Рефлексия

- Давайте подведем итог.

- Чему нас учит этот рассказ? (никогда не нужно отчаиваться, а стоит подумать и найти выход из ситуации)

Наше занятие подходит к концу.

- Что вы делали на занятии?

- Что вам понравилось на занятии?

- Занимались вы хорошо, без вашей помощи галка не достала бы воду. Вы помогли галке.

- Старались чётко произносить звуки, отвечать полным предложением. Ставлю вам отличную оценку и дарю картинки, по которым вы можете рассказать эту интересную историю своим друзьям и родителям.

Приложение