Дошкольный период – очень важный этап, в течение которого следует уделять особенное внимание к процессу формирования и развития речи у ребенка. Процесс формирования каждой психической функции имеет свой оптимальный период, который называется сензитивным. В норме сензитивный период развития речи приходится на возраст от 1,5 до 5 лет. Осваивая навыки вербального общения, у ребенка активизируется и процесс мышления, формируются причинно-следственные связи и представление об окружающем его мире. Мышление и речь в дошкольном возрасте тесно взаимосвязаны.
Через речь у детей развиваются такие познавательные навыки как память, внимание и воображение. Развитие речи в дошкольном периоде критически важно для становления будущей личности.
Речевая норма – это общепринятые варианты употребления языка. Соответственно нарушения речи — это отклонения от речевой нормы, которые полностью или частично препятствуют возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Причины отклонений речевого развития могут быть абсолютно разными. Это могут быть различные внешние неблагоприятные воздействия, перинатальные патологии, поражения мозговых структур, а также наследственные факторы .
Речевой дефект может быть выражен в незначительной степени. Для его компенсации и устранения ребенку будет достаточно коррекционных занятий в детском саду. Но в случае тяжелого нарушения речи ребенку требуется интенсивная коррекционно-образовательная программа, включающая специализированное оборудование, индивидуальный подход и другие необходимые условия.
Детям с дефектами речи необходимы упражнения и занятия, которые позволят нивелировать затруднения в мыслительной деятельности.
В ходе коррекционной деятельности необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя. Общие задачи в первую очередь предполагают своевременную диагностическую, коррекционно-педагогическую и профилактическую помощь.
Существуют важные специфические задачи учителя-логопеда и задачи воспитателя в рамках коррекционной деятельности.
Для успешной и плодотворной педагогической работы с ребенком, имеющим отклонения в речевом развитии, необходим комплексный подход.
От развития речи зависит развитие мышления, памяти, внимания и др. Выявить дефект и начать коррекционную работу по его ликвидации необходимо как можно раньше.