Итак, мы стоим на пороге нового уровня развития науки, образования, культуры, а, значит, открываются большие просторы в жизни ребенка для того, чтобы стать свободным, думающим, предприимчивым. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ФГОС второго поколения ставит задачу подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. А это значит, что ребенок может самореализоваться, самоутвердиться, а не копировать то, что уже есть. Современная начальная школа должна строиться на новых эффективных технологиях, которые должны помочь ребенку стать творческим, свободным, способным к самосовершенствованию, а главное - коммуникативным. Мы все взрослые хотим видеть своих детей самоутвердившимися, самоуверенными, способными встать на ноги и держаться на них крепко. Но ведь действительность показывает, что навыки самостоятельности начинаются именно с начальной ступени, так давайте остановимся на ней и посмотрим, что она может дать будущему дипломату, предпринимателю, банкиру, трудящемуся и просто хорошему человеку.
«Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры» - таково мнение доктора педагогических наук Е.В.Бондаревской. [Бондаревская. 1975.]
«Интеллигентный человек постоянно соотносит свои слова, поступки, поведение с другими людьми. Это способность к пониманию другого, терпимое, уважительное отношение к ребенку и взрослому, к члену семьи, товарищу по работе, к случайному прохожему и старому другу поддерживают наше нравственное здоровье…» - говорит доктор педагогических наук В.А.Караковский. [Караковский. 2005. c.141]
Как четко этими фразами определена цель формирования культуры личности, которая нужна новой России.
Культура общения (коммуникативная культура) во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника. Цель коммуникативного общения – это научить ребят общаться, строить отношения, уметь говорить и слушать других.
Я считаю, что орудием труда учителя должно стать слово, выразительность речи и «этикет» речи. Речь учителя для ребенка – это образец принятого употребления языковых средств. А использование речевых правил позволяет устанавливать контакт между собеседником, доброжелательность, взаимопонимание.
Младший школьник искренен, эмоционален, чувствителен, всегда жаждущий поделиться своими впечатлениями, чувствами, поэтому выразительная речь учителя должна являться образцом чтения для детей и сильным средством воздействия на чувства, на стремления пробудить в них желание открыться в искренности переживаний. Задача учителя – научить детей владеть технической стороной речи, интонацией и неязыковыми средствами выразительности, что является одним из правил ораторского искусства, которым необходимо учить детей для их самовыражения.
Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а также собственное отношение ребят к событиям, о которых рассказывается. В задачу учителя входит такая организация выразительного чтения, чтобы учащиеся учились на примере собственного чтения и чтения товарищей. А чтение учителя должно быть адресовано к внутренним чувствам ребенка, раскрывая глубинный смысл произведения. Поэтому учитель должен владеть техникой чтения и учить этому своих учеников.
Обучение техники чтения
Из всех видов деятельности игра вызывает у детей большой интерес. Кроме того, в совместной игре ребята учатся языку общения, техники речи, выразительному чтению. Для этого я использую игры – тренинги, которые могут использоваться на уроках чтения.
1. Дыхание
Основой произносимой речи является дыхание. Оно помогает приобрести чистоту, правильность и красоту голоса. Дыхание должно начинаться со вдоха, воздух должен задерживаться в легких и в процессе речи постепенно экономно расходуется, плечи при этом не поднимаются. Выработка правильного дыхания во время речи достигается тренировкой. Например:
«Воздушный шарик». Исходное положение стоя. Делая вдох, представляем себе шарик, при этом ребра расширяются, живот подтягивается, выдох делаем плавный, медленный, как бы удерживая воздушный шарик в воздухе.
«Насос». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклонится вперёд и начинать накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох. Теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию «воды» - «фффф - уу!.»
«Восточное приветствие». Медленно склонится вперёд, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянуто любой согласный звук. Следить за тем, чтобы звук прозвучал громко, отчётливо, сохраняя для него полновесную порцию воздуха.
2. Дикция
Четкая дикция одинаково важна и для слушающего, и для говорящего. Первому помогает быстро, точно воспринимать текст, второму облегчает дыхание и снимает напряжение голосовых связок. Выработке отчетливого произношения способствуют скороговорки. Для упражнений сначала нужно подбирать скороговорки короткие и простые, а затем их усложнять. Обязательно следить за дыханием и за произношением отдельных звуков и звукосочетанием.
3. Голос
Основными свойствами голоса являются следующие: тембр, мелодика, сила, полетность.
Тембр – особая окраска голоса человека, присущая только ему.
Громкость (сила) – это управляемая качество голоса. Работа по развитию громкости проводятся в виде диалогов, в которых могут произойти различные ситуации. Например:
На улице вас остановила старушка. Она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут. Но она вас плохо слышит. Разыграйте диалоги в парах.
«Гудок». Определите наиболее характерную для вас силу голоса. Затем попробуйте усилить или ослабить громкость. Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту».
«Ауканье». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.
Полетность – способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
Встать перед классом и произнести на распев слова. Например: «ау» или «гол». Представить при этом, что слово летит, как запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные, на широком дыхании.
Мелодика (высота) – повышение или понижение тона голоса. Помогает мелодике и грамматическое построение фразы, вносят в речь чёткость, указывают на повышение или понижение голоса. Бедность звуковысотного диапазона приводит к звуковому монотону. Монотонный, ровно звучащий голос усыпляет слушающих, притупляет восприятие. Значит, необходимо расширить высотный диапазон. В этом помогает игра «Пародист».
4. Темп речи - это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп речи зависит также от содержания высказывания, от ситуации общения, в частности, от того, с кем вы разговариваете. Выбор темпа зависит также от жанра высказывания и характера передаваемой информации.
5. Логическое ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Как можно выделять логическое ударение в тексте:
- более громкое произнесение логически ударного слова;
- повышение или понижение тона на этом слове;
- замедленное произнесение слова.
А мне хочется обратить внимание на результат, который должен получить учитель, проводя кропотливую работу по данной теме.
Ожидаемые результаты по выработке выразительного чтения у младшего школьника:
ясность и чистота произношения;
- правильное дыхание, которое помогает детям управлять своим голосом, создавая мелодику речи;
- формируется литературное произношение слов;
- дети учится читать и впоследствии говорить интонационно (динамики речи, движению голоса, темп и ритм чтения, говорения);
- появляется желание говорить и читать выразительно.
Заинтересованность детей в выразительном чтении должна постоянно развиваться, чтобы не потерять то желание, которое он приобретает в начальных классах. Из практики видно, если ребенок дальше совершенствует свою технику чтения, говорения, из него получается сначала неплохой «детский» оратор. И чем раньше человек овладеет правилами ораторского искусства, тем легче ему будет жить: строить отношения, сдавать экзамены, добиваться успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике. Главное - уметь говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией, но это может не каждый. И учителя должны научить ребенка коммуникативному общению, где одним из методов будет выразительное чтение, которое способствует коммуникативному общению, ведь приятно говорить с человеком, который обладает красноречием.
Список литературы
- Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань, 1975.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. М., 1985.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. «Педагогика и методика начального образования». М., 2005
- Заводская Т.Ф. Методика выразительного чтения. М., 1987.