Лексическая тема: «Осень».
Грамматическая тема: «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе».
Цель: развитие функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей об имени прилагательном;
- совершенствовать умение распознавать род и число имен прилагательных;
- обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; закрепить навык согласования прилагательных и существительных в роде, числе;
- закрепить умение работать с деформированным предложением, текстом;
- расширять словарь прилагательных по лексической теме «Осень».
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными с опорой на алгоритм;
- развивать навыки словообразования имен прилагательных от имен существительных;
- расширять, уточнять, активизировать словарь учащихся путем накопления имен прилагательных;
- развивать лексические средства языка (умение подбирать антонимы, синонимы, объяснять многозначность слова);
- развивать и корректировать артикуляционную моторику, слоговую структуру слова, просодику (речевое дыхание, интонационные характеристики речи);
- развивать навыки построения текстов различного типа;
- формировать и корректировать связное учебное высказывание;
- развивать зрительную и слуховую память, свойства внимания, мыслительную активность, навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- способствовать развитию патриотических качеств личности (любви к родному языку);
- способствовать воспитанию положительной учебной мотивации.
Методы и приёмы: словесные методы (беседа, работа с загадками), наглядные методы (работа с иллюстрациями, натуральными предметами, проведение элементарных опытов, моделирование), практические методы (дидактические игры, упражнения), здоровьесберегающие приёмы (специальные гимнастики, перфокарты).
Оборудование: карточка для чтения с текстом загадки, опорная перфокарта частей речи, перфокарты для подбора антонимов и синонимов, графические модели антонимов и синонимов, модели гласных звуков, разрезная таблица вопросов и окончаний прилагательных, карточки со словосочетаниями прилагательных, деформированное разрезное предложение, деформированный разрезной текст, набор листьев из цветной бумаги, пульверизатор с водой, поднос, цепь из жёлтого металла, мяч среднего размера.
Ход занятия
I. Организационный момент
Л. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Поприветствуем их с улыбкой. С хорошим настроением займём своё место. (Педагог занимает место за партой рядом с ребёнком.)
II. Подведение к теме занятия
Л. Начнём занятие с загадки. Прочти её выразительно и назови отгадку.
Р. (Читает загадку.)
На деревьях шелестят
Яркие, цветные,
Под ногами лежат
Тёмные, сырые.
Отгадка - листья. (Логопед вынимает из конверта осенние листья.)
Л. Какие слова помогли тебе понять о каком предмете идёт речь?
Р. Яркие, цветные, тёмные, сырые.
Л. К какой части речи относятся эти слова?
Р. Это имена прилагательные.
Л. Сделай предположение о теме сегодняшнего занятия.
Р. Тема занятия «Имя прилагательное». (Логопед открывает на доске название темы занятия.)
III. Актуализация знаний
Л. Что мы знаем об имени прилагательном? Заполни опорную перфокарту на часть речи «имя прилагательное». Эту опорную карту используй при ответе.
Часть речи __________________________________
Обозначает __________________________________
Вопросы __________________________________
Постоянные признаки __________________________________
Непостоянные признаки __________________________________
Роль в предложении __________________________________
Подчёркивается __________________________________
Р. Имя прилагательное - часть речи. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Постоянные признаки мы ещё не изучали. Изменяется по числам, родам, падежам. Роль в предложении – определение, подчёркиваем волнистой линией.
Л. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в нашей загадке.
Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
Р. Для того, чтобы сделать нашу речь богаче, образней, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого.
Л. Прочитай прилагательные, которые описывают листья ранней осенью.
Р. Яркие, цветные.
Л. А теперь прочитай прилагательные, описывающие листья поздней осенью.
Р. Блёклые, сырые.
IV. Развитие лексико-грамматических средств языка
1) Игра «Слова-неприятели».
Л. Найди антонимы среди прилагательных загадки.
Р. Яркие - блёклые.
Л. Яркие листья - листья интенсивных цветов, а блёклые … .
Р. Неяркие, приглушённые, лишённые свежести, яркости.
Л. Отбери яркие листья, блёклые листья.
Сегодняшнее занятие будет наполнено осенними словами. Потренируемся подбирать антонимы к прилагательным. (Перед ребёнком выкладывается модель антонимов и перфокарта для подбора антонимов-прилагательных.)

ясный –_______________ (пасмурный)
проливной –___________ (моросящий)
лёгкий –_______________ (тяжёлый)
2) Игра «Слова-друзья».
Л. Богатство русскому языку придают синонимы. Вернёмся к загадке. Подбери к прилагательному «сырой» слова, близкие по смыслу, синонимы. (Перед ребёнком выкладывается модель синонимов и перфокарта для подбора синонимов-прилагательных.)

сырой, _________________________
Р. Сырой, мокрый, влажный. Подчеркни прилагательное, в котором признак выражен в меньшей степени (влажный).
3) Игра «Смоделируй значение слова».
Игра с сенсорно-исследовательским моделированием проводится на подносе.
Л. Смоделируй эти признаки у осенних листьев. Используй пульверизатор с водой и бумажные листья. Немного влаги (ребёнок нажимает на ручку пульверизатора 1-2 раза) – появляется мелкий дождик, изморось, и листья становятся влажные. Продолжительный дождь (ребёнок нажимает на ручку пульверизатора несколько раз) – листья сырые. (Ребёнок на ощупь исследует намокшие листья, соотносит степень намокания листьев и характеризующее её прилагательное.)
4) Упражнение «Подбери признак к предмету».
Л. Дожди идут из туч. Подбери устно как можно больше прилагательных к слову тучи.
Р. Тучи тёмные, черные, свинцовые, тяжёлые.
V. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика проводится у доски. Выполняется под счёт.
Л. У доски мы поработаем с окончаниями прилагательных. Перед этим выполним подготовительную артикуляционную гимнастику (Демонстрирует ребёнку линейку моделей гласных). Произнеси гласные с чёткой сменой артикуляции. Сначала медленно 3, 4 …. Затем быстрее 3, 4…

VI. Согласование прилагательного с существительным
Дидактические игры проводятся у доски.
1) Игра «Окончания заблудились. (Работа с разрезной таблицей вопросов и окончаний прилагательных.)
Таблица собирается на доске. Карточки разрезной таблицы, закреплённые на магниты, передвигаются ребёнком в процессе работы.
Л. Далее играем в игру «Окончания заблудились». Поработай с разрезной таблицей вопросов и окончаний прилагательных. Верни окончания прилагательным единственного числа, мужского, женского и среднего рода и прилагательным множественного числа. Прочитай окончания чётко.
м.р. | (какой?) | ый | ий | ой
ж.р. | (какая?) | ая | яя
ср.р. | (какое?) | ое | ее
мн.ч. | (какие?) | ая | яя
2) Игра «Подружи слова».
Л. Осень дарит нам своё золото. (Логопед открывает прикреплённые на доске словосочетания.) Образуй от существительного золото прилагательные. Поставь их в том же роде и числе, что и существительные. Используй окончания составленной тобой таблицы.
золот____ лист
золот____ цепь
золот____ сердце
золот____ руки
Р. Главное слово – лист. (Ребёнок ставит знак «Х» над словом «лист».) Это существительное мужского рода. (Ребёнок пишет «м.р.» над словом «лист».) Лист какой? золотой, окончание «ой». (Ребёнок берёт из разрезной таблицы окончаний прилагательных окончание «ой» и вставляет его в слово «золотой». Аналогичная работа проводится со словосочетаниями «золотая цепочка», «золотое сердце», «золотые руки».)
Л. В каком словосочетании имя прилагательное используется в прямом значении?
Р. В словосочетании «золотая цепь», то есть цепь, сделанная из золота. (Логопед демонстрирует цепь, сделанную из жёлтого металла.) В остальных словосочетаниях прилагательные используется в переносном значении: золотой лист – жёлтый лист, золотое сердце - доброе сердце, золотые руки - умелые руки.
VII. Дыхательная и суставная гимнастики
1) Дыхательная гимнастика «Листопад».
Л. Золотой лист приглашает нас отдохнуть на лесной поляне. Проведём дыхательную гимнастику, смоделируем явление «листопад». (Логопед поэтапно выкладывает три листика на ладонь ребёнка. Гимнастика выполняется под счёт.) Лист на ладонь – вдох___ 1, 2, 3, плавно сдуваем лист с руки – плавный выдох______ 1, 2, 3, 4, 5, 6. (Повтор упражнения 3 раза.)
2) Игра «Много-один».
Речевая игра с перекидыванием мяча проводится стоя. При выраженной моторной неловкости ребёнка, мяч можно перекатывать, сидя на ковре, на полу.
Л. Поиграем на поляне в игру «Много-один». Я кидаю мяч и говорю слова во множественном числе. Ты возвращаешь мяч со словами в единственном числе.
Кислые ягоды - кислая ягода
Полные лукошки - полное лукошко
Крепкие боровики - крепкий боровик
VIII. Синтез предложения из слов. (Работа с деформированным предложением)
1) Игра «Собери предложение».
Л. Займи своё место за партой. Открой конверт и догадайся, каким будет следующее задание. (Ребёнок получает деформированное разрезное предложение и пустую полоску с разлиновкой.)
птицы | перелётные | края | покидают | родные
Р. Нужно составить предложение, поставив слова в правильном порядке, и записать предложение с правильным оформлением: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
Перелётные птицы покидают родные края.
2) Интонационные упражнения.
Л. Волнистой линией подчеркни в предложении имена прилагательные. Прочитай предложение, выделив голосом, какие птицы покидают родные края.
Р. Перелётные птицы покидают родные края.
Л. Прочитай предложение, выделив голосом, какие края покидают птицы. Перелётные птицы покидают родные края.
IX. Синтез текста из предложений. (Работа с деформированным текстом)
Л. Приступим к заключительному заданию: составим текст-описание времени года, изображённого на картине. (Ребёнку предлагается картинка с изображением пейзажа поздней осени.) Какое время года изобразил художник?
Р. Художник изобразил осень.
Л. Это ранний или поздний её период?
Р. Это поздний период осени.
Ребёнку предлагается деформированный текст на разрезанных полосках бумаги.
Весь день моросит мелкие дождь. |
Пришла поздния осень. |
Блёклый мокрые влажные листья покрывают землю. |
Свинцовые лёгкие тучи затянули ясное хмурые небо. |
Л. Расположи предложения в правильной последовательности, вычеркни прилагательные, не подходящие по смыслу. Исправь, если необходимо, окончания прилагательных. В текст добавь своё предложение.
(Ребёнок редактирует текст: перемещает предложения и графически исправляет ошибки. После редактирования текста ребёнок зачитывает готовый вариант.)
Пришла поздняя осень. |
Свинцовые тучи затянули хмурое небо. |
Весь день моросит мелкий дождь. |
Блёклые мокрые листья покрывают землю. |
Перелётные птицы покидают родные края. |
Л. Выбери название для твоего рассказа, отражающее главную мысль. (Ребёнку предоставляется на карточках два варианта названия текста.)
Прекрасная пора! |
|
Унылая пора! |
Р. Главную мысль текста отражает название «Унылая пора!». (Ребёнок выкладывает название текста над составленным и отредактированным текстом.)
X. Подведение итогов
Л. Итак, о какой части речи мы говорили? С какой частью речи связано прилагательное? Для чего нужны прилагательные? Какое задание вызвало трудности при выполнении? Какое задание понравилось больше всего?
(Ответы ребёнка)