Нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Чтобы произнести звуки речи необходим сложный комплекс движений артикуляционного аппарата. Человек может правильно произносить различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

И уже с рождения ребенок выполняет массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Поэтому предлагаем родителям различные игровые способы укрепления артикуляционной моторики, которые можно провести с детьми дома.

«УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ»

  1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
  5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
  6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
  7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ»

Автор данной методики С.В.Коновалова (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
  3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
  5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
  6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
  7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
  8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным

«ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ, «ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратить внимание!

  1. Следить за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«СВЕЧА» купить небольшие разноцветные свечи и поиграть с ними. Взрослый зажигает свечи и просит ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«ФОКУС» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: на кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно ее слегка увлажнить (провести по кончику языка ребенка).

Обратите внимание!

  1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
  2. Не сжимать язык зубами.
  3. Выдох плавный, длительный.

Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с чупа-чупсом).

Круглый сладкий чупа - чупс - отличный логопедический тренажер. Сжать чупа-чупс губами и попробовать его удержать 5-10 секунд. Удерживая чупа-чупс губами, попробовать подвигать палочкой сначала сверху-вниз, затем из стороны в сторону. Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать чашечку, положить в чашечку чупа-чупс и попробовать удержать леденец только языком. Поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу. Двигать леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз. В ходе выполнения артикуляционных упражнений можно видеть, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого можно проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Список литературы

  1. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Издательство: Карапуз, 2003.
  2. Костыгина В. Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Издательство: Карапуз, 2007.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей... Издательство: Карапуз, 2006.