Цели:
- Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки.
- Обобщить наблюдения над особенностями писательской стилистики и взглядов.
- Воспитывать стремление к добросовестному труду, творчеству.
- Развивать умение анализировать эпизоды, сопоставлять их, инсценировать.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, кроссворд, плакаты с литературоведческими терминами (гротеск, сатира, эзопов язык, гипербола), жетоны «Ум».
Эпиграфом можете взять отрывок из письма тифлисских рабочих вдове писателя в 1889 году: «Кто не полюбит эти сказки, кто не поймет, что автор их любил и жалел простой народ? Он знал и чувствовал наше горе и видел, что мы всю жизнь проводим в тяжелом, бесправном труде, не пользуясь плодами его».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока
II. Слово учителя с элементами беседы
– Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-встреча со сказкой Салтыкова-Щедрина, ее героями.
– Что вы скажете о своих впечатлениях? Какой она вам показалась?
б) – А что показалось смешным, а что –
грустным?
в) – Кто сможет сказать, какова главная проблема,
которую этой сказкой ставит автор?
г) – Когда же она увидела свет?
д) – Что вы знаете о реформах 1860-х годов?
е) – Где же происходит действие нашей сказки?
III. Блиц-игра (И.В. Золотарева, С.М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс., Москва «ВАКО», 2004 , стр.179 – 181)
– Как два генерала оказались на необитаемом острове?
а) в результате крушения «Титаника»
б) по щучьему веленью по моему хотенью
в) с помощью волшебника
г) прилетели на ковре-самолете
– В чем варил суп мужик?
а) в котелке
б) в пригоршне
в) в скорлупе ореха.
г) в чане
– Какую газету читали на острове генералы?
а) «Московскую правду»
б) «Московские ведомости»
в) «Московское обозрение»
г) «Вестник Москвы»
– Как генералы нашли мужика?
а) по следам кабана
б) по звукам балалайки
в) по его крикам
г) по запаху мякинного хлеба и кислой овчины
– Кем мужик работал в Петербурге?
а) поваром
б) кузнецом
в) маляром
г) извозчиком
– В каком виде 2 генерала прибыли на остров?
а) в мундирах
б) в ночных рубашках
в) в шубах
г) раздетые
– Какой предмет проглотил один из генералов?
а) пуговицу
б) орден с лентой
в) тапочки
г) платок носовой
– Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
а) все время спать
б) научиться работать
в) найти мужика
г) поймать зверя
– Из чего силок для птиц сделал мужик?
а) из собственных волос
б) из собственных портков
в) из собственной рубашки
г) из лески
– Как генералы вернулись домой?
а) заснули и проснулись дома
б) так же как и попали на остров
в) их спасли случайно моряки
г) мужик построил посудину
– На какой улице в Петербурге жили наши генералы?
а) на Подьяческой
б) на Фонтанке
в) на Литейной
г) на Невском
– Какой из двух генералов был поумнее?
а) тот, кто был учителем географии
б) тот, кто был учителем каллиграфии
в) тот, кто был учителем логики
г) кто вообще не был учителем
– Что делали в Вятке с пойманной рыбой?
а) высекли
б) напоили молоком
в) откормили
г) отпустили в реку
– Как генералы при себе мужика удерживали?
а) цепью приковали к себе
б) смирительную рубашку надели
в) веревочкой связали
г) он остался сам
– Чем генералы наградили мужика?
а) бутылкой пива
б) медалью
в) плетьми
г) рюмкой водки и пятаком
(Подведение итогов и подсчет «Умов»)
IV. Инсценирование первого эпизода «Появление двух генералов на необитаемом острове»
(Задание дать заранее на дом)
V. Аналитическая беседа
– Что узнаем мы о жизни наших генералов? (Служили
в какой- то (неопределенное местоимение!)
регистратуре)
– Регистратура – это отдел учреждения,
занимающийся регистрацией чего-нибудь.
– Что же они там делали?
– Обратите внимание на слова писателя: Там
родились, воспитывались, состарились и,
следовательно, ничего не понимали.
– Что же это за регистратура? (Какая-то, никому
ненужная, упраздненная за ненадобностью, в
которой служили ненужные люди.)
– В этих словах слышится насмешка писателя.
– Какими предстали перед нами герои?
– Итак, генералы при орденах, полученных за
переписывание каких-то бумаг в регистратуре.
Напрашивается вопрос:
– За что же они получены?
– Чем реальная жизнь, с которой они столкнулись
на острове, их удивила?
VI. Работа с литературоведческими терминами
– Ребята, вот эта фантастическая неосведомленность в таких обыденных вещах из области сатиры, а приемы, которыми пользуется автор – гротеск и гипербола, чтобы ярче показать характеры героев.
Записи в тетрадях:
Сатира – произведение, в котором
высмеиваются порочные явления действительности,
содержится резкое обличение. Такое произведение
у вдумчивого читателя вызывает не столько смех,
сколько возмущение, негодование, презрение.
Вопрос: Что в генералах, в их поведении
вызывает наше возмущение? А в мужике?
Гипербола – преувеличение какого-нибудь
предмета, явления.
Гротеск – преувеличение в
уродливо-фантастическом виде.
Вопрос: Какие примеры этих художественных приемов вы обнаружили в сказке?
Эзопов язык – это язык иносказания, намеков. Сказки Салтыкова-Щедрина содержат скрытый смысл. Он сам говорил: «Я – Эзоп и воспитанник цензурного комитета».
Вопрос: В чем скрытый смысл этой сказки?
VII. Творческая мастерская режиссера. Создание киносценария
(Выбираются режиссер, два героя).
Необитаемый остров, волны плещутся, солнце светит. Выходит с видеокамерой режиссер... Мотор!
(Не забудьте оценить игру артистов)
VIII. Встреча с «писателем» и его рассказ о кормильце и спасителе этих генералов
(Вопросы задают учащиеся актёру, выступающему в роли автора).
IX. Беседа
– Почему самоуверенные и бестолковые генералы
сумели заставить умного и сметливого мужика
работать на них?
– Есть ли разница в том, как автор смеется над
генералами и как смеется над мужиком?
– Вспомните, что стало с крестьянами после
реформы 1860 года?
X. Работа над формой и жанром произведения
– Ребята, мы все время говорим «сказка», а ведь
автором она названа «Повесть, как один мужик двух
генералов прокормил». Что в ней от сказки? Нет ли
здесь путаницы?
– Как бывают построены сказки? (Зачины,
присказки, концовки)
– Чем отличается употребление сказочных формул
в народных сказках и у Салтыкова-Щедрина? Какой
вывод можно сделать? (Это сплав двух жанров).
Вывод: Сказка любима народом и почитаема им, поэтому неслучайно выбрана ее форма.
– Перейдем к основным элементам сюжета:
а) экспозиция
б) завязка
в) кульминация
г) развязка
д) эпилог
XI.Итог
– Сегодня на уроке мы анализировали сказку
Салтыкова-Щедрина, говорили о том, как зло
высмеивает писатель никчемность, тунеядство,
жадность и пустоту генералов – представителей
класса имущих, раскрывая их звериную сущность,
преувеличивая их невежество и
неприспособленность, в то же время преувеличивая
ловкость, трудолюбие, находчивость мужика. Но его
рабская покорность вызывает протест у автора и у
читателя.
Словно обращаясь к своим соотечественникам,
Салтыков-Щедрин говорил, как странно и дико
устроена наша жизнь:
Пусть человек трижды глуп и туп, но потому, что
достиг богатства и чинов, он
становится властным хозяином, распоряжаясь
судьбами других людей, которых и за людей не
считает. Он еще их презирает, кто на него,
тунеядца, в поте лица трудится, кормит, поит. Но
это еще не все.
Страшно то, что трудолюбивый, умный и сильный
народ покорно сносил гнет,
поношения, издевательства. Для России полтора
века не срок. Если вглядеться, можно и сейчас эти
пороки встретить.
Домашнее задание. Художественный пересказ понравившегося эпизода.