Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т.п.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
- Подготовительный (цель данного этапа — подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- Собственно коррекционный (цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
- Игры и упражнения на развитие концентрации слуховоговнимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материаленеречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
- Работа над ритмом (сначала над простым, затем надсложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячомоб пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части
ритмического рисунка: !!!; !!!!!; - Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «-») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).
- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения. - Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) пообразцу, по словесной инструкции или под счет: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулаклевой руки — ребро правой руки и т.д.).
- Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый – последний, начало – середина – конец, между – за – перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т.д.).
В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо — громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны – в кулачок, разжимай – и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один – много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед
хлопнул в ладоши; - Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты):
- А У И О; АУ ИА ОА;
- АУИ ИАУ;
- АУА УАУ;
- АУИА ИУАО;
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
- Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
- Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы; - Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты; а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить; - Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
- Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
- «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
- Запись слогов различных типов под диктовку;
- Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
- Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинатьс вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);
г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания — объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
- двусложные слова из открытых слогов (вата);
- трехсложные слова из открытых слогов (машина);
- односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
- двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
- трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
- односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
- двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
- четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).