Цель: развитие творческих способностей учащихся через восприятие образа сирени.
Ход урока
Звучит инструментальная пьеса “Облака” (I часть) Ф. Гойи. Демонстрируется видеоролик с изображением цветущей сирени.
I. Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока.
Учитель. Бывают в жизни редкие минуты пронзительной радости, когда тебе хочется улыбнуться миру. Чувство свободы и счастья просто окрыляет тебя. Я живу! Я молод! Я полон сил! Я люблю тебя, жизнь! Я люблю тебя, ласковый май! Беспричинно ты начинаешь улыбаться даже незнакомым людям. Только так ли уж без причины? Просто на улице весна. Просто вовсю сияет солнце. Просто сирень за окном так трогательно нежна и упоительно красива. Знакомо вам это чувство? А вот как поведал об этом поэт И. Северянин:
Тридцатый год в лицо мне веет
Весёлый светлый майский день
Тридцатый год сиреневеет
В саду душистая сирень.
«Сирень» и «день» – нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней знает кто?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и долог,
Виновных нет в весенний день!
Многим хотелось понять тайну привлекательности сирени для художников и писателей, музыкантов и поэтов, секрет её какого-то загадочного вдохновляющего начала, манящей, чарующей силы! Возможно, дело в её цвете и аромате. Но не только…
Итак, сегодня нам предстоит встреча с сиренью. И мы, как и поэт, « пойдем свое счастье искать» и выведем, не удивляйтесь, формулу счастья!
А теперь в путь! Тема сочинения, к которому мы сегодня готовимся,— “Встреча с сиренью”. Это сочинение по личным наблюдениям. Наша задача – научиться выражать свои мысли и чувства, анализируя художественные тексты, рецензируя работы товарищей. А помогать нам в этом будут музыка и живопись. Урок этот необычный, и хочется, чтобы он стал уроком красоты, доброты и раздумий. Возможно, у кого-то тема вызвала удивление, но мне она видится очень широкой и интересной, как этот манящий и зовущий мир на этих репродукциях и фотографиях. Специально к уроку вы получили задание подобрать художественные тексты.
Как эпиграф к уроку звучит в исполнении заранее подготовившейся ученицы стихотворение В. Рождественского «Сирень».
II. Определение возможных подходов к теме.
Учитель. Судьба этого выдающегося русского композитора сложилась так, что ему, страстно любящему Россию, долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И «царицей его души» всегда была белоснежная сирень. Он и озвучил её по-царски. В любое время года после каждого концерта композитор получал букет благоухающей сирени в дар от неизвестного поклонника своего творчества. И далекая Родина вновь становилась близкой. Слезы радости и печали набегали на глаза Рахманинова. Так звали этого композитора. А сирень, увезённую из России, он пытался посадить в далёкой Калифорнии. Но та не цвела в чужих краях. И сам композитор не смог писать музыку, стал лишь исполнителем.
То, о чем поведала эта жизненная история, – один из подходов к нашей теме. Сформулируйте его!
Запись на доске:
I. Встреча сиренью – напоминание об отчем крае, символ Родины.
Учитель. А сейчас слушаем фрагмент романса “Сирень” С. Рахманинова. Это музыкальный портрет сирени. Какая сирень у Рахманинова?
В своих ответах ученики отмечают щемяще нежную, ласковую интонацию музыки, радостное предчувствие встречи с добрым и прекрасным. Сирень же ассоциируется у многих со скромной, застенчивой красавицей или нежной невестой в белоснежном подвенечном платье, в ожидании своего будущего счастья робко и стыдливо опустившей глаза от чужих любопытных восторженных взоров.
Учитель. Поэт А. Блок не забывал старого сада своего детства, с главным украшением – сиренью, сада, принадлежавшего тёте – поэтессе Е. Бекетовой, автору прекрасных слов этого романса.
Романс Рахманинова помог нам окунуться в атмосферу воспоминаний о старинных помещичьих усадьбах, дворянских гнездах, где в садах и парках сирень красовалась перед главным фронтоном. Прибавьте чудное пение соловья, теплую лунную ночь или свежее солнечное утро. «На крайней дорожке парка лиловщина сирени …переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью». Такой описал сирень В.В.Набоков.
А это уже мир другого русского эмигранта – И.А. Бунина. Прочтем фрагменты его удивительных пейзажей. Какой в них подход к теме?
Читаются фрагменты из рассказа “Митина любовь” от слов «Тогда ещё был канун весны « до конца XI гл., от слов “Сад разнообразно одевался” до “Он как будто ждал гостей” (ХIII гл.), от “День был жаркий, тихий” до “И все время, блаженно скучая, по-дневному, то там, то здесь цокал то один, то другой соловей”. (ХIV гл.).
Запись на доске:
2. Цветущая сирень – символ расцвета, свежести, молодости.
Учитель. Есть еще подход. После изучения “Аси” И.С. Тургенева вам будет
легко разобраться. Вспомните бережно хранимый цветок гераниума, иносказательный
диалог героев о крыльях. Итак, фрагменты романа И.А. Гончарова “Обломов”.Встречи
Ольги и Ильи Ильича с сиренью.
Чтение фрагментов из II ч., VI гл.
от слов «Они молча шли по дорожке» до слов «Забудьте же это…»,VII
гл. от «Что это у вас?» до «Она уже знала мысль Обломова», VIII
гл. от «Она тихо шла вперёд, наклонив голову» до «Чтоб не потерять первой…»
Запись на доске:
3. Ветка сирени – лучшее в душе человека, символ любви, символ возрождения человека.
Учитель. Пространство и время всегда несут большую смысловую нагрузку. Почему писатель приводит героев зрелой весной в парк?
Учащиеся отмечают, что весна – это пора пробуждения скрытых сил, возрождения природы. Чувства и силы человека вместе с ней просыпаются. Звуки и запахи парка чаруют. Души героев распахнуты, открыты всему прекрасному.
Учитель. Какую оплошность допустил Обломов?
Отмечается недогадливость героя, говорящего: “А я не люблю сирени, я люблю ландыши”, чувство неловкости от своих слов, нежелание обидеть героиню.
Учитель. Почему история любви героев показана через ветку сирени? О каком «цвете жизни» идет речь, какой « половине»?
Отмечается, что сирень – символ любви. Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, заменяет слова признаний. Она так же прекрасна, но может увянуть. А любовь – лучшая часть жизни. Это цвет жизни, то есть смысл жизни, то, что поднимает человека и окрыляет.
Учитель. Гораздо позже Ольга скажет: « Наша сирень отцвела и погасла.» Как вы понимаете смысл ее слов?
Это конец любви. Ее время ушло.
Учитель. За бурным цветением неизменно наступает пора увядания, умирания. Такова философия жизни. Таков закон природы. А что же наша сирень?
В Англии, кстати, букет сирени дарят жениху в случае отказа и не входят с ним в палату к тяжелобольному. Сирень словно предсказала расставание Ольги и Ильи Ильича. Это уже мир примет, язык цвета, причем во многом противоречивый. Не об этом ли сказал когда-то один из писателей: «Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень – и краса, и радость жизни, с другой – напоминает о быстротечности жизни. В чем дело – сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках– цветочках блеклых тонов и ярких?» О «кресте сирени» говорил и И.Северянин:
Цветы лилово-голубые,
Всего в четыре лепестка.
В чьих крестиках мои былые
Любовь, отвага и тоска!
Запись на доске:
4. Таинственный цвет сирени – символ быстротечности жизни, символ разлуки.
Учитель. Но коль уж мы заговорили о языке примет, то невозможно умолчать об одной из них. Именно о ней встречаем у Тэффи:
Много, о много, нежных и скучных
В мире печальном вянет цветов,
Двухлепестковых, чётносозвучных…
Счастье сирени – в пять лепестков!
А С.Я.Маршак в стихотворении «Счастье» развивает эту мысль:
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья – цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простой,
С какою надеждой и страстью
Искали мы звёздочек в грозди густой
Пятилепестковое «счастье».
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья ещё не нашли,
То, может быть, только от лени.
Запись на доске:
5. Пять лепестков сирени – символ удачи, надежда на счастье.
III. Проверка домашнего задания.
Учитель. Итак, с подходами к теме мы определились. Специально к этому уроку вы подготовили творческую работу «Какие ассоциации у меня возникают, когда я слышу слово «сирень»?». Говорят, что первые ассоциации, впечатления бывают наиболее точными. Вполне возможно, что именно эта работа поможет вам в создании сочинения.
Чтение нескольких работ. Ассоциации самые разные. Воспитанники художественной школы обратились к волшебной “Сирени”– шедевру Врубеля. Обобщая высказывания, учащиеся делают вывод, что именно у этого художника сирень самая загадочная, таинственная, даже мистическая, что достичь такой сложной гармонии сине-зеленой гаммы, пожалуй, не удавалось почти никому. Отмечается также, что появившаяся на миг из переливающихся аметистовых, лиловых соцветий фея сирени – существо нежное, притягательное.
Учитель. Поскольку здесь ассоциации связаны с живописью, хочу заметить, что самым неутомимым живописцем сирени был П.Кончаловский. В честь него даже назван сорт сирени.
Внимание учащихся обращается также и на репродукции картин художников К.Коровина, А.Герасимова, нарисовавших букетный образ сирени.
Музыкальные ассоциации связаны с танцами фей из балета “Спящая красавица” П.И.Чайковского, в котором главной феей добра является фея сирени, и, конечно, с многочисленными романсами.
IV. Творческие работы по поэтическим текстам.
Выразительное чтение текста романса на стихи К. Медвецкого “И тихо, и ясно”.
Учитель. У романса нет названия,его именуют по первой строчке. Романсы “Сирень” и “Ветка сирени” уже есть. Дайте название этому романсу!
Предлагаются названия и «Сиреневая нежность», и «Сиреневая страсть», что ещё раз убеждает самих учеников в некой не поддающейся разгадке тайне чарующей силы сирени.
Учитель. Как вы понимаете, особую значимость для описания имеют определения. Когда-то мы стали соавторами “Фейных нарядов” К.Бальмонта, создавая свои определения. А сегодня попытаемся нарисовать образ лилий. Перед вами фрагмент стихотворения “Болотные лилии», в котором отсутствуют определения. Воссоздайте картину!
Болотные лилии
(Побледневшие), (нежно-стыдливые),
Распустились в болотной глуши
(Белых) лилий цветы (молчаливые),
И вкруг них шелестят камыши.
(Белых) лилий цветы (серебристые)
Вырастают с (глубокого) дна,
Где не светят лучи (золотистые),
Где вода холодна и темна.
Проникаясь решимостью (твёрдою)
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью (гордою)
(Белых) лилий (немые) цветы.
Чтение собственных версий несколькими учащимися и затем стихотворения К.Бальмонта.
Учитель. Какие художественно-изобразительные средства и интересные синтаксические конструкции нашли? Какие определения можно назвать эпитетами? Чем объясняется частый обратный порядок слов? Обратите внимание на слова «проникаясь решимостью», «жить мечтой», «достичь высоты». Как называется это средство выразительности?
Ученики отмечают, что и всё стихотворение в целом звучит метафорично. По словам другого поэта, И.Северянина, «путь без лилий сер». И речь идет не столько о цветах лилии, сколько о стремлении к красоте, чистоте, совершенству, о необходимости усилия и терпения на этом пути. И это стремление должно быть свойственно в первую очередь человеку. Вспоминается и есенинская строчка: «А люди разве не цветы?».
Учитель. Почему автор героем стихотворения сделал именно лилию? Согласно цветочному гороскопу, лилия – символ очарования, утонченности натуры и тайны, которую надо разгадывать.
А теперь давайте представим, что мы находимся в уютном сельском домике. Только что прогремели и смолкли дальние раскаты майской грозы, стих ливень, очистился от туч небосвод, стал бескрайним, нежно-голубым. Бриллиантами засверкали росинки на пышных гроздях сирени, золотом заиграли солнечные лучи на нежной листве. Окна настежь! В комнату врывается пьянящий аромат. Сирень манит нас к себе, не дает оставаться дома. Крыльцо. Несколько шагов – и мы в самом сердце моря сирени. Какое оно? Хотя С. Есенин в шутку сказал:
Я не люблю цветов с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним губами,
Но не найду к ним нежных слов.
А мы найдём! Количество микротем может быть бесконечно большим, и мы не будем оригинальны в их подборе, но все же... Возьмем оригинальностью и свежестью видения. Помогать нам будет музыка.
V. Словесное рисование под музыку.
Работа проводится по вариантам: I – чувства, звуки, сад.; II – воздух в саду, ветви, грозди; III – цветы, аромат, цвет[1]. Включается музыкальная композиция с пением птиц «Звуки сада». Приём используется после предварительного знакомства учащихся со статьёй Д.Кабалевского «Как слушать музыку?». Микротемы записаны на доске.
Отмечается, что самое сложное и неблагодарное дело – определение цвета сирени. Он изменчив в зависимости от стадии распущенности цветка. Окраска может отличаться в пределах соцветия и даже цветка. Благо, что сирень воображаемая!
По окончании отведенного времени читаются работы. Они имеют вид связного высказывания с подробным раскрытием обозначенных микротем. Наиболее удачные слова и словосочетания отмечаются. Напоминается о том, что описание сирени – непременное условие предстоящего сочинения.
VI. Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой.
VII. Анализ черновых вариантов.
Учитель. С подходами к теме определились. Пора определиться с жанром. Предлагаю вам два на выбор: эссе и новеллу. Наступило время прослушать несколько черновых вариантов. План рецензии перед вами:
1. Определить жанр работы.
2. Соответствует работа теме?
3. Сумел автор передать свое настроение?
4. Какие художественно– изобразительные средства использованы?
5. Есть ли речевые недочеты и как их устранить?
6. Чем запоминается работа?
Учитель. Сегодня на уроке вместе со словом “сирень” звучали часто важные, ключевые слова. Определите их!
Учитель. А теперь о формуле счастья, как понимает её тонкий лирик И.А.Бунин.
Звучит стихотворение «Вечер». Учащиеся обращают внимание на афористично звучащие слова: “Счастье всюду”, ”Мы мало видим, знаем. А счастье только знающим дано», «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
VIII. Итоги урока. Домашнее задание.
Учитель. Открывать прекрасное в привычном, радоваться жизни и не переставать постигать её – это и быть по-настоящему счастливым человеком, Хочется, чтобы сочинение помогло вам в этом. И с какой бы стороны вы сейчас ни пытались осветить тему “Встреча с сиренью”, я желаю вам удачи! Если собственных материалов недостаточно, воспользуйтесь материалами урока!
Работа начинается в классе под музыкальное сопровождение и завершается дома.
Использованная литература:
Вершинина Г.Б. «Музыка на уроках обучения описанию», «Русский язык в школе», 1990, №3, с.34.